РЕШЕНИЕ
К делу №12-44/2016
г. Славянск - на – Кубани 13 мая 2016 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Рябоконевой Н.А.,
с участием :
представителя администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края по доверенности Мельниковой Е.А.,
помощника Славянского межрайонного прокурора Белошапки Ю.В.,
государственного инспектора дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенанта полиции Евдокименко П.В.
при секретаре Захаровой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края на постановление по делу об административном правонарушении от 18.02.2016,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края обратилась в Славянский районный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 18.02.2016, вынесенное государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. Д.С. по тем основаниям, что акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 23.12.2015 составлен с нарушениями: в отсутствие представителя сельской администрации (правонарушителя) и с изложением недостоверных сведений о состоянии дорожной разметки; а назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. несоразмерно характеру допущенного нарушения, повлечет дефицит бюджета. Просит суд указанное постановление отменить, административное дело производством прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края по доверенности Мельникова Е.А., поддержав доводы, изложенные в жалобе, просила суд их удовлетворить, восстановив срок обжалования незаконного постановления, пропущенный по уважительной причине. Суду пояснила, что до 23.12.2015 у государственного инспектора дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району никаких претензий к администрация Анастасиевского сельского поселения по эксплуатационному состоянию автомобильных дорог не имелось, что подтверждается отсутствием актов о проведении каких-либо проверок и выявленных недостатков. Акт выявленных недостатков вместе от 23.12.2015 с копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении поступил в администрацию сельского поселения 29.12.2015. К осмотру участка дороги по ул. Победы между улицами Красной и Южной, составлению указанного акта, в нарушение требований КоАП РФ, ни сотрудники администрации, ни понятые госинспектором не привлекались. Получив указанные документы, представители сельской администрации выехали на место и убедились в том, что различимая горизонтальная дорожная разметка имеется, однако имеет износ, а новую нанести не представляется возможным ввиду зимнего периода времени. В ответе на запрос главы сельского поселения о возможности нанесения дорожной разметки в зимний период, директор ООО «БИК» сообщил о том, что исходя из технических характеристик разметочного материала, производство работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки не представляется возможным. Выполненные фотографии с имеющейся различимой дорожной разметкой и ответ директора ООО «БИК» были направлены госинспектру, однако не были приняты им во внимание. Несмотря на то, что административное расследование по делу не проводилось, протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен госинспектором лишь спустя 2 месяца - 18.02.2016. В отношении главы администрации, как должностного лица, протокол об административном правонарушении не составлялся. Назначенное инспектором наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. является для администрации сельского поселения непосильным бременем и, очевидно, что повлечет дефицит бюджета, свертывание социальных программ. Кроме того, указанная сумма штрафа несоразмерна выявленному нарушению, которое к настоящему времени уже устранено. За выполненные работы по нанесению дорожной разметки на всех автодорогах в сельском поселении в марте 2016г. ИП Диброву А.И. перечислено около 120 000 руб.. Поскольку, первоначально вынесенное госинспектором постановление было обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края, принято им к производству определением от 11.03.2016, а затем прекращено, в связи с нарушением правил подведомственности определением от 12.04.2016, 14.04.2016 заявление об отмене указанного постановления было направлено в суд общей юрисдикции. В этой связи, считая срок обжалования пропущенным по уважительной причине, просит его восстановить.
Заинтересованное лицо - государственный инспектор дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В., не возражая против восстановления процессуального срока обжалования вынесенного им постановления, однако возражая против удовлетворения жалобы по существу, суду пояснил, что в связи с поступившим сообщением о ДТП, 23.12.2015 выехал на место происшествия – участок ул. Победы (2 квартала) между улицами Красной и Южной в ст. Анастасиевской. Убедившись в отсутствии дорожной разметки на автодороге, составил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, 25.12.2015 вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и производстве административного расследования, 18.02.2016 составил протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица, а 20.02.2016 – в отношении него постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.. При составлен акта нарушений не допускал, полагая, что тот может быть составлен в отсутствие правонарушителя. Если бы ему были представлены администрацией доказательства вины кого-либо из должностных лиц, он составил бы протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица, однако таковые представлены не были.
Прокурор, находя вынесенное государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. постановление от 20.02.2016 о привлечении к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ юридического лица незаконным и необоснованным, просил суд жалобу администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края удовлетворить, вынесенное им постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, восстановив администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района процессуальный срок обжалования незаконного постановления..
Изучив жалобу, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса и заключение прокурора, суд находит жалобу администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела усматривается, что первоначально, вынесенное 20.02.2016 государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. постановление юридическим лицом было обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края и принято им к производству, согласно определению от 11.03.2016. Определением от 12.04.2016 производство по делу прекращено в связи с нарушением правил подведомственности, а 14.04.2016 заявление об отмене указанного постановления поступило от юридического лица в суд общей юрисдикции – Славянский районный суд.
Принимая во внимание доводы представителя администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края по доверенности Мельниковой Е.А. о причинах пропуска срока для обжалования вынесенного в отношении юридического лица постановления по причине ошибочного его обжалования в арбитражный суд вместо суда общей юрисдикции, с учетом обстоятельств дела, на основании ст.30.3 КоАП РФ, суд приходит к выводу о необходимости восстановления администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района срока для обжалования указанного постановления.
Согласно ст. 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Ст.12 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с Приказом №380 МВД РФ «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» от 30.03.2015, Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составляется в присутствии владельца (представителя владельца) автомобильной дороги, железнодорожного переезда.
П.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, установлено, что должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил принимать меры к своевременному устранению помех для движения запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с п.4.2.2, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Судом установлено, что государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. 23.12.2015 составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, выразившемся в отсутствии горизонтальной разметки проезжей части на участке ул. Победы между ул. Красной и ул. Южной в ст. Анастасиевской Славянского района в нарушение требований ГОСТ Р 50597- 93, ГОСТ Р 52289-2004, на основании которого 25.12.2015 им вынесено определение 23 АА 583073 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неопределенного круга лиц администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края и проведении по нему административного расследования.
Согласно протоколу об административном правонарушении <номер> от 18.02.2016, администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района, являясь юридическим лицом, допустила несоблюдение требований по обеспечению безопасности в содержании дорог, что выразилось в отсутствии горизонтальной разметки на проезжей части ул. Победы между ул. Красной и ул. Южной, в нарушение ГОСТ Р 50597- 93, ГОСТ Р 52289-2004, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
Из записи представителя юридического лица – главы администрации сельского поселения Заволока А.Г. в протоколе (объяснение правонарушителя) следует, что с нарушением не согласен, т.к. разметка имеется, но её уже плохо видно. Новую разметку в декабре месяце выполнить нет возможности из-за низких температур.
Согласно вынесенному государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. постановлению от 20.02.2016, за допущенное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ, администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района, как юридическое лицо, привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Согласно требованиям ГОСТ Р 52575, нанесение краски дорожной разметки следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствуют требованиям, указанным производителем в инструкции по применению материала.. Требования к перечисленным показателям выдвигаются, исходя из условия нормирования сушки (испарения растворителя) и формирования слоя краски. Температура покрытия при нанесении краски должна быть не ниже +15С, а относительная влажность воздуха – не более 85%.
Из ответа директора ООО «БИК» от 24.02.2016 на запрос главы сельского поселения о возможности нанесения дорожной разметки в зимний период, следует, что исходя из технических характеристик разметочного материала, производство работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки не представляется возможным.
В силу положений ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Ч.2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.16 постановления №10 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но эти лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.
Просмотром фотографий участка ул. Победы между ул. Красной и ул. Южной в ст. Анастасиевской от 18.02.2016, представленных в судебном заседании представителем администрации сельского поселения Мельниковой Е.А., судом установлено наличие видимой горизонтальной разметки проезжей части ул. Победы между ул. Красной и ул. Южной в ст. Анастасиевской с вероятным % её износа с учетом зимнего времени года, что не соответствует сведениям о её полном отсутствии, как указано государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. в Акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 23.12.2015. В нарушение требований ст.12 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995, Приказа №380 МВД РФ «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» от 30.03.2015, к определению степени износа имеющейся горизонтальной дорожной разметки, равно как и осмотру самой дорожной разметки ни специалисты, ни представители органа исполнительной власти не привлекались. Возможность принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности, равно как и вина должностного лица, им в ходе административного расследования не исследовалась. Доказательств того, что возможное несоблюдение требований юридическим лицом по содержанию дорог угрожает безопасности дорожного движения суду не представлено.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, что влечет прекращение производства по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края на постановление по делу об административном правонарушении от 18.02.2015, удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором дорожного надзора ДИ и ОДОГИБДД ОМВД России по Славянскому району ст. лейтенантом полиции Евдокименко П.В. в отношении юридического лица - администрация Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края по ст.12.34 КоАП РФ отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья –
Согласовано: