Дело № 5-2617/2022
УИД 35RS0010-01-2022-011176-85
Протокол № от 13.07.2022
УИН №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Вологда 06 сентября 2022 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Гарыкина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройкомсервис», ИНН 3525384257, ОГРН 1163525092125, дата регистрации 24.08.2016, юридический адрес: г. Вологда, Советский проспект, д. 115, каб. 22,
установил:
В отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройкомсервис» (далее ООО «Стройкомсервис») УУП ОП № 1 УМВД России по г. Вологде ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при следующих обстоятельствах:
29.05.2022 в 13 час. 00 мин. по адресу: г. Вологда установлено, что ООО «Стройкомсервис» в нарушение ч.5 ст.5.1, ст. 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" организовано проведение работ на территории объекта археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI-первой четверти XVIII веков» на земельном участке с кадастровым номером № в мае-июне 2022 года в отсутствие археолога, имеющего открытый лист.
Согласно письму Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее - Комитет) от 25.05.2022 № Комитетом 24.05.2022 в социальной сети «ВКонтакте» выявлена публикация с фотоизображениями (<данные изъяты>), из которой следует, что возле здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский государственный университет (далее - ФГБОУ «ВоГУ») проводится благоустройство территории в целях установки памятника Христофору Леденцову.
Земельный участок, на котором проводятся работы с кадастровым номером №, расположенный по адресам: <адрес>, находится в собственности ФГБОУ «ВоГУ».
Территория проведения работ по благоустройству с установкой памятника расположена в границах выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI-первой четверти XVIII веков».
Приказом Комитета от 17.11.2017 №-О объект археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI-первой четверти XVIII веков» включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия.
Приказом Комитета от 01.03.2021№ утверждены границы территории выявленного объекта археологического наследия.
В соответствии с соглашением от 21.12.2021 №, заключенным между ФГБОУ «ВоГУ» и МКУ «Служба городского хозяйства» МКУ представлено право ограниченного пользования указанного участка – сервитут в целях установки памятника и проведения работ по благоустройству территории.
В соответствии с муниципальным контрактом от 06.05.2022 №, заключенным между МКУ и ООО «Стройкомсервис» Общество обязуется выполнить работы по благоустройству территории по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.2.4.6 контракта Общество обязано до начала выполнения работ в установленном порядке обеспечить согласование проведения работ в Комитете по охране объектов культурного наследия области.
В соответствии с п. 2.1.1 контракта МКУ вправе осуществлять контроль за ходом выполнения работ.
Учитывая факт нахождения указанного выше земельного участка в границах выявленного объекта археологического наследия в соответствии со ст. ст. 28, 30, ч. 3 ст.31, ч. 2 ст. 32, ст. ст. 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если участок будет подвергаться воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, исполнитель до их начала обязан: разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия; получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в Комитет на согласование; обеспечить реализацию, согласованной Комитетом документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия.
По вопросу проведения работ на территории объекта культурного наследия в Комитет обращалось ООО «Архитектурно-градостроительный центр города Вологды», Комитетом было подготовлено заключение от 04.03.2022 № их.53-1139/2022 о необходимости разработки раздела либо плана по сохранению выявленного объекта археологического наследия в соответствии со ст. ст. 28, 30, ч. 3 ст.31, ч. 2 ст. 32, ст. ст. 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Однако, в нарушение требований закона, указанная документация в Комитет не поступала. Проведение работ ООО «Стройкомсервис» с Комитетом не было согласовано.
Действия ООО «Стройкомсервис» квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Стройкомсервис» по доверенности Молоков П.Д. представил письменные возражения, в которых указал, что из-за несвоевременного предоставления МКУ «Служба городского хозяйства» плана, необходимого для заключения договора на проведение археологических работ со специализированной организацией, Общество было лишено возможности соблюдения процедуры согласования всех проводимых работ и исполнения работ в установленные муниципальным контрактом сроки. Кроме того, просил учесть социальную и культурную значимость открытия памятника Христофору Леденцову, в связи, с чем Обществом было принято решение о продолжении начатых работ. Просил назначить наказание в виде предупреждения, либо применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Ранее общество к административной ответственности не привлекалось.
Представитель ФГБОУ «ВоГУ» по доверенности Кривошеина Е.С. подержала протокол об административном правонарушении. Вопрос о назначении наказания оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
В соответствии со статьёй 3 вышеназванного Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр (ч.3 ст.32 Закона).
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ и расположенных в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений частей 1 – 3 статьи 36 вышеупомянутого закона проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно требованиям частей 1 - 4 статьи 45.1 Федерального закона №73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ. Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
В силу части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Факт правонарушения и вина ООО «Стройкомсервис» подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 13.07.2022, письмом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 25.05.2022 №, протоколом осмотра места происшествия от 28.05.2022, муниципальным контрактом № от 06.05.2022, заключенным между МКУ «Служба городского хозяйства» и ООО «Стройкомсервис», соглашением № от 21.12.2021, заключенным между ФГБОУ «ВоГУ» и МКУ «Служба городского хозяйства», копиями приказов Комитета от 17.11.2017 №-О, от 01.03.2021№, сведениями из ЕГРН и всеми материалами дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы составлены надлежащим образом, получены с соблюдением требований закона, являются допустимыми.
Суд, находя вину ООО «Стройкомсервис» в совершении административного правонарушения доказанной, считает правильной квалификацию его действий по ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает тот факт, что ООО «Стройкомсервис» добросовестно предпринимало попытки для своевременного получения заключения о возможности проведения работ в рамках заключенного муниципального контракта.
Суд принимает во внимание и вопрос социальной и культурной значимости открытия памятника Христофору Леденцову, в связи, с чем ООО «Стройкомсервис» было принято решение о продолжении начатых работ.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не установлено.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде предупреждения.
Сведениями о фактах привлечении ООО «Стройкомсервис» к административной ответственности суд не располагает.
Обстоятельств, подтверждающих то, что при совершении ООО «Стройкомсервис» административного правонарушения причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинен имущественный ущерб, из материалов дела не усматривается.
Учитывая вышеизложенное, полагаю возможным применить положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Стройкомсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение 10-и дней с момента его получения.
Судья О.А. Гарыкина