Решение по делу № 2-8/2021 от 30.09.2020

дело № 2-8/2021

УИД 56RS0041-01-2019-001136-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области,

в составе председательствующего судьи Евсеевой О.В.,

при секретаре Великой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства» к Игнатовой Т. А., Шаталовой Л. А., Григорьевой О. А., Шеховцовой Н. В., Тухфатуллиной Г. Г., Тананыкину Ю. Д., Тремазову П. М., Федюкину В. М., Хливной Т. С., Ишкильдину М. Р., Краеву М. Ф., Власовой В. А., Калядину В. А., Корчагиной Н. Н., Мухамеджановой Г. С., Мигалину А. А., Склярову Н. В., кадастровому инженеру Черновой Е. Ю., администрации муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании недействительным описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) в части описания местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1, установлении границы обособленного земельного участка в части описания местоположения его границ,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства» (далее по тексту – ФКУ Упрдор «Приуралье») обратилось в суд с исковым заявлением о признании недействительным описания местоположения границ земельных участков, признании наличия реестровой ошибки в описании местоположения границ участков.

Определением суда в качестве соответчиков привлечены собственники спорных земельных участков, администрация муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, в качестве третьего лица привлечено ООО «Геокоминвест».

Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ требования в отношении обособленных земельных участков с кадастровыми номерами №1, №2 №3, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером , выделены в отдельное производство.

Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу по иску ФКУ Упрдор «Приуралье» в части требований в отношении обособленных земельных участков с кадастровыми номерами №2, №3, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером , в связи с отказом от иска в указанной части и принятием отказа судом, принято уточненное исковое заявление ФКУУпрдор «Приуралье» о признании недействительным описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) в части описания местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1, признании наличия реестровой ошибки в описании местоположения границ обособленного земельного участка.

Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Корчагина Н.Н., Власова В.А., исключены из числа ответчиков по делу <данные изъяты>

Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

В обоснование заявленных требований указали, на праве оперативного управления принадлежит автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа - Челябинск (подъезд к <адрес>), кадастровый номер №4.

Строительство автомобильной дороги завершено в ДД.ММ.ГГГГ, с которого она находится в эксплуатации.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928, автомобильная дорога с учетным номером М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа - Челябинск (подъезд к <адрес>) является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения и является федеральной собственностью.

В целях приведения в соответствие земельных участков полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа - Челябинск (подъезд к <адрес>) и постановки их на государственный кадастровый учет ФКУУпрдор «Приуралье» заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с третьим лицом ООО НПП «Геокоминвест».

В ходе проведения кадастровых работ ООО НПП «Геокоминвест» проведено натурное обследование и геодезическая съемка конструктивных элементов автомобильной дороги методом спутниковых геодезических измерений и определены границы полосы отвода автомобильной дороги, предусмотренные п. 11 Норм отвода, не менее 3 м. с каждой стороны дороги.

В результате анализа полученных сведений ООО НПП «Геокоминвест» было установлено, что на полосу отвода и неотъемлемые конструктивные элементы автомобильной дороги имеет место наложение границ земельного участка с кадастровым номером , в состав которого входит обособленный земельный участок с кадастровым номером №1 (уточненная площадь <данные изъяты> кв.м.), границы которого полностью накладываются на часть земной поверхности, на которой расположена автомобильная дорога и все её конструктивные части, в том числе полоса отвода.

Сведения об обособленном земельном участке с кадастровым номером №1, входящем в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером , образованном в результате раздела с образованием «остатка» из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером №6, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ, протокола собрания собственников земельных долей общей долевой собственности, находящихся на территории МО Тоцкий сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

Обособленный земельный участок с кадастровым номером №1 представляет собой «остаток» от выделения земельных участков в счет земельных долей. При этом характеристика наложения такова, что всей своей конфигурацией границы земельного участка описаны внутри полосы отвода автомобильной дороги. В существующих границах он не может быть использован по назначению для сельскохозяйственного производства, поскольку полностью расположен под автомобильной дорогой и представляет собой вкрапление границ земельных участков.

В целях устранения наложения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1 на автомобильную дорогу и её конструктивные элементы с полосой отвода необходимо исключить из ЕГРН сведения об описании местоположения границ указанного обособленного земельного участка и установить статус площади «декларированная» в целях дальнейшей возможности для собственников земельного участка уточнить местоположение участка в надлежащем месте.

При осуществлении работ по уточнению местоположения указанного земельного участка на местности были допущены нарушения требований п.11 Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 года № 717, в границы участка включены неотъемлемые конструктивные элементы автомобильной дороги, необходимые для ее эксплуатации.

Ни автомобильная дорога, ни ее отдельные части, ни ее конструктивные элементы, никогда не предоставлялись собственникам спорного земельного участка. В связи с этим уточнение местоположения границ участка с наложением на полосу отвода и элементы автомобильной дороги противоречит действующему законодательству.

Уточнение местоположения указанного земельного участка, находящегося в частной собственности, с включением в его границы конструктивных элементов автомобильной дороги и предусмотренных законодательством минимальных норм для полос отвода автомобильных дорог также противоречит п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, согласно которой ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения.

Полагают, что координаты характерных точек границ указанного земельного участка, уточненного ненадлежащим образом, подлежат признанию недействительными и исключению из ЕГРН, а также имеется реестровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка.

С учетом неоднократного уточнения исковых требований окончательно просили суд признать недействительными результаты кадастровых работ и сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) в части описания местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1 в части описания координат характерных точек:

Точка Х Y

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

и исключить указанные координаты характерных точек из ЕГРН;

установить границы земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) в части описания местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1 в следующих характерных точках:

Точка Х Y

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

(сведения о координатах изъяты)

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя истца Горяйнова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что заявленные требования с учетом уточнений просит удовлетворить.

Ответчики Игнатова Т.А., Шаталова Л.А., Григорьева О.А., ШеховцоваН.В., Тухфатуллина Г.Г., Тананыкин Ю.Д., Тремазов П.М., Федюкин В.М., Хливная Т.С., Ишкильдин М.Р., Краев М.Ф., Власова В.А., Калядин В.А., Корчагина Н.Н., Мухамеджанова Г.С., Мигалин А.А., СкляровН.В., кадастровый инженер Чернова Е.Ю., представитель ответчика администрации МО Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, представители третьих лиц Управления Росреестра по Оренбургской области, ООО «Геокоминвест», филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, возражений относительно требований истца не предоставили.

Суд определил рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие, и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы благоустройства автомобильных дорог.

Правовой анализ приведенной нормы указывает на то, что автомобильная дорога представляет собой неразрывно связанные земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними дорожное полотно.

Согласно пунктам 2, 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 57-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 года № 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее - граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличие боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются нормы отвода земель.

Согласно пункта 11 названных Норм, определяемые приложениями к ним границы полосы отвода предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения, в том числе земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 Норм отвода.

Таким образом, полоса отвода автомобильной дороги включает в себя земельные участки шириной не менее 3 метров, откладываемых от подошвы насыпи или иных подобных конструктивных элементов автомобильной дороги.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13июля 2015 года № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).

В силу пункта 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Из материалов дела следует, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу <адрес>) находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор "Приуралье".

Автомобильная дорога построена и сдана в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, на кадастровый учет поставлена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928, автомобильная дорога с учетным номером М-5 «Урал» Москва—Рязань-Пенза-Самара- Уфа-Челябинск (подъезд к <адрес>) является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения и является федеральной собственностью.

Между ФКУ Упрдор "Приуралье" и ООО НПП "Геокоминвест" заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В процессе выполнения работ ООО НПП "Геокоминвест" в целях устранения реестровых ошибок в сведениях местоположения границ земельного участка полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, либо сведениях о границах смежных земельных участков, были выявлены нарушения в отношении сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, в отношении смежного с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения земельного участка.

Для проведения исследований кадастровым инженером ООО НПП "Геокоминвест" проведен анализ сведений из ЕГРН, документов на указанную выше автомобильную дорогу общего пользования, произведен натурный осмотр объекта с использованием высокоточного измерительного оборудования геодезического класса.

В результате анализа полученных сведений ООО НПП «Геокоминвест» было установлено, что на полосу отвода и неотъемлемые конструктивные элементы автомобильной дороги имеет место наложение границ земельного участка с кадастровым номером , в состав которого входит обособленный земельный участок с кадастровым номером №1 (уточненная площадь <данные изъяты> кв.м.), границы которого полностью накладываются на часть земной поверхности, на которой расположена автомобильная дорога и все её конструктивные части, в том числе полоса отвода.

Из представленных истцом документов усматривается, что сведения об обособленном земельном участке с кадастровым номером №1, входящем в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером , образованном в результате раздела с образованием «остатка» из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером №6, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ, протокола собрания собственников земельных долей общей долевой собственности, находящихся на территории МО Тоцкий сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

Обособленный земельный участок с кадастровым номером №1 представляет собой «остаток» от выделения земельных участков в счет земельных долей. При этом характеристика наложения такова, что всей своей конфигурацией границы земельного участка описаны внутри полосы отвода автомобильной дороги. В существующих границах он не может быть использован по назначению для сельскохозяйственного производства, поскольку полностью расположен под автомобильной дорогой и представляет собой вкрапление границ земельных участков.

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о собственниках земельного участка с кадастровым номером №1 отсутствуют.

Собственниками земельного участка единого землепользования с кадастровым номером являются ответчики по данному делу, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству представителя истца назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам натурного обследования экспертом определено местоположение края асфальтового полотна, края обочины, подошвы насыпи и элементов благоустройства автомобильной дороги. Исследуемый земельный участок границ на местности в виде ограждений и иных межевых знаков не имеет.

В связи с этим при исследовании по поставленным вопросам эксперт исходил из фактического расположения конструктивных элементов автомобильной дороги, определенных на местности, и границ земельного участка, сведения о которых содержаться в ЕГРН на дату исследования.

По результатам проведенного исследования (схема 2) экспертом сделан вывод о том, что имеется наложение границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование), на конструктивные элементы автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва- Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск (подъезд к <адрес>), кадастровый номер: №4 (насыпь, асфальтовое полотно); а также имеется наложение границ обособленного земельного участка с кадастровым номером: №1, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование), на полосу отвода автомобильной дороги М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза- Самара-Уфа-Челябинск (подъезд к <адрес>), кадастровый номер: №4, определенную в соответствии с Нормами отвода земель для автомобильных дорог СН 476-74, утвержденными Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 года № 248, действовавшими по состоянию на дату внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером №1 в ЕГРН (ДД.ММ.ГГГГ)

По результатам анализа сведений, представленных в материалах дела, публичной кадастровой карты сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером №1 имеет уточненную площадь, т.е. его границы уточнены в соответствии с действующим законодательством, что свидетельствует о достаточности сведений для определения местоположения границ на местности. По результатам проведенного исследования по 1, 2 вопросам сделан вывод о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, об описании границ земельного участка в связи с их наложением не только на полосу отвода автомобильной дороги, но и на конструктивные элементы автомобильной дороги.

По результатам проведенного исследования сделан вывод о наличии наложения границ исследуемого земельного участка на конструктивные элементы и полосу отвода автомобильной дороги.

Ведомость координат характерных точек наложения границ земельного участка с кадастровым номером №1 на полосу отвода автомобильной дороги представлена в таблице заключения эксперта. Площадь наложения границ земельного участка на полосу отвода автомобильной дороги – <данные изъяты> кв.м. (граница полосы отвода определена на расстоянии <данные изъяты> м. от подошвы насыпи).

Координаты характерных точек границ земельного участка, подлежащих исключению из ЕГРН в целях устранения наложения, представлены в таблице заключения эксперта.

Координаты характерных точек, в соответствии с которыми границы земельного участка должны быть установлены после устранения наложения, представлены в таблице заключения эксперта.

В соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 года №717, действующим в настоящее время, границы полосы отвода определяются на расстоянии не менее 3 м. от подошвы насыпи.

Весь земельный участок с кадастровым номером №1 имеет наложение на полосу отвода автомобильной дороги.

Экспертом приведены координаты характерных точек границ земельного участка, подлежащих исключению из ЕГРН в целях устранения наложения, и координаты характерных точек, в соответствии с которыми границы земельного участка должны быть установлены после устранения наложения.

