Решение по делу № 33-5457/2024 от 25.04.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Житникова Л.В. № 33-5457/2024

24RS0052-01-2023-000156-73

2.211

26 июня 2024 года         г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Туровой Т.В.,

судей Глебовой А.Н., Елисеевой А.Л.,

при помощнике судьи Крейтор Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,

гражданское дело по иску прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Фарковская средняя школа», Администрации Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе главы Туруханского района Красноярского края Шереметьева И.О.,

на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 25.09.2023 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Фарковская средняя школа», Администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Администрацию Туруханского района (ИНН 2437000340) выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Фарковская средняя школа», в целях совершения действий и работ по: 1) обеспечению системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием любого доступного источника связи, в том числе GSM; 2) оборудованию здания школы системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать МКОУ «Фарковская средняя школа» (ИНН 2437010067), в течение шести месяцев с момента выделения Администрацией Туруханского района финансирования для заключения соответствующих муниципальных контрактов:

1) обеспечить здание школы системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи, в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием любого доступного источника связи, в том числе GSM, то есть посредством канала Интернет-связи;

2) оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Взыскать с МКОУ «Фарковская средняя школа» (ИНН 2437010067), госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Туруханского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Фарковская средняя школа», Администрации Туруханского района Красноярского края о понуждении совершить действия по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, изложенных в представлении прокуратуры Туруханского района, обеспечить здание МКОУ «Фарковская средняя школа» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи, в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием канала GSM; оборудовать здание МКОУ «Фарковская средняя школа» системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Администрацию Туруханского района выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Фарковская средняя школа» в целях совершения действий и проведения указанных работ. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних детей была проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания учащихся в МКОУ «Фарковская средняя школа». В ходе проверки было установлено, что в МКОУ «Фарковская средняя школа» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (передача тревожных сообщений осуществляется при помощи стационарного телефона), а также система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Прокуратурой района в адрес и.о. директора МКОУ «Фарковская средняя школа» Нечаевой А.А. 03.11.2022 было внесено представление об устранении нарушений в сфере антитеррористического законодательства, соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которого, нарушения закона не были устранены.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава Туруханского района Красноярского края Шереметьев И.О. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать. Указывает на то, что судом не дана правовая оценка закрепленных за управлением образования администрации Туруханского района полномочий в части главного распорядителя бюджетных средств для получателей бюджетных средств. Также указывает, что контракт является разновидностью договора, на него распространяются положения ч. 1 ст. 421 ГК РФ, в связи с чем, понуждение к заключению договора не допускается. Полагает, что на МКОУ «Фарковская средняя школа» могла быть возложена обязанность лишь принять меры к заключению муниципального контракта.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 13.12.2023 года решение Туруханского районного суда Красноярского края от 25.09.2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба главы Туруханского района Красноярского края Шереметьева И.О. - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 года вышеуказанное апелляционное определение от 13.12.2023 года отменено в той части, в которой оставлено без изменения решение Туруханского районного суда Красноярского края от 25.09.2023 года в части удовлетворения исковых требований к Администрации Туруханского района и в части установления срока исполнения решения суда муниципальным казенным образовательным учреждением «Фарковская средняя школа».

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон: представителей ответчиков: МКОУ «Фарковская средняя школа», Администрации Туруханского района Красноярского края, представителей третьих лиц: Управления образования администрации Туруханского района Красноярского края, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя процессуального истца – прокурора Иляскина К.И., полагавшего, что решение суда подлежит изменению в части требований к Администрации Туруханского района Красноярского края, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст. 209, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства от 02.08.2018 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).

Пунктом «а» п.21 Требований определено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством и своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В п.24 Требований указано, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункты «г, д»).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних прокурором Туруханского района с 30.10.2022 по 28.11.2022 проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания учащихся в МКОУ «Фарковская средняя школа», в ходе которой установлено, что в МКОУ «Фарковская средняя школа» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (передача тревожных сообщений осуществляется при помощи стационарного телефона), а также система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Паспорт безопасности МКОУ «Фарковская средняя школа» не актуализировался более 10 лет.

В связи с выявленными нарушениями в адрес и.о. директора МКОУ «Фарковская средняя школа» Нечаевой А.А. 03.11.2022 года было внесено представление №7-01-155/2022 об устранении нарушений в сфере антитеррористического законодательства, соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, которое не исполнено до настоящего времени.

Разрешая вышеназванные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, принимая во внимание, что МКОУ «Фарковская средняя школа» отнесено к объектам четвертой категории опасности; при этом, в нарушение обязательных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 (пункт 24), действие которых, распространяется на Учреждение, в нем отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (передача тревожных сообщений осуществляется при помощи стационарного телефона), а также система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принимая во внимание вышеприведенные требования закона, пришли к выводу о том, что учреждение не исполняет обязанности по антитеррористической защищенности, тем самым создается угроза безопасности граждан.

В указанной части решение суда первой инстанции вступило в законную силу 13.12.2023 года на основании апелляционного определения Красноярского краевого суда и не является предметом настоящего апелляционного рассмотрения.

Разрешая вышеназванные исковые требования прокурора, судом первой инстанции на Администрацию Туруханского района, как орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения, была возложена обязанность выделить учреждению необходимую сумму денежных средств для исполнения возложенной на МКОУ «Фарковская средняя школа » обязанности; при этом, суд исходил из положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения муниципального, городского округа относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (пункт 7.1 статьи 16); организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 13 статьи 16).

Вместе с тем, с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, а также фактически установленных обстоятельствах дела.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).

Возлагая на администрацию, как собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц, обязанность выделить денежные средства, суд по существу вмешался в бюджетные правоотношения, участником которых лица, в интересах которых заявлены исковые требования, не являются.

В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетным полномочиям муниципальных образований составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении относится к полномочиям законодательных (представительных) органов (статья 153 названного кодекса).

На исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) возлагается обязанность по составлению проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесению его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, по обеспечению исполнения бюджета и составлению бюджетной отчетности, представлению отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов (статья 154 кодекса).

Статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает на местную администрацию муниципального образования обеспечение исполнения местного бюджета, которое осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Статья 72 названного кодекса определяет, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Оценивая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправомерно на Администрацию Туруханского района возложена функция исполнения бюджета, в том числе по расходам, порядок утверждения которых установлен, органами местного самоуправления.

Как следует из информации предоставленной Администрацией Туруханского района Красноярского края о размерах бюджетных средств, предоставленных МКОУ «Фарковская СШ», в целях соблюдения требований антитеррористического законодательства за период с 2022 года по 2024 годы: в 2023 году выделены бюджетные средства в сумме 216 030 руб. на осуществление монтажа системы оповещения при угрозе теракта в здании учреждения. Бюджетные средства освоены в полном объеме. Также 24.04.2024 года выделено 206 074 руб. на монтаж системы видеонаблюдения в здании учреждения (заключен муниципальный контракт № 25/2024 от 25.04.2024 года).

При этом, бюджетные средства на обеспечение здания МКОУ «Фарковская СШ» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или на систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и заключение соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием канала GSM в 2023 году не выделялись.

Оценивая выше изложенное, учитывая то, что бюджетом муниципального образования Туруханского района Красноярского края соответствующие расходные обязательства на осуществление установленной судом обязанности по п.ж1 (в части обеспечения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник, в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием любого доступного источника связи, в том числе GSM) не выделялись, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложении на Администрацию Туруханского района обязанности по выделению необходимой суммы денежных средств не предусмотренной бюджетом.

При таких обстоятельствах, решение суда в вышеуказанной части подлежит отмене, с принятием нового решения, об отказе в иске прокурору Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Туруханского района Красноярского края о возложении вышеуказанной обязанности по п.1.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым изменить оспариваемое решение в части понуждения МКОУ «Фарковская средняя школа» исполнения обязательств в течение шести месяцев с момент выделения Администрацией Туруханского района финансирования, исключив указанный срок.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Отменить решение Туруханского районного суда Красноярского края от 25.09.2023 года в части возложения на Администрацию Туруханского района (ИНН 2437000340) обязанности по выделению необходимой суммы денежных средств для МКОУ «Фарковская средняя школа», в целях совершения действий и работ по обеспечению системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или на систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на любой доступный другой источник связи, в том числе и GSM, то есть посредством канала Интернет-связи и заключения соответствующего муниципального контракта об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием любого доступного источника связи, в том числе GSM ( п.1).

В данной части принять новое решение, которым в иске прокурору Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Туруханского района Красноярского края о возложении вышеуказанной обязанности, отказать.

Изменить вышеуказанное решение в части понуждения МКОУ «Фарковская средняя школа» в исполнении обязательств, исключив «шестимесячный срок с момента выделения Адимнистрацией Туруханского района финансирования для заключения соответствующих муниципальных контрактов».

В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Туруханского района Красноярского края - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В. Турова

Судьи: А.Н. Глебова

А.Л. Елисеева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.06.2024 года

33-5457/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Туруханского района
Ответчики
Администрация Туруханского района
МКОУ Фарковская средняя школа
Другие
Управление образования администрации Туруханского района
Управление Федеральной службы войск Национальной Гвардии Россиийской Федерации по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
22.05.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024Передано в экспедицию
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее