Председательствующий Крамаренко С.В.
УИД № 19RS0001-02-2020-005571-41
Дело № 33-227/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Немковым С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 февраля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской» Тихоновича Алексея Валерьевича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 октября 2020 года, которым удовлетворен иск Медяник Юлии Евгеньевны, Корнеевой Дарьи Борисовны, Милюковой Ольги Леонидовны, Шашковой Оксаны Григорьевны, Бондарчук Любови Васильевны, Топоевой Ирины Михайловны, Часовской Марины Николаевны, Кундузаковой Ирины Геннадьевны, Гончаренко Виталия Сергеевича, Беденко Анатолия Александровича, Купреева Константина Алексеевича, Кожемякина Геннадия Владимировича, Терских Николая Владимировича, Парфенова Сергея Валерьевича, Сергеева Сергея Андреевича, Фокина Александра Викторовича, Галиновой Татьяны Васильевны, Афониной Екатерины Алексеевны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской» о взыскании стимулирующих выплат.
Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения представителя ответчика Яблокова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истцов Гончаренко В.С., Купреева К.А., Терских Н.В., Парфенова С.В., Фокина А.В., представителя истца Медяник Ю.И. - Кислициной Л.П., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Медяник Ю.Е., Корнеева Д.Б., Милюкова О.Л., Шашкова О.Г., Бондарчук Л.В., Топоева И.М., Часовская М.Н., Кундузакова И.Г., Гончаренко В.С., Беденко А.А., Купреев К.А., Кожемякин Г.В., Терских Н.В., Парфенов С.В., Сергеев С.А., Фокин А.В., Галинова Т.В., Афонина Е.А. обратились в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской» (далее - ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской») о взыскании стимулирующих выплат. Требования мотивировали тем, что работают у ответчика в отделении экстренной консультативной скорой медицинской помощи (далее – Отделение) на различных должностях, ежедневно рискуют оказаться в контакте с лицами, зараженными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). С 24.06.2020 ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» перепрофилировано в учреждение для больных новой коронавирусной инфекцией, однако предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» стимулирующие выплаты им не выплачиваются. С учетом уточнения исковых требований просили взыскать с ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» в пользу истцов стимулирующие выплаты в размере по 25 000 руб. в месяц с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за отработанное время с апреля по сентябрь 2020 года.
Определением суда от 08.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее – Минздрав Хакасии).
В судебном заседании истцы Кожемякин Г.В., Терских Н.В., Топоева И.М., Парфенов С.В., Медяник Ю.И. и ее представитель – Кислицина Л.П. настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представители ответчика Яблоков А.Н., Михайлова Т.Г. иск не признали. Суду пояснили, что спорная стимулирующая выплата полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи и водителям, работающим в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Федеральные средства для стимулирующих выплат направляются в учреждение здравоохранения на основании решения органа исполнительной власти субъекта в сфере здравоохранения, то есть Минздрава Хакасии. Такое решение о создании на базе ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» общепрофилированных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), также выездной бригады, осуществляющей эвакуацию таких пациентов, не принималось, в связи с чем средства федерального бюджета в рамках указанного постановления Правительства Российской Федерации № 484 не могут быть направлены на стимулирующие выплаты работникам отделения экстренной консультативной медицинской помощи. Отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи не оказывает скорую специализированную медицинскую помощь в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Просили в иске отказать.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Взыскал с ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» стимулирующие выплаты: в пользу Медяник Ю.Е. - 240 000 руб., Корнеевой Д.Б. - 160 000 руб., Милюковой О.Л. - 240 000 руб., Шашковой О.Г. - 215 000 руб., Бондарчук Л.В. - 240 000 руб., Топоевой И.М. - 240 000 руб., Часовской М.Н. - 240 000 руб., Кундузаковой И.Г. - 240 000 руб., Гончаренко В.С. - 240 000 руб., Беденко А.А. - 240 000 руб., Купреева К.А. – 240 000 руб., Кожемякина Г.В. - 240 000 руб., Терских Н.В. - 240 000 руб., Парфенова С.В. - 240 000 руб., Сергеева С.А. - 200 000 руб., Фокина А.В. - 200 000 руб., Галиновой Т.В. - 240 000 руб., Афониной Е.А. - 240 000 руб. Указал произвести взыскание за счет средств федерального бюджета, предусмотренных п. 11а Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484. Взыскал с ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 28 875 руб.
С решением суда не согласен представитель ответчик Тихонович А.В.
В апелляционной жалобе он просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своих требований указывает, что истцам в полном объеме произведены выплаты за риски заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223 и постановлением Правительства Российской Федерацией от 02.04.2020 № 415. По мнению апеллятора, судом не приняты во внимание положения нормативных правовых актов, определяющих порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению риска распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), которыми не предусмотрено право руководителя медицинской организации самостоятельно утверждать схемы маршрутизации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение выплат стимулирующего характера в медицинских организациях, фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), определенных решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Приказами Минздрава Хакасии от 23.06.2020 №№ 712, 713 с 23.06.2020 на базе ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» организовано оказание специализированной медицинской помощи взрослым пациентам с новой коронавирусной инфекцией посредством временного перепрофилирования стационарных отделений, при этом специализированные бригады скорой медицинской помощи, в отношении которых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 предусмотрено направление межбюджетных трансфертов для осуществления стимулирующих выплат, в учреждении не создавались. Кроме того, определяя размер задолженности, суд первой инстанции не учел периоды отсутствия на работе истцов Галиновой Т.В., Терских Н.В., Медяник Ю.Е., Беденко А.А. (периоды временной нетрудоспособности, отпуска), а также периоды, в которых сотрудниками не оказывалась медицинская помощь пациентам с коронавирусной инфекцией.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истцы выражают согласие с решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы состоят с ответчиком в трудовых отношениях, работают в отделении экстренной консультативной скорой медицинской помощи в должностях: Фокин А.В. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Галинова Т.В. - медицинской сестры-анестезиста, Афонина Е.А. - медицинской сестры-анестезиста, Корнеева Д.Б. - фельдшера скорой медицинской помощи, Милюкова О.Л. - медицинской сестры-анестезиста, Шашкова О.Г. - медицинской сестры-анестезиста, Бондарчук Л.В. - медицинской сестры-анестезиста, Топоева И.М. - старшего фельдшера, Часовская М.Н. - фельдшера скорой медицинской помощи, Кундузакова И.Г. - фельдшера скорой медицинской помощи, Медяник Ю.Е. - фельдшера скорой медицинской помощи, Гончаренко В.С. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Беденко А.А. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Купреев К.А. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Кожемякин Г.В. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Терских Н.В. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Парфенов С.В. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи, Сергеев С.А. - водителя автомобиля скорой медицинской помощи.
Согласно Положению об отделении экстренной консультативной скорой медицинской помощи, утвержденному главным врачом 22.08.2019, Отделение является структурным подразделением ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской». В состав подразделения входят медицинские бригады, которые разделяются на: а) авиамедицинскую бригаду, б) бригаду скорой медицинской помощи, в) консультативную бригаду специализированной медицинской помощи.
Задачами Отделения являются: оказание экстренной специализированной медицинской помощи пациентам, находящимся на лечении в медицинских организациях Минздрава Хакасии, оказание экстренной медицинской помощи с применением авиации пострадавшим при ЧС, в ДТП и больным при острых состояниях и заболеваниях, оказание первичной медико-санитарной помощи в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах РХ, проведение медицинской эвакуации пострадавших и больных в региональные и федеральные центры, профильные медицинские организации, доставка медицинских грузов в медицинские организации труднодоступных районов.
Приказом Минздрава Хакасии от 29.01.2020 № 76 «О дополнительных мерах по профилактике и распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Республике Хакасия» главному врачу ГБУЗ РХ «РКБ им Г.Я. Ремишевской» поручено обеспечить эвакуацию пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) санитарным транспортом с медицинских организаций Республики Хакасия (кроме г. Абакана) (пункт 4).
Приказом ГБУЗ РХ «РКБ им Г.Я. Ремишевской» от 21.02.2020 № 112 утвержден Алгоритм действий медперсонала при выявлении больного с подозрением на коронавирусную инфекцию 2019-nCОV.
Согласно разделу 3 Алгоритма, при получении информации о случае заболевания, подозрительного на болезнь, в поликлинике или стационаре ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» для эвакуации больного (трупа) направляется бригада эвакуаторов (ГБУЗ РХ «АССМП»). При получении информации о случае заболевания, подозрительного на болезнь, в медицинской организации Республики Хакасия, находящейся за пределами г. Абакана, для эвакуации больного (трупа) направляется бригада эвакуаторов отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи (санавиации) ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской».
Эвакобригада должна состоять из врача и двух помощников (фельдшер, санитар). Перед входом в помещение, где выявлен больной, члены бригады надевают защитные костюмы под наблюдением врача. Для перевозки больного КВИ необходимо использовать специальные санитарные машины, предварительно, по возможности герметизированные. Шофер эвакобригады при наличии изолированной кабины должен быть одет в комбинезон, при отсутствии ее – в защитную одежду. После доставки больного в инфекционный стационар бригада проходит на территории больницы полную санитарную обработку с дезинфекцией защитной одежды.
Судом первой инстанции установлено, что истцы в спорный период в составе выездных бригад скорой медицинской помощи осуществляли выезды для перевозки и оказания скорой медицинской помощи пациентам с COVID-19, внебольничной пневмонией, клиническими проявлениями ОРВИ по всей территории Республики Хакасия, кроме городов Абакан, Черногорск, Саяногорск. Доставляли таких больных с отдаленных территорий республики в специализированные медицинские учреждения, организованные в г. Черногорск, г. Абакан, с. Белый Яр. Работу осуществляли в защитных костюмах, то есть как и медицинские работники специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, организованных в городах Абакан, Саяногорск, Черногорск.
Как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции представитель ответчика данные факты не оспаривал, указывая на то, что истцы работали с больными COVID-19, однако они не работали в составе специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи, поскольку такая бригада на базе ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» не создавалась.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Отделение, в котором осуществляли трудовую деятельность истцы, на основании указанных выше приказа Минздрава Хакасии от 29.01.2020 № 76, приказа главного врача ГБУЗ РХ «РКБ им Г.Я. Ремишевской» от 21.02.2020 № 112 фактически выполняло функции специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи, направляемой на вызов к пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и/или внебольничной пневмонией вирусной этиологии, в связи с чем исковые требования удовлетворил. При этом суд исходил из того, что истцы, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией и которые выполняют те же функции, что и специализированные бригады скорой медицинской помощи, не могут быть лишены выплат, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Частью 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 названного постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020.
Согласно п. 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Подпунктом «а» пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц.
В силу п. 12 Правил локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965, следует, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в полном размере выплачиваются также, если специализированное подразделение или специализированная бригада скорой медицинской помощи сформировалось, например, в середине месяца или работник часть месяца находился в отпуске.
Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно, они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со статьей 423 Кодекса.
Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н.
Таким образом, спорная стимулирующая выплата положена медицинским работникам и водителям специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; является единовременной выплатой и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Временным порядком организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н (приложение № 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь возложено: утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций; определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Приказом Минздрава Хакасии от 08.05.2020 № 492 установлен перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и/или внебольничной пневмонией вирусной этиологии, согласно которому главным врачам ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи», ГБУЗ РХ «Саяногорская городская станция скорой медицинской помощи», ГБУЗ РХ «Черногорская городская станция скорой медицинской помощи» поручено организовать перечень таких бригад.
Приказом главного врача ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» от 06.08.2020 № 287 утверждено в новой редакции Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, согласно которому выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 осуществляются работникам подразделений ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской», перепрофилированных для оказания специализированной медицинской помощи взрослым пациентам с новой коронавирусной инфекцией и оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Перечень подразделений, работа в которых дает право на установление данных стимулирующих выплат, определен в приложении № 1 к Положению, в который вошли отделение № 1 для лечения внебольничных пневмоний, отделение № 2 для лечения пациентов с COVID-19.
Отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи в данном перечне не указано.
Выражая несогласие с решением суда, апеллятор в жалобе указывает, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решение о создании на базе ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» специализированной бригады скорой медицинской помощи, в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 предусмотрено направление межбюджетных трансфертов для осуществления стимулирующих выплат, не принималось и в учреждении не создавалось.
Оценивая данные доводы, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению, поскольку, как установлено судом первой инстанции, такая бригада в ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» не создавалась ввиду того, что эти функции выполняло, исходя из приказа Минздрава Хакасии от 29.01.2020 № 76, приказа главного врача ГБУЗ РХ «РКБ им Г.Я. Ремишевской» от 21.02.2020 № 112, отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи (санавиации).
Более того, судебная коллегия учитывает, что и.о. министра здравоохранения Республики Хакасия 23.12.2020 главному врачу ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» предложено издать и согласовать с Министерством локальный нормативный акт о включении санавиации ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» в число структурных подразделений, фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и распространить его действие на правоотношения, возникшие с 01.04.2020.
Приказом главного врача ГБУЗ РХ «РКБ им. Г.Я. Ремишевской» от 24.12.2020 № 256-1.5 «О начислении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, Положением об осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденным приказом от 06.08.2020 № 287, истцам установлены выплаты стимулирующего характера за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2020 года.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о нарушении прав истцов на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы с учетом спорной выплаты за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а потому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истцов.
Ссылка в апелляционной жалобе на неверное установление судом размера стимулирующих выплат, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истцов Галиновой Т.В., Терских Н.В., Медяник Ю.Е., Беденко А.А., без учета периодов временной нетрудоспособности, отпуска, судебной коллегией отклоняется, поскольку в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965 указано, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в полном размере выплачиваются также, если работник часть месяца находился в отпуске. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, а именно приказы о предоставлении отпуска, листки временной нетрудоспособности, подтверждающие факт нахождения в отпуске либо болезни.
Определяя размер стимулирующих выплат, суд исходил из установленного п. 11 Правил размера - 25 000 руб. в месяц, с учетом районного коэффициента 30% и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия 30%, выплата составила 40 000 руб. в месяц. Принимая во внимание количество отработанного в спорном периоде времени истцами Галиновой Т.В., Терских Н.В., Медяник Ю.Е., Беденко А.А., определил в их пользу по 240 000 руб.
Утверждение апеллятора о том, что при определении подлежащего взысканию размера стимулирующих выплат судом не учтены также периоды, в которых работниками не оказывалась медицинская помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, не могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого решения, поскольку основанием для начисления спорной стимулирующей является сам факт отнесения Отделения к структурным подразделениям медицинской организации, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера. То есть в данном случае значение имеет сам факт работы в таком структурном подразделении, а не факт оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией.
Доводы ответчика о том, что истцам за риск работы с больными новой коронавирусной инфекции начислялись и выплачивались стимулирующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223 «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», основанием для отмены решения суда не являются, так как указанные выплаты имеют иной правовой характер, и их выплата не исключает право истцов на получение стимулирующей выплаты за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, материальный закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, им дана надлежащая оценка, и судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 октября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской» Тихоновича Алексея Валерьевича – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Г.П. Пархомович
Е.В. Хлыстак