Решение по делу № 2-219/2015 от 18.02.2015

Дело № 2-219/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2015 года       с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Долматовой Н.И.,

при секретаре Ахметовой О.А.,

с участием заместителя прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Бештаовой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Бухаровау Ю.А. об обязании привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства,

установил:

Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Бухарову Ю.А. (далее - ИП Бухаров Ю.А.) об обязании привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства указывая, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства в сфере охраны природы и природопользования установлено, что ИП Бухаров Ю.А. с 2010 года и по настоящее время осуществляет предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Тобелер, ул. Кожабаева, 11. В ходе осуществления указанной деятельности ИП Бухаров Ю.А. эксплуатирует стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - одну твердотопливную печь (на дровах и угле каменном). На момент проверки 11 февраля 2015 года источник выбросов эксплуатируется (дым из трубы, горение топлива в топке, тепловое излучение). Стационарный источник выбросов эксплуатируется в холодное время года, в период с октября 2010 года по настоящее время. В результате эксплуатации указанного стационарного источника выбросов осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое заключается в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ), индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. В рамках проведенной проверки установлено, что при наличии стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ответчик в нарушение требований федерального законодательства не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Ответчик не принял мер к исполнению требований ст.ст. 22, 23 Закон № 7-ФЗ, и ст. ст. 12, 30 Закона № 96-ФЗ, то есть отсутствуют проекты нормативов предельно допустимых выбросов. Также проверкой установлено, что ответчик в настоящее время осуществляет хозяйственную деятельность, эксплуатируя источник выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, чем нарушает требования ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ. В нарушение ст. 67 Закона № 7-ФЗ, ст. ст. 25, 30 Закона № 96-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха ответчиком не проводится. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком при функционировании организации нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и исполнения природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 11, 39 Закона № 7-ФЗ, ст. 8 Закона № 52-ФЗ. Истец просит обязать ИП Бухарова Ю.А. в срок 4 месяца с даты вступления решения суда в законную силу: провести инвентаризацию выбросов и инвентаризацию отходов образующихся в результате деятельности организации; разработать проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением, не известил суд об уважительности причин неявки в судебное заседание, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания. С учетом мнения заместителя прокурора, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие надлежащим образом извещенного, неявившегося ответчика.

Заместитель прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Бештаова Ю.Н. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске.

Суд, заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» принципов, обеспечивается, в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ.

Согласно ст. 1Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абз. 2 пункта 1).

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333 (далее - Методическое пособие), инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 Методического пособия).

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 Методического пособия).

Согласно п. 1 Раздела 1.2 Методического пособия к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

Из п. 1 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Из свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимательстве, зарегистрированном до 1 января 2004 года, следует, что Бухаров Ю.А. является индивидуальным предпринимателем. Ответчик имеет в собственности магазин по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Тобелер, ул. Кожабаева, 11. В материалы дела истцом в подтверждение нарушений природоохранного законодательства ответчиком Бухаровым Ю.А. представлены: акт осмотра от 11 февраля 2015 года, объяснение ИП Бухарова Ю.А. от 12 февраля 2015 года, фототаблицы.

Невыполнение ИП Бухаровым Ю.А. требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, требования прокурора Кош-Агачского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИП Бухарову Ю.А. об обязании привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая удовлетворение требования прокурора района об обязывании ответчика совершить определенные действия по устранению нарушений природоохранного законодательства, суд считает целесообразным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - четыре месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Кош-Агачский район» государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 193-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Бухарова Ю.А. : провести инвентаризацию выбросов и инвентаризацию отходов образующихся в результате деятельности организации; разработать проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Установить срок индивидуальному предпринимателю Бухаровау Ю.А. , в течение которого решение суда должно быть исполнено, - четыре месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Бухарова Ю.А. в доход бюджета муниципального образования «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2015 года.

Судья         Н.И. Долматова

2-219/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кош-Агачского района
Ответчики
Бухаров Юрий Акшулакович
Суд
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
kosh-agachsky.ralt.sudrf.ru
18.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2015Передача материалов судье
24.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее