Решение по делу № 33-15126/2022 от 02.08.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2022 года по делу № 33-15126/2022 (2-405/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Индан И.Я.,

судей Вахитовой Г.Д., Фахрисламовой Г.З.,

при секретаре Галикеевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску прокурора Баймакского района Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней ФИО2, законного представителя Халитовой Нурзили Ильсуровны к Минздраву РБ, ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ о возложении обязанности обеспечивать медицинским изделием, выписывать рецепты на бесплатное получение медицинского изделия, взыскании убытков,

по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаума К.В. на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах ребенка-инвалида ФИО2 и его законного представителя, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков.

Просили обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать ребенка-инвалида медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности и возместить понесенные расходы, обязать выписывать рецепты на бесплатное получение указанных медицинских изделий.

Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаум К.В. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Решение суда постановлено при неверной оценке представленных доказательств и ошибочных выводах о составе и использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы. Указывает, что система непрерывного мониторинга гликемии не назначалась по жизненным показаниям, не включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых на бесплатной основе, в связи с чем выводы суда не соответствуют нормам материального права. Судом безосновательно определен конкретное медизделие без учета того, что в рамках госконтракта осуществляется поставка изделий с определенными характеристиками, а не по наименованию. Просит отменить решение суда в части взыскания расходов на приобретение медицинских изделий, ввиду отсутствия вины министерства в необеспечении ребенка-инвалида данными изделиями.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда (ч. 5 ст.198 ГПК Российской Федерации).

В соответствии со ст. 199 ГПК Российской Федерации решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

Согласно ч. 1 ст. 193 ГПК Российской Федерации после принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

После объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его (ч. 1 ст. 200 ГПК Российской Федерации).

Как разъяснено п. 11, 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», несоответствие резолютивной части мотивированного решения суда резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену решения суда первой инстанции (п. 4 ч. 1 ст.330 ГПК Российской Федерации).

С учетом приведенных норм процессуального права, поскольку судебной коллегией установлено, что изложенная в письменной форме резолютивная часть обжалуемого решения суда (л.д. 48) не оглашалась судом, что подтверждается аудиопротоколом судебного заседания от 16 мая 2022 года (аудоизапись на диске, л.д. 44), поэтому решение суда первой инстанции от 16 мая 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Разрешая исковые требования об обеспечении ребенка-инвалида медицинскими изделиями бесплатное суду следовало учесть следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Система непрерывного мониторинга глюкозы как самостоятельное медицинское изделие, в указанный Перечень не входит, вместе с тем, она предусмотрена в составе инсулиновой помпы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650).

Возможность установки системы непрерывного мониторинга глюкозы в составе соответствующего медицинского изделия (инсулиновой помпы) предусмотрена и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей», разделом 3.5 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.6 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ), а в таблице 7 указаны системы непрерывного мониторирования глюкозы - система черескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 269540), а также передатчик имплантируемой системы мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 332910).

Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как следует из материалов дела, ФИО2 наблюдается в ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ с диагнозом: ..., при этом, болеет ... с 2013 года.

Согласно справке МСЭ-2015 №..., выданной Бюро №... филиала ФКУ «ГБ МСЭ по адрес» ФИО2 является ребенком- инвалидом (л.д. 16).

31 января 2022 года состоялось заседание врачебной комиссии №... ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ, из протокола которого следует, что решался вопрос повестки: обеспечения медицинским изделием ФИО2 для проведения самоконтроля гликемии и было рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга гликемии ввиду тяжелых гипогликемий в анамнезе (л.д. 11).

При таком положении, суду следовало руководствуясь положениями ст. 7, 41, 72, 77 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 9, 16, 19, 29, 37, 38, 43, 73, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в котором в группе «категории заболеваний» поименован «диабет», Перечнем видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, Перечнем заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № 805, Перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 - 9 и 11 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данное постановление вступило в силу с 01 января 2022 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2021 года № 1968, Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н, Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, утвержденного приказом Минздрава России от 16 мая 2019 года № 302н, учесть, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «Сахарный диабет 1 типа», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, к такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «Сахарный диабет 1 типа», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия.

Представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость ФИО2, дата года рождения, в системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг).

Со своей стороны, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом.

Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарствами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выписанного лечащим врачом медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, при этом лечащий врач указанной медицинской организации определяет нуждаемость и объем необходимых больному медицинских изделий.

Согласно данным клинически рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 мин. с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров); использование НМГ в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом любого типа, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина или инсулиновая помпа), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, а также при нарушении распознавания гипогликемии.

Требование о предоставлении сенсоров мониторирования глюкозы за счет средств бюджета является обоснованными, с учетом индивидуальных особенностей ребенка (возраст, неспособность адекватно самостоятельно контролировать свое состояние, установленной высокой вариабельностью гликемии, частыми гипогликемиями, которые он не ощущает), что отражено в меддокументации с указанием специалистов-эндокринологов о том, что ФИО2, дата года рождения, требуется круглосуточный мониторинг уровня глюкозы.

При этом, судебная коллегия учитывает, что выявленные у пациента неспособность самостоятельно контролировать свое состояние на фоне высокой вариабельности гликемии с частыми гипогликемиями, которые ребенок-инвалид не ощущает, обуславливает необходимость круглосуточного мониторинга уровня глюкозы и заключается в возможности коррекции подачи инсулина по уровню гликемии с целью снижения риска осложнения сахарного диабета, чем обусловлена необходимость использования датчика непрерывного мониторинга глюкозы.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на обеспечение ФИО2, дата года рождения, необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для инсулиновой терапии, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не обеспечивало возможность их адекватного использования, отказываясь от предоставления датчика непрерывного мониторинга глюкозы, ссылаясь на то, что спорные сенсоры не входят в перечни устройств, предоставляемых бесплатно.

Прием необходимых и важнейших лекарственных препаратов для инсулиновой терапии может привести к жизнеугрожающему состоянию ребенка-инвалида в отсутствие круглосуточного мониторинга гликемии, поскольку в анамнезе заболевания ФИО2 указана высокая вариабельность глюкозы, ввиду чего был назначен такой мониторинг.

Таким образом, спорные медицинские расходные материалы необходимы ФИО2 для корректного и своевременного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нуждаемость ФИО2 в использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы подтверждена решением врачебной комиссии от 31 января 2022 года.

Таким образом, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о том, что датчик круглосуточного мониторинга гликемии, хотя и не включен в соответствующий перечень медицинских изделий, однако жизненно необходим ребенку-инвалиду, в связи с чем ребенок должен обеспечиваться данным медизделием на бесплатной основе за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы о безосновательность определения судом конкретного наименования датчиков, судебная коллегия учитывает, что пациент, следуя назначениями лечащих специалистов, за свой счет приобрел систему флеш-мониторинга Abbott FreeStyle Libre и нуждается в датчиках к данной системе, стоимость которых сопоставима с аналогами, обратное не доказано.

При таком положении, суду следовало обязать Минздрав РБ (ОГРН 1030203920856) бесперебойно обеспечивать ФИО2 датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности и обязать ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ выписывать ребенку-инвалиду рецепты на бесплатное получение указанных медицинских изделий до минования надобности.

Проверяя доводы апелляционной жалобы о безосновательности взыскания убытков в связи с самостоятельным приобретением спорных изделий, судебная коллегия учитывает следующее.

В подтверждение расходов на приобретение медицинских изделий - датчиков FreestyleLibre законным представителем ребенка-инвалида Халитовой Н.И. представлен чек от 11 февраля 2022 года на сумму 8 980 руб. (л.д. 13).

Вопреки додам апелляционной жалобы, представитель ребенка-инвалида ФИО2 - Халитова Н.И. по результатам заседания врачебной комиссии, проведенной 31 января 2022 года, которым ребенку было показано использование флеш-мониторинг, но не получив спорный датчик бесплатно, вынуждена была понести убытки, приобретя датчики своему ребенку самостоятельно.

Ни после заседания врачебной комиссии, ни на момент несения истцом убытков - 11 февраля 2022 года, лечебное учреждение не заявило Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о включении ребенка-инвалида ФИО2 в сводную потребность на обеспечение датчиком, не выписывало рецепты на данное изделие, поэтому вина в необеспечении датчиком по состоянию на 11 февраля 2022 года на стороне Министерства здравоохранения Республики Башкортостан не усматривается, расходы на приобретение медицинского изделия в размере 8 980 руб. подлежали возмещению ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ, не принявшей своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в медицинском изделии.

При таком положении, суду следовало взыскать с ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ в пользу Халитовой Н.И. убытки на приобретение медицинского изделия - датчика к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre - 8 980 руб.

Принимая во внимание изложенное, решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года законным быть признано не может и подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Минздрав РБ (ОГРН 1030203920856) бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО2, дата года рождения, свидетельство о рождении №... №..., медицинским изделием - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности.

Обязать ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ (ОГРН 1020201543207) выписывать ребенку-инвалиду ФИО3, дата года рождения, рецепты на бесплатное получение медицинских изделий - датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности.

Взыскать с ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ (ОГРН 1020201543207) в пользу Халитовой Нурзили Ильсуровны (паспорт №...) убытки на приобретение медицинского изделия - датчика к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre - 8 980 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий: Судьи: И.Я. Индан Г.Д. ВахитоваГ.З. Фахрисламова

Справка: федеральный судья Янтилина Л.М.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.

33-15126/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
прокуратура Баймакского района РБ
Халитова Нурзиля Ильсуровна
Ответчики
ГБУЗ РБ Баймакская ЦГБ
Министрество здравоохранения РБ
Другие
Министерство финансов РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Индан Ингрида Янисовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
03.08.2022Передача дела судье
13.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Передано в экспедицию
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее