Мотивированное заочное решение изготовлено 22 сентября 2015 года
Дело № 2-2477/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 17 сентября 2015 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи М.П. Вершининой,
при секретаре Максимовой А.С.,
с участием представителя истца Пигалицыной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия по государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект: убежище (противорадиационное укрытие) реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью №.,
установил:
прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику.
В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства со стороны ФГУП «Экран». В ходе проверки установлено, что за ответчиком с его согласия закреплены объекты гражданской обороны, расположенные на территории Свердловской области и составляющие казну Российской Федерации. Защитные сооружения гражданской обороны закреплены распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 14.06.2012 № 414-р, от 26.07.2012 № 534-р, от 20.09.2012 № 660-р с указанием реестрового и инвентаризационного номера, с указанием адресов объектов, сведениями об их площади. ФГУП «Экран» создано специально для управления объектами гражданской обороны, исходя из его устава и целей создания. В рамках Концепции государственного управления сетью защитных сооружений гражданской обороны на период до 2018 года признано необходимым закрепление подавляющего большинства объектов гражданской обороны, расположенных на территории Российской Федерации, за ФГУП «Экран» на праве хозяйственного ведения. Согласно распоряжению ГУ Росимущества в Свердловской области № 660-р от 20.09.2014, на паве хозяйственного ведения за ответчиком закреплено, в том числе, защитное сооружение гражданской обороны убежище (противорадиационное укрытие) № 41.6171, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью №. При этом на ответчика возложена обязанность обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимости. Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № установлено отсутствие записи о регистрации прав, ограничений (обременений), правопритязаниях на вышеуказанные помещения защитных сооружений. Право хозяйственного ведения за ответчиком на вышеуказанное недвижимое имущество в установленном порядке не зарегистрировано. Просит признать незаконным бездействие ФГУП «Экран», выразившееся в уклонении от подписания акта приема-передачи имущества и длительной не регистрации права хозяйственного ведения на убежище (противорадиационное укрытие) реестровый номер федерального имущества П12660006079 от 17.07.2008, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью №, обязать ФГУП «Экран» принять и зарегистрировать право хозяйственного ведения на данное убежище в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Пигалицына М.С. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.
Представителем третьего лица – администрации ГО Среднеуральск Чернышевой У.О., действующей на основании доверенности от 31.01.2013, заявлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя администрации, решение принять в соответствии с действующим законодательством.
Представителем Главного управления МЧС России по Свердловской области Ильиной А.Е., заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МЧС, а также представлен отзыв на иск, в котором указано, что Главное управление МЧС России по Свердловской области поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора <адрес>. Во исполнение приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» в Главном управлении МЧС России по Свердловской области ведется учет ЗС ГО, расположенных на территории Свердловской области. На учете состоят защитные сооружения гражданской обороны, инвентаризационный номер ЗС ГО 620005-66, расположенные по адресу: <адрес>, являющиеся встроенными убежищами класса ВУ АIII, общей площадью <данные изъяты>. Защитные сооружения не готовы к приему укрываемых. Защитные сооружения имеют стратегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны, и, соответственно, должны находиться исключительно в федеральной собственности. Учитывая, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области данные защитные сооружения закреплены за ФГУП «Экран» на праве хозяйственного ведения, ФГУП «Экран» должно надлежащим образом оформить это право и предпринять все возможные меры для содержания защитных сооружений в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего представитель истца не возражает.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд, пришел к следующему.
Как следует из требований части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 29.04.2010. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
Таким образом, с момента принятия собственником решения о закреплении имущества за унитарным предприятием и направления ему акта, предприятие должно надлежащим образом оформить это право.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства о гражданской обороне, в ходе которой было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право хозяйственного ведения на объекты недвижимости «убежище (противорадиационное укрытие) реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью №., переданное ФГУП «Экран» в соответствии с распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> № от 17.10.2008, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом, указанным распоряжением № 309 от 17.10.2008 на ФГУП «Экран» возложена обязанность в установленном порядке принять объект по актам приема-передачи, а также обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимое имущество.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10).
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 утверждены правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 2.1 Правил учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение, в журнале учета защитных сооружений.
Спорное помещение принималось и учитывалось органами исполнительной власти именно как убежище, то есть защитное сооружение гражданской обороны.
Спорное помещение, являющееся убежищем, передано ФГУП «Экран» в хозяйственное ведение, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона «Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Из части 1 статьи 16 вышеуказанного федерального закона следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц, если такая выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регламентирующей основания для государственной регистрации прав (часть 2 статьи 16), следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация вещных прав, в том числе права хозяйственного ведения, на недвижимое имущество направлена на подтверждение государством наличия у ФГУП «Экран» соответствующего права и обозначение его, как правообладателя, перед третьими лицами.
Неисполнение возложенной обязанности по регистрации права хозяйственного ведения рассматривается судом как подтверждение ненадлежащего осуществления ответчиком ФГУП «Экран» полномочий, которыми он был наделен собственником.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Бездействиями ответчика по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество, нарушены права Российской Федерации и неопределенного круга лиц, связанных с решением вопросов по сохранности федерального имущества.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, и подтверждающих их доказательств, суд считает, что исковые требования прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, как просит прокурор, учитывая, что ответчик не ходатайствовал об установлении иного срока, находя указанный срок достаточным.
Согласно части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (к которым в силу положений части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится государственная пошлина).
В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран», выразившееся в уклонении от подписания акта приема-передачи имущества и длительной не регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества: убежище (противорадиационное укрытие), реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять и зарегистрировать право хозяйственного ведения на объект недвижимости: убежище (противорадиационное укрытие), реестровый номер федерального имущества №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью №.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения подать в Верхнепышминский городской суд Свердловской области заявление об отмене заочного решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья М.П. Вершинина