Решение по делу № 33-1910/2023 от 03.03.2023

Судья (ФИО)5                                                        (номер) ((номер))

УИД (номер)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(дата) года                                                                 (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры в составе:

председательствующего-судьи (ФИО)10,

судей (ФИО)12

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи (ФИО)6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)3 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса (адрес)-Югры о признании незаконным приказа о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке, третьи лица (ФИО)1, (ФИО)2,

по апелляционной жалобе (ФИО)3 на решение Ханты-Мансийского районного суда (адрес) – Югры от (дата), которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований (ФИО)3 (паспорт (номер)) к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса (адрес)- Югры (ИНН (номер)) отказать».

Заслушав доклад судьи (ФИО)10 об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, пояснения представителя истца (ФИО)7 настаивавшего на отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(ФИО)3 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса (адрес) – Югры о признании незаконным приказа о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке.

Требования иска мотивированы тем, что с (дата) истец признан участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в (адрес)-Югре» целевой программы Ханты – (адрес)-Югры «Улучшение жилищных условий населения (адрес)-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года».

(дата) ответчиком в адрес истца направлено уведомление, что приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа от (дата) (номер)-п истец всем составом семьи исключен из списка, поскольку супруга истца (ФИО)1 в период постановки на учет имела в праве собственности ? долю жилого помещения, полученного в порядке приватизации, расположенного по адресу: (адрес), общей площадью <данные изъяты>.м.

Истец считает данное решение нарушающим его право и право его сына на получение мер государственной поддержки, так как он и его сын не нарушали закон, о наличии у супруги доли квартиры не знал, как и она сама, так как была несовершеннолетней в период приватизации. Считает, что ответчик сам нарушил закон, включив супругу истца без проверки в списки участников. С (дата) года в собственности жены указанной квартиры уже нет - она передела ее безвозмездно родственникам. Просит суд признать незаконным приказ Департамента строительства (адрес) – Югры от (дата) (номер)-п, внести изменения в отдельные приказы Департамента строительства (адрес) – Югры в части снятия (ФИО)3 и членов его семьи с учета на получение субсидии и исключении их из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов (адрес) – Югры, признанных до (дата) участником подпрограмм», возложении обязанности восстановить истца и членов его семьи (ФИО)1, (ФИО)2, в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов (адрес) – Югры, признанных до (дата) участником подпрограмм».

Стороны, уведомленные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца поддержал все доводы искового заявления, просил удовлетворить требования истца с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в том числе.

От представителя ответчика в материалы дела представлено письменное возражение с приложением копии учетного дела, согласно которых ответчик просит отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы обращает внимание, что истец вступил в брак с (ФИО)13 (дата). На момент вступления в брак, супруга истца была зарегистрирована по иному адресу, истец не располагал сведениями о наличии в собственности супруги ? доли в праве на жилое помещение, о чем не было известно и его супруге, поскольку приватизация жилого помещения проведена в период нахождения ее в несовершеннолетнем возрасте. С учетом изложенного указывает, что на момент подачи заявления (дата) истец добросовестно заблуждался относительно отсутствия в собственности членов его семьи жилых помещений. Обращает внимание, что право собственности супруги истца на ? долю в праве общей долевой собственности, прекращено (дата) в связи с заключением договора дарения от (дата). В дальнейшем ни истец ни члены его семьи не приобретали в собственность недвижимое имущество. Полагает, истцом представлены исчерпывающие доказательства заблуждения относительно имевшегося у (ФИО)1 права на жилое помещение. Считает выводы суда о сокрытии истцом факта совершения сделки дарения доли в праве на квартире необоснованными, поскольку квартира отчуждена в (дата) году, а сведения предоставляются за период за 5 лет предшествующих подаче заявления о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году ((дата)). Указывает, что ответчик располагая сведениями о наличии в период с (дата) по (дата) в собственности супруги истца доли в праве на жилое помещение, несмотря на ежегодное проведение переучета участников мероприятия, в период с (дата) не исключал истца и членов его семьи из числа участников подпрограммы, после чего (дата) в нарушение п.9 Порядка, издал оспариваемый приказ (нарушен срок принятия решения о снятии истца и членов его семьи с учета на получение субсидии (10 дней)). Ссылаясь на ст. 10 ГК РФ полагает суду надлежало признать недобросовестным бездействие Департамента, своевременно не усмотревшего отсутствие оснований для признания истца участником подпрограммы. Действия истца считает добросовестными, так как нахождение на учете истца с составом семьи не связано с не правомерными действиями, а произошло в результате действий ответчика. Обращает внимание, что истец и члены его семьи не обеспечены жилым помещением в пределах социальной нормы и не получали ранее никаких мер государственной поддержки, при отсутствии с их стороны какого-либо злоупотребления. Считает, что решением ответчика семья истца фактически лишена права на получение указанных мер.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента социального развития и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры указывает на необоснованность апелляционной жалобы. Считает, что истцом пропущен срок для подачи апелляционной жалобы, просит отказать истцу в принятии и передачи на рассмотрение в апелляционную инстанцию в связи с пропуском установленного срока. Повторяя доводы возражений на исковое заявление указывает, что судом правомерно установлено недобросовестное поведение истца при постановке на учет по причине укрытия от ответчика сведений об отсутствии нуждаемости, в связи с чем, выявив указанное обстоятельство в (дата) году, ответчик законно и обоснованно принял оспариваемое истцом решение.

Представитель истца (ФИО)3(ФИО)7 в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда (адрес) - Югры.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от (дата) за (номер) «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что (дата) на основании заявления от (дата) решением Открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)3 и его супруга (ФИО)1 признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в (адрес) – Югре» целевой программы (адрес) – Югры «Улучшение жилищных условий населения (адрес)- Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

После постановки на учет (дата) в семье истца родился сын (ФИО)2, который так же был включен в списки в установленном порядке.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от (дата)(номер) (ФИО)1, (дата) года рождения, с период с (дата) по (дата) имела в собственности 1/2 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора приватизации от (дата). В связи с выявлением данного факта семья истца в полном числе участников снята с учета и исключена из списков.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона ХМАО-Югры от (дата). (номер)-оз «О программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» и Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) (номер)-п, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом отметил, что на дату подачи заявления, супруга истца являлась собственником <данные изъяты> доли в квартире площадью <данные изъяты> кв.м. Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляла <данные изъяты> кв.м., что свидетельствовало об отсутствии нуждаемости истца и отсутствии оснований для постановки на учет.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, ввиду следующего.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Законом (адрес) - Югры от (дата) (номер)-оз утверждена Программа (адрес) - Югры «Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2005 - 2015 годы», в составе которой была утверждена подпрограмма 3.

В соответствии с п.3 ст.13 Закона Ханты - (адрес) - Югры от (дата) (номер)-оз участниками подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в (адрес) – Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении условий, а также члены их семьи.

Правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета (адрес) - Югры граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, установлен «Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в (адрес) - Югре, подавшим до (дата) заявления на получение мер государственной поддержки», утв. Постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата) (номер)-п.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) (номер)-п. утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре, подавшим до 31.12.2014г. заявление на получение мер государственной поддержки (п.1.4).

В соответствии с Порядком участник мероприятия - совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением (номер) к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до (дата) заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи (п. 4).

Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных п. 7 порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (п. 6.1 Порядка).

Основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком) (п. 7.2 Порядка) и выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (п.7.7 Порядка).

Вопреки доводам жалобы, суд первой     инстанции правомерно применив к спорным правоотношениям положения Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в (адрес) - Югре, подавшим до (дата) заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей; подавшим заявление в период с 1 января по (дата), отказал в удовлетворении исковых требований.

Нуждаемость в жилом помещении определяется с учетом положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, подлежащей учету при определении уровня обеспеченности жилым помещением.

Принцип определения нуждаемости, предложенный истцом по первоначальному требованию, противоречит положениям ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из смысла которых, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, находящихся в собственности либо пользовании гражданина, а также членов его семьи.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от (дата) (номер) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

К членам семьи участника, претендующего на получение субсидии, относятся постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), его родители, дети (п. 39.2 Порядка).

Выводы суда первой инстанции об отсутствии нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, которое является безусловным основанием для получения или неполучения субсидий коренному малочисленному народу Севера в ХМАО-Югре соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с Порядком участник мероприятия - совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением (номер) к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до (дата) заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи (п. 4).

В целях предоставления субсидии к членам семьи участника мероприятия относятся проживающие совместно с участником его супруг (супруга), родители, дети. Иные граждане могут быть признаны членами семьи участника мероприятия в судебном порядке (п. 17 Порядка).

К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (п. 5 Порядка).

Основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком) (п. 7.2 Порядка).

Программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки. При наступлении событий, перечисленных в п. 7 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.

Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных п. 7 порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (п. 6.1 Порядка).

Представленными сведениями подтверждается, что на дату постановки истца на учет обеспеченность его семьи жилым помещением составляла более 12 кв. м.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от (дата)(номер) (ФИО)1, (дата) года рождения, с период с (дата) по (дата) имела в собственности на основании договора приватизации от (дата) <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью <данные изъяты> кв.м.

На дату обращения (ФИО)3 с заявлением о признании его семьи участниками указанной подпрограммы, его супруга являлась собственником <данные изъяты> доли в квартире площадью <данные изъяты> кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Таким образом, обеспеченность его семьи жилым помещением, при норме постановки 12 кв.м. - превышала норму, что свидетельствовало об отсутствии нуждаемости истца и отсутствии оснований для постановки на учет.

Доводы истца об отчуждении данного жилого помещения по договору дарения от (дата) (л.д.25-27) и наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент принятия решения об исключении его семьи из списка участников подпрограммы 3, судебной коллегией отклоняются, поскольку при обращении с заявлением на получение субсидии и представленных к нему документов, истцом и его супругой в нарушение пп.7.7 п.7 Порядка предоставлены не соответствующие действительности сведения. Последующие действия семьи истца по отчуждению доли в квартире, принадлежащей супруге истца на праве собственности, не имеют правового значения и свидетельствуют дополнительно к сокрытию факта наличия жилья на момент постановки на учет об их недобросовестном поведении с целью получения субсидии на жилье.

Доводы апелляционной жалобы о том, что он и его сын не имеют и не имели в собственности жилых помещений, не влечет отмены решения суда.

Требование, предусмотренное п.5 Порядка, об определении уровня обеспеченности исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам исходя из уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при обращении истца к ответчику с заявлением о постановке на учет, (ФИО)3 и (ФИО)1 действовали недобросовестно и были поставлены на учет только по причине укрытия от ответчика сведений о наличии в собственности (ФИО)1 жилого помещения, с учетом площади которого у них отсутствует нуждаемость.

Кроме того, в соответствии с п.6 Порядка, в случае если в составе сведений об участнике мероприятия и (или) членах его семьи произошли изменения, участник мероприятия обязан уведомить уполномоченный орган об их изменении, которые могут повлиять на получение субсидии, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств.

Учитывая, что (дата) супруга истца произвела отчуждение жилого помещения по договору дарения, в соответствии с п.6 Порядка, у них имелось обязательство предоставить ответчику документы, свидетельствующие об изменениях связанных с жилищными условиями. Между тем, истцом доказательств обращения к ответчику с заявлением о предоставлении документов, свидетельствующих об изменениях, связанных с жилищными условиями в материалы дела не предоставлено. Таким образом, не предоставление указанных сведений также свидетельствует о недобросовестном поведении истца и его супруги.

Вопреки доводам жалобы, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в (адрес)-Югре, утвержденным постановлением Правительства (адрес) от (дата) (номер)-П, действующего на момент издания оспариваемого приказа.

В соответствии с п. 25 названного Порядка, к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии признаются участники: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. м; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. м и т.д.

При наличии у участника и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляет уполномоченный орган исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.

Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с п. 28.5 Порядка уполномоченный орган принимает решение о снятии с учета и исключения из списка участников в случае утраты оснований, дающих право на предоставление субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком).

Доводы жалобы о добросовестном заблуждении истца относительно имевшегося у (ФИО)1 права на жилое помещение в (адрес) не могут служить основанием для отмены решения суда.

К признакам семьи в том числе, относятся построение семейных отношений на основании духовно-нравственных начал и чувств; забота друг о друге; совместное решение основных вопросов жизни семьи; наличие взаимных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, взаимной ответственности. Совместная подача супругами заявления о постановке на учет для предоставления субсидий на приобретение жилого помещения, в котором указываются сведения о наличии или отсутствии прав на жилые помещения для установления нуждаемости в улучшении жилищных условий, предполагает осведомленность супругов о жилищных правах каждого из супругов. Исходя из предписаний ст. 2, ч.ч. 1 - 3 ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым, в их системном единстве, супруги являются членами одной семьи независимо от места их пребывания и проживания, при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения подлежала учету площадь жилого помещения, находящегося в собственности супруги.

Кроме того, гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, что не является гарантией получения такой субсидии или обязанностью государственного органа ее выдать. Само по себе признание участником подпрограммы не является безусловным основанием получения субсидии.

Доводы истца о нарушении ответчиком срока принятия решения о снятии истца и членов его семьи с учета на получение субсидии (10 рабочих дней), судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с п.9 Порядка, решение о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка принимает уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты получения от участника мероприятия сведений и документов, указанных в пункте 6 порядка, а также документов, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Указанный срок не является пресекательным. Запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по истечении названного срока законом не установлено, каких-либо правовых последствий пропуска данного срока законом также не предусмотрено.

Применяя аналогию с правилами статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок давности начинается со дня, когда ответчик узнал о предоставлении истцом недостоверных сведений при включении в список участников подпрограммы 3.

Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году истец обратился (дата) (л.д.74-75).

Заявляя пропуск срока на принятие ответчиком оспариваемого решения, истец ссылается на выписку из ЕГРН от (дата).

Согласно п.6.2. Порядка, уполномоченный орган осуществляет проверку сведений об участниках мероприятия в случаях: поступления сведений об изменениях в составе семьи, жилищных условий, выезде за пределы автономного округа; наступления очередности на получение уведомления, указанного в пункте 13 порядка; проведения переучета участников мероприятия, состоящих на учете.

При проведении проверки уполномоченный орган запрашивает сведения и документы в порядке межведомственного взаимодействия в органах, указанных в пункте 14 порядка.

Во исполнение указанных требований, ответчиком направлены запросы в органы указанные в п.14 порядка.

Как следует из материалов дела, последний ответ на направленные запросы, поступил в адрес ответчика (дата) (л.д.57), решение ответчиком принято (дата).

Между тем, судебная коллегия отмечает, что пропуск срока (10 дней) на принятие решения не является основанием для отмены решения и восстановления истца с составом семьи в списке участников подпрограммы 3, поскольку материалами дела подтверждается, что истец с составом семьи с учетом наличия в собственности супруги истца ? доли объекта недвижимости не могли быть признаны участниками подпрограммы 3 и включены в соответствующий список ввиду отсутствия нуждаемости.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанций, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого судебного акта.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются доказательствами, которым суд дал оценку в соответствии с требованием ст.67 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда (адрес) - Югры от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)3 – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено                       (дата).

Председательствующий                        (ФИО)10

Судьи коллегии                                                (ФИО)14

(ФИО)14

33-1910/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Иженяков Александр Юрьевич
Ответчики
Департамент строительства ХМАО-Югры
Другие
Иженякова Мария Андреевна
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Мочегаев Николай Петрович
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
03.03.2023Передача дела судье
28.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Передано в экспедицию
28.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее