Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 06 февраля 2019 года
Кировский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.
при секретаре судебного заседания Шимф И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева ФИО7 к администрации Кировского района Волгограда, администрации Волгограда о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Чернышев Д.Г. обратился в суд с иском к администрации Кировского района Волгограда о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование исковых требований указал, что на основании постановления № администрации <адрес> <ДАТА> ему, как члену ЖСК «Импульс» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 07-140-2. Земельный участок был отведен под комплексную индивидуальную и многоэтажную застройку. На указанном земельном участке истец за счет собственных средств возвел жилой дом, площадью 123,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>, возведенному строению присвоен №. В связи с ликвидацией в 2016 году ЖСК «Импульс», он не смог в установленном законом порядке зарегистрировать право собственности на возведенное строение. Просит признать право собственности на жилой дом, общей площадью 123,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>.
В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.
Истец Чернышев Д.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и в установленном законом порядке, о причинах не явки суд не уведомлен.
Представитель истца Чернышева Д.Г. – Калашникова Л.А., действующая на основании доверенности от <ДАТА> в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Кировского района Волгограда Гладкова И.М., действующая на основании доверенности от <ДАТА>, также представляющая интересы администрации Волгограда на основании доверенности от <ДАТА> в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав правовую оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В силу требований п.39 ст.1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно приказу Минэкономразвития России от <ДАТА> № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» разрешено размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Согласно ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 25 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от <ДАТА> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, созданием условий для привлечения инвестиций.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при наличии одновременно нескольких условий, а именно: земельный участок должен принадлежать лицу, осуществившему самовольную постройку на каком-либо вещном праве, земельный участок соответствует виду целевого использования; лицо, принимало меры к ее легализации в административном порядке; самовольная постройка не содержит существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права третьих лиц.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением администрации <адрес> № от <ДАТА> о передаче в ведение администрации <адрес> земельных участков для жилищного индивидуального и многоэтажного строительства, земельный участок площадью 39 га между <адрес> балка и границей <адрес> (кадастровый номер участка 07-140-2) изъят из земель гослесфонда Волгоградского лесхоза переведен в земли запаса города, передан в ведение администрации <адрес> для целей жилищного (индивидуального и многоэтажного) строительства.
Согласно книжки ЖСК «Импульс» индивидуальных застройщиков в <адрес> (южнее поселка Веселая балка), выданной Чернышеву Д.Г., по вступлению <ДАТА> в члены ЖСК, истцу был предоставлен земельный участок №.
Материалами дела также установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>, возведены: жилой дом, состоящий из литера «А» и литера «А1», общей площадью 123,7 кв.м.; а также надворные постройки.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией технического паспорта по состоянию на <ДАТА> на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>.
Из представленного в материалы дела технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>, составленного МУП Кировское БТИ <адрес> следует, что по результатам проведенной <ДАТА> инвентаризации, в состав объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес> входят: жилой дом (литер А), площадью 87,6 кв.м., мансарда (литер А1), площадью 70,6 кв.м., общей площадью 123,7 кв.м.; гараж (литер Г).
Из материалов дела также усматривается, что в результате кадастровых работ кадастровым инженером был подготовлен технический план здания, расположенного по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>.
Как следует из уведомления Управления Росреестра по <адрес> №КУВИ-001/2019-73756 от <ДАТА>, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>.
Согласно заключения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Нижне-Волжского филиала о техническом состоянии конструкций объекта, расположенного по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>, в результате визуального обследования установлено, что техническое состояние строительных конструкций одноэтажного жилого дома (литер А) с мансардой (литер А1), расположенного по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>, в <адрес>, на момент обследования – исправное и пригодное для дальнейшей эксплуатации по своему функциональному назначению. В ходе визуального обследования было выявлено, что все работы выполненные при строительстве жилого дома соответствуют градостроительным, строительным нормам и правилам, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и условиям безопасной эксплуатации, и не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц, не представляют угрозы жизни и здоровью граждан.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Нижне-Волжского филиала, у суда не имеется, поскольку оно проведено с соблюдением норм действующего законодательства, а доказательств указывающих на недостоверность проведенного исследования, либо ставящих под сомнение его выводы суду не представлено.
В силу ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Гражданские права и обязанности, возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (ст.8 ГК РФ).
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Суд, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что истцом осуществлено строительство жилого дома без оформленного в установленном порядке разрешения на строительство, вместе с тем, суд принимает во внимание, что возведенный жилой дом находится в границах земельного участка, соответствует действующим нормативно-техническим требованиям и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, суд полагает возможным признать за Чернышевым Д.Г. право собственности на жилой дом, состоящий из литера «А» и литера «А1», общей площадью 123,7 кв.м., жилой площадью 55,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пос. ЖСК «Импульс», <адрес>.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Чернышева Д.Г. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования Чернышева ФИО8 к администрации <адрес> Волгограда, администрации Волгограда о признании права собственности на жилой дом – удовлетворить.
Признать за Чернышевым ФИО9 право собственности на жилой дом, <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 11 февраля 2019 года.
Председательствующий: Е.В. Чурина