РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 04 апреля 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Шебзухова С.И.,
при секретаре судебного заседания Тлюповой С.К.,
с участием:
истца помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Егерухайское сельское поселение», в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» на участке автомобильной дороги, проходящей по <адрес> а. Егерухай, входящих в число автомобильных дорог находящихся в ведении указанного сельского поселения, в соответствии с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.6.1.1ГОСТ Р-52766 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» выполнить работы по благоустройству тротуаров для пешеходов и оборудованию стационарным электрическим освещением до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом указал, что прокуратурой района проведена проверкапо обращению ФИО3 по вопросу отсутствия тротуаров для пешеходов по <адрес>, в ходе которой в деятельности администрации МО «Егерухайское сельское поселение» выявлены нарушения.
Так, согласно ст.2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Так, в силу положений, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Кошехабльский» установлено, что в нарушение п.п. 4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги местного значения по <адрес> а. Егерухай, отсутствуют стационарное освещение и обустроенные тротуары, в связи с чем, пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части, что небезопасно для их жизни и здоровья, а также создают непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и могут быть причиной наступления тяжких последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Вышеуказанные факты подтверждаются актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленных госинспектором ОГИБДД МО МВД России «Кошехабльский» ФИО5, фотоматериалами.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Егерухайское сельское поселение» внесено соответствующее представление, требования которого до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения закона создают непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и могут быть причиной наступления тяжких последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 исковые требования прокурора уточнила и просила суд обязать администрацию МО «Егерухайское сельское поселение» на участке автомобильной дороги, проходящей по <адрес> а. Егерухай, входящей в число автомобильных дорог находящихся в ведении указанного сельского поселения, в соответствии с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.6.1.1 ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» выполнить работы по благоустройству тротуарами для пешеходов и оборудованию стационарным электрическим освещением до ДД.ММ.ГГГГ.
Извещенный надлежащим образом представитель ответчика администрации МО «Егерухайское сельское поселение» в судебное заседание не явился. В своем возражении глава администрации сельского поселения указал, что согласно п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007, в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений - СП 42.13330.2016. СП 42.13330.2016 распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке, при этом указанные в нем требования согласно п. 1.1 конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Если участки дорог в границах сельского поселения являются улицами (согласно реестру улиц и дорог сельского поселения, утвержденному администрацией поселения), то тротуары на них устраивают в соответствии с требованиями п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 с учетом положения п.1.1 СП 42.13330.2016 в рамках реконструкции.
В 2020 г. вступил в действие ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет». В соответствии с областью применения стандарт устанавливает требования к автомобильным дорогам с низкой интенсивностью движения (далее - дороги с НИД) на территории Российской Федерации. Стандарт применяется при проектировании строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с НИД (в том числе проходящих в пределах населенных пунктов), а также определяет принципы конструирования и расчета дорожных одежд на них.
Основные параметры автомобильных дорог с НИД при переходе в улицы и дороги в населенных пунктах приведены в таблице 17, при этом на местных дорогах тротуары шириной 1 м допускается устраивать с одной стороны.
Сроки проведения работ по капитальному ремонту и реконструкции определяют при их планировании в установленном порядке. Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортноэксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании соответствующих нормативов финансовых затрат, утверждаемых органом местного самоуправления.
В статье 5 Федерального закона № 257-ФЗ указано, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Решением МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании перечня имущества находящегося в собственности МО «<адрес>», подлежащего передаче муниципальным образованиям «<адрес>» вновь образованным сельским поселениям» муниципальному образованию «Егерухайское сельское поселение» в соответствии с приложением № было передано имущество в виде автомобильных дорог местного значения (прилагается).
Таким образом, в исковом заявлении указано приведение участка автомобильной дороги, проходящей по <адрес> а. Егерухай в соответствие с нормами ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и не принято во внимание, что у Администрации на балансе не находятся дороги общего пользования, а также, что на строительство тротуаров в населенных пунктах распространяет свое действие Свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр).
Просит в удовлетворении иска прокурора <адрес> отказать.
Заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО4, сч учетом письменного мнения представителя администрации МО «Егерухайское сельское поселение», исследовав материалы дела, суд находит, что иск прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Егерухайское сельское поселение» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения следует удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу положений, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно акту о выявленных недостатках и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.п. 4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги местного значения по <адрес> а. <адрес> Республики Адыгея отсутствуют стационарное освещение и обустроенные тротуары.
Данное обстоятельство подтверждается справкой Государственного инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России «Кошехабльский» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:
- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;
- от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Таким образом, в связи с отсутствием стационарного освещения и обустроенных тротуаров пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части, что небезопасно для их жизни и здоровья, а также создают непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и могут быть причиной наступления тяжких последствий для жизни и здоровья участников дорожного движения, что является недопустимым.
Учитывая, что собственником автомобильной дороги, находящейся в а. Егерухай по <адрес> Республики Адыгея является администрация МО «Егерухайское сельское поселение», суд считает, что ответчика следует обязать администрацию муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» на участке автомобильной дороги, проходящей по <адрес> а. Егерухай, входящих в число автомобильных дорог находящихся в ведении указанного сельского поселения, в соответствии с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.6.1.1ГОСТ Р-52766 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» выполнить работы по благоустройству тротуаров для пешеходов и оборудованию стационарным электрическим освещением до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец прокурор <адрес> и ответчик администрация МО «Егерухайское сельское поселение» освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» о понуждении к выполнению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Егерухайское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги, проходящей по <адрес> а. Егерухай, входящих в число автомобильных дорог находящихся в ведении указанного сельского поселения, в соответствии с п. 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.6.1.1ГОСТ Р-52766 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» выполнить работы по благоустройству тротуаров для пешеходов и оборудованию стационарным электрическим освещением.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея, в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья (подпись)