По существу указанным экспертным заключением подтверждаются доводы истца о наличии фактов наложения границ земельного участка на полосу отвода и конструктивные элементы автомобильной дороги.

Суд полагает данное заключение относимым и допустимым доказательством по делу, оно соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемым к такому виду доказательств, содержит подробное описание проведенного исследования, научно обосновано, удостоверено подписью эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение содержит мотивированные ответы на поставленные судом вопросы.

Учитывая, что автомобильная дорога фактически занимает свое положение с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента ее строительства и до того, когда были произведены кадастровые работы по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка, суд приходит к выводу о том, что постановка на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером №1 в оспариваемых границах, нарушает права и законные интересы истца, в связи с наложением границ указанного участка на границы объекта, занятого автомобильной дорогой, находящейся в собственности Российской Федерации на основании Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального назначения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010года № 928.

Таким образом, учитывая необходимость сохранения целостности земельного участка, занятого конструктивными элементами линейного сооружения, требования истца в части признания недействительными результатов кадастровых работ и сведений об описании местоположения границ земельного участка в части описания координат характерных точек, исключении указанных координат из ЕГРН, установлении границ являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В данном случае подлежат применению координаты, установленные заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что внесение изменений в сведения о местоположении смежной границы земельных участков приведет к изменению конфигурации и уменьшению площади спорного земельного участка.

Истцом заявлено требование об установлении границы земельного участка, что свидетельствует о наличии по делу межевого спора (пункт 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года).

Обращаясь в суд с требованием об установлении границ, Учреждение преследует одну материальную цель - определить юридические и фактические границы, оспаривая правомерность установления границы смежного (пересекающегося) земельного участка, входящего в состав земельного участка (единое землепользование), принадлежащего на праве собственности ответчикам.

Данный правовой подход отмечен в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17июля 2019 года.

Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.

Таким образом, разрешение межевого спора подлежит разрешению путем установления границы смежных участков. Оснований для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером №1 из ЕГРН, о чем указал в своем заключении эксперт, не имеется. Таких требований истцом не заявлено.

Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Учитывая, что определением суда обязанность по оплате судебной экспертизы возложена на истца, суд также полагает необходимым взыскать с последнего в пользу экспертного учреждения расходы по оплате производства экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства» удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ и сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) в части описания местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1 в части описания координат характерных точек:

Точка Х Y

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

и исключить указанные координаты характерных точек из ЕГРН;

Установить границы земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) в части описания местоположения границ обособленного земельного участка с кадастровым номером №1 в следующих характерных точках:

Точка Х Y

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

(данные о координатах изъяты)

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства» в пользу автономной некоммерческой организации «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» расходы по оплате производства судебной землеустроительной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 21 июля 2021 года.

Судья О.В. Евсеева

2-8/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства"
Ответчики
Тананыкин Юрий Дмитриевич
Хливная Тамара Сергеевна
Калядин Вадим Анатольевич
Ишкильдин Максим Русланович
кадастровый инженер Чернова Екатерина Юрьевна
Тремазов Павел Михайлович
Краев Михаил Федорович (наследник Кареевой Е.В.)
Скляров Николай Викторович (наследник Скляровой А.П.)
Шеховцова Наталья Владимировна
Федюкин Виктор Михайлович (наследник Федюкиной М.В.)
Мигалин Алексей Андреевич
Мухаметжанова Галия Светлановна
Корчагина Надежда Николаевна (наследник Корчагиной М.А.)
Григорьева Ольга Александровна
Игнатова Татьяна Алексеевна
Администрация МО Тоцкий сельсовет
Тухфатуллина Галия Габдулхаевна
Власова Валентина Александровна (наследник Власова Н.И.)
Шаталова Лариса Александровна
Другие
ООО НПП "Геокоминвест"
Управление Росреестра по Оренбургской области
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области"
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Евсеева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
totsky.orb.sudrf.ru
30.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2020Передача материалов судье
05.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
13.07.2021Производство по делу возобновлено
14.07.2021Судебное заседание
14.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее