Дело № 2-491/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
поселок Морки 22 августа 2016 г.
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Ивановой Л.А., с участием прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Опиковой Н.Г., при секретаре Егошиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Степановой Г.А. к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» о возмещении расходов по оплате за коммунальные услуги,
у с т а н о в и л :
прокурор Моркинского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Степановой Г.А. к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» (далее – ответчик) с иском о возмещении расходов по оплате за коммунальные услуги за период с мая 2014 г. по апрель 2016 г. в размере 1 767 руб. 50 коп. за электроснабжение и 5 689 руб. 31 коп. за отопление, в обоснование заявленных требований указав, что Степанова Г.А. как медицинский работник, вышедший на пенсию, не получает возмещение расходов по их оплате.
В судебном заседании Степанова Г.А. и прокурор Опикова Н.Г. заявленные исковые требования с учетом его уточнений поддержали и просили его удовлетворить.
Представитель ответчика Смирнов И.Ю., действующий на основании доверенности № 6 от 1 сентября 2015 г., исковые требования не признал и просил в его удовлетворении отказать, мотивируя тем, что истцом не соблюден порядок возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, с соответствующим заявлением истец ответчику не обращался, ответчиком решение об отказе в возмещении расходов по оплате коммунальных услуг не принималось.
Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрения дела без участия представителя министерства. На основании ст.167 ч.3 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии сост.59Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Статьей 160 ЖК РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 г., предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Приведенное положение утратило силу в соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанным законом статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была дополнена частями 5 и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организации здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Приведенное положение также утратило силу в связи принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 января 2012 г. частью 2 ст.72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании анализа положений законодательства следует сделать вывод, что федеральным законом не отменено предоставление льгот, а предложено субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки.
В целях реализации федерального законодательства в Республике Марий Эл принят Закон от 2 декабря 2004 г. №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».
Согласно п.1 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. №48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями Республики Марий Эл, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - учреждение).
В п.2 ст.2 указанного Закона Республики Марий Эл предусмотрено, что социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается специалистам, в том числе, государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В силу п.п. «г» п.2 Перечня должностей специалистов в сельской местности, которым оказывается социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.01.2005 г. № 3, к специалистам государственной системы здравоохранения отнесены, в том числе, врачи и средний медицинский персонал.
Согласно п.4 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг сохраняется за всеми гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вышедшими на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в учреждениях в соответствующей отрасли не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности.
Истец Степанова Г.А. зарегистрирована и проживает по адресу: пос. Морки, ул. М., д…, кв. … (…) Моркинского района Республики Марий Эл, является пенсионером и относится к категории лиц из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа в учреждении здравоохранения, что следует из ее трудовой книжки и пенсионного удостоверения.
Следовательно, истец Степанова Г.А. имеет право на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст.3 ч.2 Закона Республики Марий Эл 2 декабря 2004 г. №48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг носит персонифицированный характер и оказывается специалистам государственной и муниципальной системы здравоохранения в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах:
100 % оплаты за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья;
50 % оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления;
100 % оплаты тепловой энергии в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;
100 % оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилых помещений в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;
100 % оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), приобретаемого в пределах нормативов потребления.
Согласно расчету оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления за период с мая 2014 г. по апрель 2016 г. возмещению подлежат расходы истца в размере 2 639 руб. 64 коп. Согласно расчету оплаты отопления в пределах норматива потребления за указанный период возмещению подлежит 5 689 руб. 31 коп. Указанные расчеты судом проверены, является правильным, доказательств иного ответчиком не представлено.
Таким образом, истец Степанова Г.А. имеет право на возмещение затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 8 382 руб. 95 коп. (2639,64+5689,31). Поскольку ответчиком возмещение данных затрат не производилось, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы.
В соответствии с п.9 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, на основании ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» (ОГРН/ИНН …, дата регистрации 17 января 2012 г.) в пользу Степановой Г.А. за период с мая 2014 г. по апрель 2016 г. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за электроснабжение в сумме 2 639 руб. 64 коп. и отопление в сумме 5 689 руб., а всего 8 382 руб. 95 коп.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» госпошлину в размере 400 руб. в доход бюджета муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в лице межрайонной ИФНС России №2 в Республике Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Л.А. Иванова
Мотивированное решение составлено 26 августа 2016 г.