Решение по делу № 2-870/2022 от 20.01.2022

    27RS0-92

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    25 февраля 2022 года                                                    <адрес>

    Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре судебного заседания Артемьевой Е.В., с участием помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Шепель Н.А., представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ Абросимова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об устранении нарушений природоохранного законодательства

    У С Т А Н О В И Л:

        Заместитель Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по оборудованию прикотельной территории , расположенной по адресу: <адрес>, мест складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения Жилищно-коммунальной службой филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу экологического законодательства было установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля – золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке, что приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно – эпидемиологическую обстановку, а также способствует возникновению и развитию у граждан дыхательных и инфекционных заболеваний.

        В судебном заседании представитель истца по доверенности Шепель Н.А. исковые требования уточнил, заявил отказ от исковых требований к ответчику ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем просил обязанность по строительству мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной , расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , возложить на Министерство обороны Российской Федерации с установлением срока исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления его в законную силу.

    Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Абросимов М.Е., одновременно являющийся начальником отделения жилищно-коммунальной службы (<адрес>) Филиала, действующий по доверенности, не возражал против прекращения производства по делу в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и удовлетворения исковых требований в отношении Министерства обороны России, поскольку учреждение исходя из уставной деятельности осуществляет только материально техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленного за ним на праве оперативного управления объектов и не вправе осуществлять строительство на землях Министерства обороны.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований, предъявленных к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, прекращено в связи с отказом истца от иска.

    Представитель Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил возражения на исковые требования, в которых указал на отсутствие у Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона полномочий вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, отсутствие доказательств превышения концентрации вредных веществ на территории военного городка, а также на подсудность настоящего спора гарнизонному военному суду.

    С учетом ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу требований ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Судом установлено, что в соответствии с актом о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество – котельная , <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ указанный теплогенерирующий объект Министерства обороны РФ фактически эксплуатируется ЖКС .

    Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона с привлечением специалистов 718 Регионального экологического центра Минобороны России (по восточному военному округу) проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что отходы, образующиеся от сжигания угля - золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке.

    В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

    Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

    В соответствии с ранее действовавшим п. 3.4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80, отходы (золошлак) должны временно размещаться в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями), в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях, в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах, на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

    В настоящее время организация временного хранения золошлаковых отходов должна удовлетворять требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , положения которого устанавливают общие и специальные требования (условия) размещения и хранения отходов.

    Так, пункт 215 указанных СанПиН предусматривает основные способы складирования отходов и предусматривает, что временное складирование отходов в зависимости от технологической и физико-химической характеристики, допускается в том числе, на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

    Согласно п. 220 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

    - временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

    - поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

    - поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

    Исходя из вышеизложенного, вопреки указанным нормам законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства на котельной деятельность по вывозу, утилизации и надлежащему размещению отходов - золошлаков от сжигания угля не организована, складирование отходов от сжигания угля осуществляется в открытом грунте, в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищенной поверхности площадки от воздействия атмосферных осадков и ветров, то есть в необорудованном месте.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ предусмотрены цели охраны земель, к которым относятся предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потреблении, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Как указано в ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

    В соответствии с п.21 Устава (с учетом изменений) ФГБУ «ЦЖКУ» в отношении закрепленного за ним па праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны. Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию); проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.

    Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

    В силу п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

    Статьей 7 Положения закреплено, что Министерство Обороны России осуществляет следующие полномочия: организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию имущества в Вооруженных Силах (п. 52), организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов» (п.68), осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил (п.71).

При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, а также соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства законом возложено на собственников таких земельных участков и объектов, в результате эксплуатации которых появляются отходы производства и потребления, суд приходит к выводам об обоснованности заявленных Военным прокурором к Министерству Обороны РФ требований.

В данном случае судом учтено, что земельный участок (военный городок), на котором расположена котельная , в результате эксплуатации которой образуются отходы в виде золошлаковых отложений, находится в ведении Министерства Обороны, следовательно, обязанность по соблюдению требований земельного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства должна быть возложена на данный орган исполнительной власти.

    Учитывая, что для устранения вышеназванных нарушений требований действующего законодательства необходимо произвести строительство (оборудование) мест складирования и накопления золошлаковых отходов, а не проведение капитального ремонта, как полагает представитель ответчика, по мнению суда, такая обязанность должна быть возложена на Министерство обороны РФ как на собственника объектов теплоснабжения и земельного участка, на котором расположены данные объекты.

    В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

    В силу положений статьей 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В силу указанных норм, а также положений статьи 210 ГК РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе оно обязано произвести строительство мест складирования и накопления золошлаковых отходов.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Поскольку вследствие указанных выше нарушений требований действующего законодательства ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду, заявленные военным прокурором исковые требования являются обоснованными.

    Доводы представителя ответчика о том, что прикотельная территория, котельные и непосредственно военные городки не являются объектами публичного пользования, суд находит несостоятельными, поскольку юридического значения для разрешения заявленных требований указанное обстоятельство не имеет.

    По мнению суда, хранение в открытом грунте на необорудованной площадке отходов, образующихся от сжигания угля –золошлаков, приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также способствует возникновению и развитию у граждан дыхательных и неинфекционных заболеваний.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

    По данному делу прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, а также в интересах Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. В связи с чем, суд не принимает довод ответчика о необходимости индивидуализации лиц, которым может быть причинен вред.

Поскольку действия ответчика по накапливанию и хранению золошлаков на необорудованной площадке прикотельной территории нарушают вышеуказанные положения ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельного кодекса Российской Федерации, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, это создает неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, влечет угрозу наступления неблагоприятных последствий, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Доказательств обратного ответчиком суду, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

    Вопреки доводам представителя министерства Обороны РФ, обязанность по доказыванию соблюдения нормативов допустимого воздействия отходов производства на окружающую среду и соответствия выбросов в атмосферный воздух предельно установленным нормам исходя из положений ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возложена на юридические лица, эксплуатирующие здания, сооружения и иные объекты, связанные с обращением с отходами. Соответственно, поскольку ответчиком суду не предоставлено доказательств отсутствия негативного воздействия на окружающую среду в результате размещения золошлаковых отходов, получаемых от эксплуатации котельной , расположенной по адресу: <адрес> в открытом грунте на необорудованной площадке, наличие угрозы наступления неблагоприятных последствий для граждан и окружающей среду предполагается.

    Принимая во внимание, что при обращении в суд Заместитель Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона действует в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и в интересах лиц, не являющихся военнослужащими, а также в интересах публичных образований, исходя из содержания ст. 25 ГПК РФ, ст. 7 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О военных судах Российской Федерации", данное дело не подсудно военному гарнизонному суду.

    Иные доводы, содержащиеся в возражениях на иск представителей Министерства Обороны РФ подлежат отклонению как основанные на неверном толковании регулирующих спорные правоотношения норм материального права.

    На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

    Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, исходя из установленного Бюджетным кодексом РФ порядка выделения денежных средств и сроков формирования бюджета, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

        Исковые требования Заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

        Обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной <адрес> в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд <адрес>.

                       Судья:                                               Н.А. Кузубова

2-870/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Другие
Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу
Жилищно-коммунальная служба № 10 ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Кузубова Н.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2022Подготовка дела (собеседование)
09.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2022Судебное заседание
04.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее