Производство №2-547/2024
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2023-000596-17)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июня 2024 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике Власенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окроян Ашота Степановича к администрации города Ялты Республики Крым о признании права собственности,
третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Крымский республиканский центр сейсмической и оползневой опасности, технического обследования объектов строительства»,
УСТАНОВИЛ:
Истец, действуя через своего представителя, обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просил признать за истцом право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Требования мотивированы тем, что на основании выписки из ЕГРН от 11.11.2019г. истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 1000 кв.м., с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, кадастровый №<номер>. Согласно сведениям из ЕГРН Окроян Ашот Степанович является собственником земельного участка с кадастровым номером №<номер> общей площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от 09.08.2018г., реестровый номер нотариуса №<номер>. На основании договора аренды земельного участка от <дата>г., заключенного между Муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым и Окрояном Ашотом Степановичем, последнему передан в аренду до 05.06.2057г. земельный участок площадью 242 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Согласно п. 1.3 данного договора, на земельном участке расположен объект недвижимого имущества: жилой дом (выписка из ЕГРН от 26.04.2017г. №<номер>). Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта от 28.11.2019г. №<номер>, согласно условным обозначениям к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки территории МОГО Ялта РК, земельный участок с кадастровым номером №<номер> находится в границах территориальной зоны – «Зона среднеэтажной жилой застройки №<номер> Согласно выписке из ЕГРН от 26.04.2017г. №<номер>, на земельном участке расположен жилой дом общей площадью 2765,4 кв.м., 7 этажей, год строительства 2014г., по адресу: <адрес>. <дата> Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым была зарегистрирована за № РК №<номер> декларация о готовности объекта к эксплуатации по строительству жилого дома по адресу: <адрес> на имя Окрояна А. С.. Однако указанная декларация у истца не сохранилась. В связи с тем, что Архитектурно-строительного инспекция Республики Крым была ликвидирована и вновь создания организация не являлась правопреемником, то была утрачена возможность получить копию декларации. В связи с тем, что строение в силу ст. 222 ГК РФ, имеет признаки самовольного строения, а вопрос о сохранении строения лежит в силу закона на ответчике – администрации города Ялта. Истец принимал меры к вводу строения в эксплуатацию на момент его строительства и подавал соответствующую декларацию в уполномоченный на тот момент орган, однако в связи с ее утратой истце лишен возможности осуществить свои права по вводу объекта в эксплуатацию иным путем, нежели обращение в суд. Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Истцом осуществлялось строительство на земельном участке, находящемся в собственности и аренде, с предоставлением земли под часть уже построенного строения, объект индивидуализирован как объект капитального строительства и введен в эксплуатацию в установленном порядке; возведен на земельном участке в соответствии с разрешенным видом использования, соответствует градостроительным нормам и правилам, требованиям санитарных и противопожарных норм, а также другим требованиям, предъявляемым к жилым строениям; не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права других лиц.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, их представители не явились, извещены надлежащим образом, заблаговременно.
Представителем истца в электронном виде подано ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие, исковые требования поддержал с учетом выводов судебной экспертизы.
Представителем ответчика ранее поданы письменные возражения, в которых просил исковые требования оставить без удовлетворения по мотиву самовольности данного объекта.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Под надлежащим извещением судом принимается возвращение почтовой корреспонденции за истечением срока хранения, вручение извещения представителю стороны (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 113, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Информации о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, площадью 100 +/- 6,66 кв.м. Вид разрешенного использования земельного участка – «среднеэтажная жилая застройка».
Он же является арендатором земельного участка по адресу: <адрес> принадлежащего муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым. Вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».
Данный земельный участок предоставлен истцу на основании договора аренды земельного участка от <дата>, заключенного между муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и <данные изъяты> срок аренды – до <дата>. Согласно данному договору на земельном участке расположен жилой дом (выписка из ЕГРН от <дата> №<номер>, жилой дом с кадастровым номером №<номер>).
Согласно п. 1.6 договора фактическое состояние земельного участка соответствует условиям договора и виду разрешенного использования земельного участка.
Данный договор заключен на основании постановления администрации города Ялты Республики Крым от <дата> №<номер>-п.
То есть земельный участок ответчиком предоставлялся для обслуживания уже существующего жилого дома, спора относительно законности его возведения на данном земельном участке не имелось, администрация города Ялты была осведомлена об указанных обстоятельствах, не возражала против текущего положения.
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республик Крым от <дата> №<номер> названные земельные участки расположены в границах функциональной зоны «Зоны застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами» (Генеральный план 2018 года, территориальная зона – «Зона среднеэтажной жилой застройки ТЗ-03/2-54» согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым 2019 года).
Основными видами разрешенного использования земельных участков в данной зоне является: коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание, социальное обслуживание, земельные участки (территории) общего пользования, культурное развитие, обеспечение внутреннего правопорядка, среднеэтажная жилая застройка, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, образование и просвещение, общественное управление. Вспомогательный вид: служебные гаражи. Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отнесен к числу условных.
При этом судом учитывается, что согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, <дата> на государственный кадастровый учет поставлен жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 2765,4 кв.м. с присвоением кадастрового номера №<номер>, год окончания строительства – 2014.
Как установлено судом, <дата> Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля <данные изъяты> выдавалось разрешение на выполнение строительных работ №<номер> на выполнение строительных работ по строительству жилого дома по <адрес>
Из данного разрешения следует, что оно выдано в соответствии с утвержденной и зарегистрированной проектной документацией: решение исполкома Ялтинского городского совета от <дата> №<данные изъяты>
<дата> Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым за №<номер> зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации: строительство жилого дома по адресу: <адрес>, согласно которой дата начала строительства – <дата> (на основании названного выше разрешения), дата окончания строительства – <дата>, площадь объекта – 2765,4 кв.м., жилая площадь – 1083,6 кв.м. Данная декларация подавалась истцом <дата> согласно штампу о регистрации входящего документа.
Сведений о признании данной декларации незаконной, её отмене не имеется, факт её подачи, регистрации, действительности не оспорен.
При этом согласно письму Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от <дата> №<номер> сообщено, что данное Министерство (а ранее – Служба государственного строительного надзора Республики Крым) не являются правопреемниками Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, осуществлявшей регистрацию декларации. При этом в Министерстве имеется копия названной выше декларации со штампом регистрации Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым
То есть подтверждено наличие самого факта регистрации декларации, однако указано, что Министерство лишено законодательно установленных полномочий подтвердить либо опровергнуть достоверность документов на начало проведение строительных работ, на ввод объектов в эксплуатацию, зарегистрированных/выданных Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, а также предоставить в установленном законом порядке их заверенные копии.
В исковом заявлении истец указывает, что в настоящее время им декларация утрачена, при этом возможность получить копию таковой декларации, заверенной в установленном порядке, отсутствуют, что не отменяет факта регистрации декларации, её наличие в распоряжении Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, поскольку копия таковой предоставлена суду совместно с названным выше письмом и которая идентичная копии, предоставленной истцом, копии, имеющейся в материалах регистрационного дела на жилой дом.
Определением суда от <дата> по настоящему делу назначалось проведение комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы, производство которой было поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» <адрес>
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы.
Каковы параметры и назначение строения с кадастровым номером <адрес>
Соответствует ли строение с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, действующим градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным и иным нормам и правилам, предъявляемым к таким строениям (в том числе соответствует ли правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым), этим же нормам и правилам на дату начала и окончания строительства? Если не соответствует, то какие отступления от норм? Возможно ли устранить нарушения, чтобы нормы и правила были соблюдены, без нанесения ущерба правам и интересам иных лиц? Какие работы для этого необходимо выполнить? Имеется ли угроза жизни и здоровью граждан, имуществу третьих лиц? Возможно ли устранить нарушения без нанесения ущерба правам и интересам иных лиц? Какие работы для этого необходимо выполнить?
В пределах какого земельного участка (участков) расположено строение с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес> На какие иные земельные участки имеется наложение? Причины наложения, варианты его устранения?
Согласно заключению эксперта от <дата> №<номер> строение с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, по своему назначению является жилым домом.
Технические параметры строения с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>: количество этажей – 7; этажность – 6; площадь помещений (без учета балконов) – 2765,40 кв.м.; площадь балконов и террас – 430,2 кв.м.; площадь застройки (без учёта нависающих конструкций) – 618 кв.м.; площадь застройки (с учётом нависающих конструкций) – 707 кв.м.; максимальная высота здания (с учетом подвала) – 22,4 м.
Здание с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, с технической точки зрения соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, действующим на момент проведения строительства (2006 – 2014 г.г.) строительства, а именно: <данные изъяты>
Вопрос соответствия здание с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на момент проведения строительства (2006 – 2014 г.г.), экспертом не рассматривается в связи с отсутствием правил землепользования в указанный период.
Здание с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, в целом соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, действующим на момент проведения экспертизы, а именно: СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*», СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные», СанПиН <дата>-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Расположение здания с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, на земельном участке соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> – среднеэтажная жилая застройка.
Учитывая, что здание с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, создано в установленном порядке до введения Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, то в соответствии с п. 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым «Том 1. Текстовая часть. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений» размещение жилого дома не противоречит требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Здание с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта (при условии отсутствия внешнего воздействия), соответствует требованиям, предъявляемым к пожарной безопасности объекта, и имеет соответствующие нормативно-определённым требованиям параметры микроклимата помещений здания, т.е. в формулировке вопроса суда здание с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, не несет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу третьих лиц.
Строение с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, расположено в пределах двух земельных участков: земельный участок с кадастровым номером №<номер> и земельный участок с кадастровым номером №<номер>
Вариантами устранения расположения строения с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, в пределах двух земельных участков может быть путем образования одного земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровым номером №<номер> и с кадастровым номером №<номер> или приведение целевого назначения земельного участка №<номер> в соответствии с территориальной зоной, установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Оценивая указанное заключение судебной экспертизы, принимая его как доказательство в совокупности в установленными судом обстоятельствами, названными выше, суд исходит из того, что заключение эксперта отвечает требованиям статей 84-86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробный анализ документации, ссылки на нормативные документы и специальную литературу, является непротиворечивым. Судом учитывается квалификация эксперта, наличие необходимого образования, а также то обстоятельство, что при даче заключения эксперт предупреждён об уголовной ответственности.
Никаких доказательств, дающих основание сомневаться в правильности и обоснованности экспертиз, суду не предоставлено, судом не установлено.
Вышеуказанное экспертное заключение не содержит неясности или неполноты, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности или обоснованности экспертного заключения.
Каких-либо нарушений требований статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или Федерального закона, «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-Ф3 от <дата> при проведении экспертизы не усматривается.
Для проведения повторной экспертизы суд не находит оснований.
В соответствии со статьёй 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Поскольку основания не доверять выводам судебного эксперта отсутствуют, то вышеуказанное заключение надлежит принять в качестве надлежащего и допустимого доказательства по данном делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Из части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №<номер> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ).
Изменение требований к строительству после начала правомерного строительства или реконструкции объекта (например, установление границ территорий общего пользования (красных линий) после начала строительства объекта с соблюдением правового режима земельного участка) не является основанием для признания такой постройки самовольной (абзац первый пункта 1 статьи 222 ГК РФ).
Если на день вынесения решения суда ранее выявленные признаки самовольной постройки устранены или более не являются таковыми вследствие изменения правового регулирования и отсутствуют иные основания для признания постройки самовольной, суд отказывает в удовлетворении требования о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Также, в п. 18 того же Постановления Пленума указано, что при разрешении споров, связанных с самовольными постройками, судам следует учитывать, что правовой режим земельного участка определяется исходя из принадлежности этого участка к определенной категории земель и его разрешенного использования, а также специальных требований законодательства, которыми могут быть установлены ограничения в использовании участка (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 39-43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №<номер> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В связи с этим при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда (пункт 2 статьи 4 ГК РФ).
С иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена (создана) такая постройка (пункт 3 статьи 222 ГК РФ), в том числе в случае, если постройка возведена иным лицом (например, наследник, принявший наследство в виде земельного участка, на котором возведена (создана) самовольная постройка; собственник земельного участка, приобретший земельный участок, на котором расположена самовольная постройка; учредитель (участник), получивший оставшийся после удовлетворения требований кредиторов земельный участок ликвидированного юридического лица).
Ответчиком по иску о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления по месту нахождения такой постройки, иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации (части 4 - 6 статьи 51 ГрК РФ), а в случае предъявления правообладателем земельного участка иска о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную на этом участке иным лицом, - также лицо, осуществившее ее возведение (создание).
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренного недобросовестного поведения.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры. При установлении факта недобросовестного поведения застройщика, создавшего самовольную постройку (например, в случае, если такое лицо обращалось за выдачей разрешения на строительство лишь для вида, действуя в обход закона), суд вправе отказать в признании права собственности на самовольную постройку (статья 10 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 данного кодекса, а способы защиты – в статье 12 этого кодекса, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу статей 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации в их совокупности, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
На возможность защиты нарушенного права путем предъявления исков о признании права собственности на недвижимое имущество указано в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №<номер>, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №<номер> от <дата>.
Так, разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
По своей сути, предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления такого иска является отсутствие обязательственных правоотношений между истцом и ответчиком, кроме связанности самой вещью.
При этом такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на индивидуально-определенную вещь, к любому, кто, по его мнению, нарушает или может нарушить его право.
Кроме того, применение указанного способа защиты является необходимым и тогда, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или затрудняет такое использование. Признание же права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
При этом судом учитываются и правовые позиции, изложенные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>). Так, в п. 7 указано, что снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.
Принимая во внимание вышеизложенное и при установленных судом фактических обстоятельствах, поскольку спорный объект соответствует действующим градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, возведен в пределах земельного участка истца и земельного участка, переданного ему как раз для названного объекта, соответствует территориальной зоне и основному виду использования земельного участка, спорное строение не несет угрозу жизни и здоровью граждан, принимая во внимание наличие разрешительной документации и наличие действующей (зарегистрированной) декларации о готовности объекта к эксплуатации, учитывая отсутствие у истца возможности во внесудебном порядке зарегистрировать своё право собственности в связи с утратой подлинника декларации и невозможностью получить её дубликат в связи с ликвидацией органа, осуществлявшего регистрацию, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 14 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ №<номер>, Пленума ВАС РФ №<номер> от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №<номер> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
После вступления в законную силу решения суда о признании права собственности на самовольную постройку собственник данного объекта недвижимости вправе использовать его в гражданском обороте. При этом получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Вместе с тем наличие такого судебного акта не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими и разрешительными, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о государственной регистрации недвижимости (например, технический план).
Таким образом, настоящее решение является одним из оснований для осуществления регистрационных действий в отношении спорных объектов недвижимого имущества (внесения сведений о праве).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ №<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ №<░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░>