УИД 11RS0001-01-2024-006916-06 № 2-5476/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
помощника прокурора Семеновой Я.В.,
представителя ответчика Долговой Т.В.,
представителей третьего лица Напалковой Е.В., Гилевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
6 июня 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней ФИО11 в лице законного представителя Кудряшовой Татьяны Алексеевны к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России о внесении изменений в ИПРА,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Сыктывкара в интересах несовершеннолетней ФИО12 в лице законного представителя Кудряшовой Т.А. обратился суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России о внесении изменений в ИПРА в части предоставления ФИО13 ... В обоснование требований указано, что на основании заявления об оказании государственной услуги 20.01.2023 ФИО14. поставлена на учет в ОСФР по Республике Коми на обеспечение техническими средствами реабилитации, в т.ч. .... Однако ФИО15. не обеспечена .... В рамках рассмотрения дела № 2-9787/2023 по иску прокурора в интересах ФИО16 на запрос суда ГУ «РДКБ» предоставлена информация, подготовленная комиссией узких специалистов, о необходимости обеспечения ФИО17 ... в целях доступности и облегчения ребенку возможности передвигаться самостоятельно и улучшения ее социальной адаптации. Включение в программу реабилитации ФИО18 характеристики коляски, приведет к реализации прав несовершеннолетней как инвалида.
В судебном заседании, начавшемся 31.05.2024 и продолжившемся 06.06.2024, помощник прокурора требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица с требованием не согласилась.
Соистец Кудряшова Т.И. в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО19 ** ** ** г.р., является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальным программам реабилитации от ** ** ** ФИО20 нуждается в технических средствах реабилитации, в т.ч. ...
Срок проведения реабилитационных мероприятий определен с 15.11.2022 16.09.2038, исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми.
С 01.01.2024 ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми реорганизовано в ОСФР по Республике Коми.
В целях постановки на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации 29.11.2023 ФИО21 в лице законного представителя Кудряшовой Т.А. обратилась в ОСФР по Республике Коми. По результатам рассмотрения заявления, ФИО22 поставлена на учет по обеспечению техническим средством реабилитации - ...
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, указывает, что ФИО23 до настоящего времени не обеспечена .... В связи с тем, что в ИПРА не указан вес кресла-коляски (...), то ОСФР по Республике Коми не обеспечивает ФИО24 ....
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитацией инвалидов признается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (статья 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (далее ИПР), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ИПР - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных дм инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным TCP или видом реабилитации.
В силу ч. ч. 2 и 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 7 Федерального перечня предусмотрены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.
Приказом Минтруда России от 26.06.2023 № 545н утверждены Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их формы.
В соответствии с Порядком в разделе «Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета» ИПРА ребенка-инвалида заносятся рекомендации по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации или абилитации, предоставляемым инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня показаний с указанием технических характеристик и конструктивных особенностей технических средств реабилитации с учетом индивидуальных особенностей, характера патологии и степени выраженности нарушенных функций организма, полученных в ходе проведенной реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики.
В соответствии с Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 27.04.2023 № 342н, при назначении кресла-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) определяются антропометрические данные инвалида (ребенка-инвалида) - рост, вес, а также определяются ширина сиденья, глубина сиденья, высота подножки, высота подлокотника, а также в зависимости от характера инвалидизирующей патологии, определяются вид сиденья (с регулируемым углом наклона, жесткое), вид спинки (с регулируемым углом наклона, откидная, жесткая), вид подлокотников (регулируемые по высоте), вид подножки (регулирующаяся по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы), приспособления (подголовник, боковые опоры для тела, поясничный валик, держатели для ног, нагрудный ремень, поясной ремень).
Письмом от 01.08.2023 № 44372.ФБ.77/2023 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России направило справочники параметров технических средств реабилитации, в том числе протезов верхних и нижних конечностей, скорректированных с учетом замечаний и предложений Социального фонда России и согласованных с Минтрудом России, для формирования индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) по результатам проведенной медико-социальной экспертизы.
Ни один из вышеперечисленных нормативных актов не предусматривает на необходимость указания в ИПРА веса кресла-коляски.
С учетом приведенных положений материального права и установленных по делу обстоятельств у суда не имеется оснований для обязания ответчика внести изменения в ИПРА в части предоставления ФИО25 ...
На основании изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Прокурора г. Сыктывкара, Кудряшовой Татьяны Алексеевны (паспорт ...) в интересах несовершеннолетней ФИО26 к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России (ИНН 1101486290) о внесении изменений в ИПРА в части предоставления ФИО27 ... - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2024