УИД 59RS0004-01-2024-006801-59
Дело № 2-3897/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.11.2024 г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Сероваевой Т.Т., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д.,
с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница №" – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Государственному автономному учреждению здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница №", Министерству здравоохранения Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд, с учетом уточненного иска, к государственному автономному учреждению здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница №" (далее также ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №"), Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, обеспечении финансирования.
Просит возложить на ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" в срок не позднее 2-х лет с момента вступления решения по настоящему делу в силу обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно:
1) обеспечить состав и планировочные решения операционных блоков согласно санитарным требованиям, в операционных блоках (для экстренных и плановых оперативных вмешательств) обеспечить строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз), а именно: предусмотреть раздельные входы в операционный блок для экстренных оперативных вмешательств для пациентов (через шлюз или из коридора операционного блока) и персонала (через санитарный пропускник), предусмотреть возможность доставки пациентов в операционные планового операционного блока из коридора или через шлюз операционного блока согласно п. 4.11 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
2) предусмотреть изолированные палаты (изоляторы, боксированные палаты) для временной изоляции пациентов с инфекционным заболеванием или подозрением на него в составе отделений реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения и отделения неврологии согласно п. 4.12, 4.10.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
3) устранить дефекты внутренней отделки в следующих помещениях: плановый операционный блок (9 этаж): коридор; торакальное отделение (7 этаж): палаты №, 726, 727, санитарные узлы для пациентов в септической и асептической палатных секциях, клизменная (на стенах после плитки – побелка); ЦСО (2 этаж): кабинет старшей медсестры; приемное отделение (1 этаж): кабинет сестры-хозяйки; подвальное помещение: центральная бельевая для грязного белья, помещение временного хранения отходов класса А, согласно п.п. 2.7, 4.3.3 СП 2.1.3,678-20.
4) оборудовать устройствами для обработки и сушки суден, клеенок санитарные комнаты платных отделений: медицинской реабилитации (3 этаж), гинекологии (4 этаж), хирургии (4 этаж), пульмонологии (5 этаж), неврологии (6 этаж), торакального отделения (7 этаж), сердечно-сосудистой хирургии (9 этаж) согласно п. 4.4.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
5) предусмотреть вытяжную вентиляцию с механическим побуждением из санитарного узла палаты № отделения нейрохирургии согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
6) предусмотреть очистку наружного воздуха, подаваемого в помещения аптеки, фильтрами тонкой очистки: согласно представленным паспортам приточная система вентиляции помещений аптеки П4, П5 оборудована только фильтрами грубой очистки ФяРЕU согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
7) обеспечить самостоятельными системами вентиляции помещения нейрохирургической операционной: вытяжка воздуха из предоперационной, операционной осуществляется посредством вытяжной системы В82, приток воздуха в предоперационную, стерилизационную, операционную – посредством приточной системы П49 (операционные относятся к помещениям чистоты класса А согласно приложению 3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20) согласно п.п. 4.11, 4.5.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
8) обеспечить проведение очистки и дезинфекции действующих систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением согласно п. 4.5.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
9) оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением (находятся в нерабочем состоянии) помещения: приемного отделения, эндоскопического отделения (за исключением моечных), отделения функциональной диагностики, отделения общей реанимации, отделения гинекологии (за исключением манипуляционной), торакального отделения, отделения нейрохирургии (за исключением процедурных и перевязочных), отделения травматологии, операционного блока согласно п. 4.5.3 СП 2.1.3,678-20.
10) обеспечить оборудование центральной кладовой для грязного белья напольными стеллажами согласно п. 4.25.4 СП 2.1.3,678-20.
Также истец просит возложить обязанность Министерство здравоохранения Пермского края выделить ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" денежные средства на реализацию мероприятий по устранению перечисленных выше нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 3-8, 185).
В обоснование исковых требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года в ходе плановой выездной проверки в отношении ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, представляющие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. С целью устранения выявленных нарушений в отношении ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" вынесено предписание № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку данное предписание не обжаловалось, оно подлежит исполнению в установленный срок. В ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" также выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые по аналогии с выявленными ранее нарушениями представляют угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. С целью устранения установленных в ходе проведения внеплановой проверки нарушений в отношении ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" вынесено предписание № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предписание также не обжаловалось, а потому подлежит исполнению. В ДД.ММ.ГГГГ с целью контроля исполнения Предписаний № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" вновь проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства устранены не были. По результатам проверки за неисполнение предписаний в отношении ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" возбуждено дело по <данные изъяты> Российской Федерации, материалы направлены мировому судье. Постановлением мирового судьи ответчик ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" признан виновным в совершении административного правонарушения, юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> Также по результатам проведенной проверки в отношении ответчика ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание обжаловано не было, подлежит исполнению. С целью контроля исполнения Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ года проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, как и ранее, не устранены. За неисполнение Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" возбуждено дело по части <данные изъяты> Российской Федерации, материалы переданы мировому судье. Постановлением мирового судьи ответчик ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" признан виновным в совершении административного правонарушения, юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> По результатам проверки с целью устранения имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание не обжаловано, подлежит исполнению. Письмами Управления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сроки исполнения Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ продлены до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. вместе с тем в связи с поступлением в адрес Управления информации с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой часть пунктов Предписания не исполнена, истец был вынужден подать настоящее исковое заявление с целью побуждения ответчика государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница №" к устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №" в ходатайствах, адресованных истцу, неоднократно указывал, что неисполнение Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ связано с потребностью Учреждения в проведении капитального реконструирования и ремонта здания, разработки проектно-сметной документации, а также с отсутствием финансирования со стороны Учредителя – Министерства здравоохранения Пермского края. В целях исполнения Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения Пермского края неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств, ответчиком государственным автономным учреждением здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница №" проведены мероприятия, направленные на разработку проектно-сметной документации, на техническое обслуживание приточных систем вентиляции, на демонтаж систем вентиляции в помещениях на техническом этаже (подвале), на выполнение работ по капитальному ремонту травматологического отделения на 8 этаже. Также истец указывает, что полное устранение всех выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства требует значительных материальных (финансовых) затрат, именно поэтому ответчиком также выступает Министерство здравоохранения Пермского края, поскольку именно оно осуществляет финансирование государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница №" на основании положений Устава государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница № ".
редставитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала, что на день рассмотрения дела нарушения не устранены, в просительной части уточненного искового заявления указан срок выполнения работ в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу, данный срок является достаточным для объема работ, изложенных в просительной части иска.
Представитель ответчика ГАУЗ Пермского края "Городская клиническая больница №", с требованиями иска не согласилась по доводам, изложенным в возражениях относительно заявленных требований. Указывает, что в настоящее время ГБУЗ ПК «ГКБ № » осуществляет мероприятия, направленные на устранение нарушении, указанных в предписании. Нарушения устраняются поэтапно, выполнить все работы одномоментно невозможно. Учреждение подает одну заявку в год, где указаны все имеющиеся нарушение, изложенные в предписании №, вместе с тем, денежные средства выделяют поэтапно. Отсутствие достаточного финансирования не позволило ГБУЗ ПК «ГКБ №» в установленные сроки устранить нарушения требований санитарного законодательства. Кроме того, основным видом деятельности ГБУЗ ПК «ГКБ №» является оказание медицинской помощи на территории Пермского края, соответственно, выделение финансирования предусмотрено в основном только на осуществление медицинской деятельности (л.д. 186-195).
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, ранее с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях относительно заявленных требований. Указывает, что БУЗ ПК «ГКБ №» является бюджетным учреждением и в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона 7-ФЗ Министерство ежегодно формирует и утверждает для него государственное задание в соответствии с предусмотренными его учредителями документами основными видами деятельности. Финансирование бюджетных учреждений учредителем (Министерство) осуществляется исключительно путем утверждения государственного задания. Выделяемые средства имеют исключительно целевой характер и предоставляются на конкретные мероприятия, в том числе на проведение текущих ремонтов стоимость свыше 1000 000, капитальных ремонтов помещений, зданий и сооружений, инженерно-геодезических изысканий, строительного контроля (технического надзора) за капитальным ремонтом. Приведенные Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю. В исковом заявлении доводы содержат общегражданские нормы и не учитывают установленный действующим законодательством Российской Федерации порядок финансирования учредителем бюджетных учреждений, а также порядок реализации принятого на территории Пермского края добровольного дополнительного расходного обязательства по финансированию ремонтных работ недвижимого имущества, закрепленных за учреждениями здравоохранения Пермского края. Нормы действующего законодательства, содержащие обязанность Министерства, как учредителя, выделять денежные средства на устранение нарушений санитарного законодательства, соблюдение которых возложено исключительно на хозяйственный субъект, в данном случае на учреждение, не приведены. Кроме того, такая обязанность по финансированию в законодательстве отсутствует. Процедура выделения дополнительного финансирования регламентирована действующим законодательством и содержит не только заявительный принцип, но и порядок отбора заявок. С учетом изложенного, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению (л.д. 175-176).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, статьями 1 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Согласно пункту 4 части 1 статьи 29 организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 24 названного федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона).
Статьей 9 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 указанного закона при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе и на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Статьей 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 настоящие санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам.
В пункте 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что данные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил.
В пункте 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
В пункте 4.3.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
В пункте 4.4.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок.
В пункте 4.5.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.
В асептических помещениях приток воздуха должен преобладать над вытяжкой. В помещениях инфекционного профиля вытяжка должна преобладать над притоком воздуха.
В пункте 4.5.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что здания, строения, сооружения медицинских организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
В пункте 4.5.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что эксплуатация вентиляционных систем должна исключать перетекание воздушных масс из помещений класса чистоты Г - в помещения классов чистоты В, Б и А, из помещений класса чистоты В - в помещения классов чистоты Б и А, из помещений класса чистоты Б в помещения класса чистоты А.
Температура и организация воздухообмена в помещениях принимается в соответствии с приложением N 3 к настоящим правилам.
В пункте ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования производится из чистой зоны на высоте не менее 2 метров от поверхности земли. Наружный воздух, подаваемый приточными установками, подлежит очистке фильтрами грубой и тонкой очистки.
В пункте ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока должна организовываться из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом.
В пункте 4.10.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в отделениях с двумя палатными секциями должно быть организовано не менее 2 перевязочных. Перевязки пациентам, имеющим гнойное отделяемое, проводят в септической перевязочной, при ее отсутствии - в асептической перевязочной после перевязок пациентов, не имеющих гнойного отделяемого.
В пункте 4.11. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что к размещению и устройству операционных блоков, операционных предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
В пункте 4.11.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха.
В пункте 4.11.2. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в операционных блоках должно быть организовано зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки пациента - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа работников), зону общебольничного режима (шлюз). Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока запретительным знаком.
В пункте 4.12 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в составе отделений реанимации и интенсивной терапии должна быть организована изолированная палата для временной изоляции пациентов с инфекционным заболеванием или подозрением на него.
В пункте 4.25.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что в стационарах и поликлиниках должны быть центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях, обслуживающих до 50 пациентов в смену чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах.
Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции.
Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.
В судебном заседании установлено, что в ходе плановой выездной проверки Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в деятельности ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» были выявлены многочисленные нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства. По результатам проверки выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-74).
В ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам которой установлено неполное устранение ранее выявленных нарушений и выдано новое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-81).
В ходе внеплановой выездной проверки исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ проведенной в декабре 2017 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» выявлены нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства (л.д. 82-91).
С целью фактического устранения нарушений выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92-96), сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП Российской Федерации и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> (л.д. 98-100).
В 2019 году Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам которой установлено неполное устранение ранее выявленных нарушений и выдано новое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101-103).
Постановлением мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч<данные изъяты> РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> (л.д. 104-107).
На основании ходатайства ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108,109).
На основании письма ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ нарушения в полном объеме не устранены, именно остаются работы, указанные в просительной части искового заявления, срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110, 111,112).
На основании ходатайства ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ вновь продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 113,114).
Как следует из представленных документов, ГБУЗ Пермского края «ГКБ № » здание стационара ГАУЗ Пермского края «ГКБ №» построено по проекту 1973 года «Районная больница на 510 коек с поликлиникой на 1000 посещений в смену» по адресу: <Адрес>, разработанному Киевским филиалом института ГипроНИИздрава (252133, <Адрес>).
Проект утвержден Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ, протокол №. Госгражданстроем при Госстрое СССР ДД.ММ.ГГГГ, приказ №. Введен в действие Киевским филиалом института «Гипронииздрав» ДД.ММ.ГГГГ, приказ №, в соответствии с действующими на тот период Строительными нормами и правилами СНиП П-Л.9-70 «Больницы и поликлиники». Нормы проектирования» (л.д. 196-198, 199-202, 203-204, 205-207, 208-210).
Во исполнение части требований, изложенных в пункте 2 предписания ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» заключен договор с <данные изъяты> на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта операционного блока (9 этаж) от ДД.ММ.ГГГГ № (211-220,221).
Кроме того, в целях устранение нарушений ГБУЗ Пермского края «ГКБ № » заключен договор с <данные изъяты> на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта отделения реанимации и интенсивной терапии (3 этаж) от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам разработанной проектно-сметной документации планируется формирование заявки на выделение финансовых средств на проведение капитального ремонта в отделениях (л.д. 222-224).
Также в материалы дела со стороны ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» представлена заявка на ДД.ММ.ГГГГ годы о предоставлении дополнительного финансирования в том числе для устранения нарушений, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165-170).
Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что часть нарушений санитарного законодательства, изложенных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» устранены.
Однако, часть нарушений санитарного законодательства, изложенных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ и поименованных в просительной части искового заявления до настоящего времени со стороны ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» не устранены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что часть помещений в медицинском учреждении по адресу <Адрес>, поименованных в резолютивной части искового заявления, находится в ненадлежащем состоянии,
Исходя из установленного факта нарушения со стороны ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» требований действующего санитарно- эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений требований.
В судебном заседании представитель ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» не отрицала, что все нарушения, указанные в просительной части иска, до сих пор не устранены, но работа ведется в пределах выделяемого финансирования, однако доказательств того, что часть какая-то часть нарушений устранена, суду не представлено.
Доводы об отсутствии финансирования не освобождает ответчика ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» от исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку охрана прав и законных интересов пациентов и персонала медицинского учреждения не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия финансирования, в силу того, что медицинское учреждение несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный истцом срок исполнения решения – не позднее двух лет с момента вступления решения суда в законную силу суд признает разумным и обоснованным, с учетом пояснений сторон о необходимости дополнительного финансирования, объема и специфики работ которые необходимо провести, а также принимая во внимание обязательные процедуры выделения финансирования, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд полагает возможным установить срок устранения нарушений 2 года с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования истца о возложении на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности выделить ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» денежные средства на реализацию мероприятий по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ Пермского края «ГКБ №» ежегодно, начиная с 2019 года подаются заявки на выделение финансирования для осуществления мероприятий направленных на устранение нарушений требований санитарного законодательства, указанных в предписаниях истца, однако, выделяемых денежных средств недостаточно для выполнения всего объема работ.
Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
В силу статьи 38.1 названного Кодекса принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее - Положение), Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные государственные учреждения здравоохранения Пермского края во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств федерального, краевого бюджетов (пункт 1.5). Министерство осуществляет координацию деятельности субъектов систем здравоохранения, расположенных на территории Пермского края, в сфере здравоохранения: в том числе осуществление функции главного администратора доходов и главного распорядителя средств федерального и краевого бюджетов (пункт 3.3).
В соответствии с Уставом ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница №» функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган – Министерство здравоохранения Пермского края. Министерство здравоохранения является главным распорядителем средств бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности Учреждения.
Возложение в силу закона спорной обязанности на Министерство здравоохранения Пермского края гарантирует исполнимость судебного акта и восстановление прав неопределенного круга лиц, что согласуется с интересами населения.
Отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает ответчиков от исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологической безопасности объектов, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на получение медицинской помощи в безопасных для этого условиях.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить частично, возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №» (ИНН 5906149305, ОГРН 1175958036121) в срок два года с момента вступления решения суда в законную силу обязанность устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
1) обеспечить состав и планировочные решения операционных блоков согласно санитарным требованиям, в операционных блоках (для экстренных и плановых оперативных вмешательств) обеспечить строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз), а именно: предусмотреть раздельные входы в операционный блок для экстренных оперативных вмешательств для пациентов (через шлюз или из коридора операционного блока) и персонала (через санитарный пропускник), предусмотреть возможность доставки пациентов в операционные планового операционного блока из коридора или через шлюз операционного блока согласно п. 4.11 СП 2.1.3678-20.
2) предусмотреть изолированные палаты (изоляторы, боксированные палаты) для временной изоляции пациентов с инфекционным заболеванием или подозрением на него в составе отделений реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения и отделения неврологии согласно п. 4.12, 4.10.2 СП 2.1.3678-20.
3) устранить дефекты внутренней отделки в следующих помещениях: плановый операционный блок (9 этаж): коридор; торакальное отделение (7 этаж): палаты №724, 726, 727, санитарные узлы для пациентов в септической и асептической палатных секциях, клизменная (на стенах после плитки – побелка); ЦСО (2 этаж): кабинет старшей медсестры; приемное отделение (1 этаж): кабинет сестры-хозяйки; подвальное помещение: центральная бельевая для грязного белья, помещение временного хранения отходов класса А, согласно п.п. 2.7, 4.3.3 СП 2.1.3,678-20.
4) оборудовать устройствами для обработки и сушки суден, клеенок санитарные комнаты платных отделений: медицинской реабилитации (3 этаж), гинекологии (4 этаж), хирургии (4 этаж), пульмонологии (5 этаж), неврологии (6 этаж), торакального отделения (7 этаж), сердечно-сосудистой хирургии (9 этаж) согласно п. 4.4.9 СП 2.1.3678-20.
5) предусмотреть вытяжную вентиляцию с механическим побуждением из санитарного узла палаты №714 отделения нейрохирургии согласно п. 4.5.23 СП 2.1.3678-20.
6) предусмотреть очистку наружного воздуха, подаваемого в помещения аптеки, фильтрами тонкой очистки: согласно представленным паспортам приточная система вентиляции помещений аптеки П4, П5 оборудована только фильтрами грубой очистки ФяРЕU согласно п. 4.5.17 СП 2.1.3678-20.
7) обеспечить самостоятельными системами вентиляции помещения нейрохирургической операционной: вытяжка воздуха из предоперационной, операционной осуществляется посредством вытяжной системы В82, приток воздуха в предоперационную, стерилизационную, операционную – посредством приточной системы П49 (операционные относятся к помещениям чистоты класса А согласно приложению 3 СП 2.1.3678-20) согласно п.п. 4.11, 4.5.7 СП 2.1.3678-20.
8) обеспечить проведение очистки и дезинфекции действующих систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением согласно п. 4.5.2 СП 2.1.3678-20.
9) оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением (находятся в нерабочем состоянии) помещения: приемного отделения, эндоскопического отделения (за исключением моечных), отделения функциональной диагностики, отделения общей реанимации, отделения гинекологии (за исключением манипуляционной), торакального отделения, отделения нейрохирургии (за исключением процедурных и перевязочных), отделения травматологии, операционного блока согласно п. 4.5.3 СП 2.1.3,678-20.
10) обеспечить оборудование центральной кладовой для грязного белья напольными стеллажами согласно п. 4.25.4 СП 2.1.3,678-20.
Возложить обязанность Министерство здравоохранения Пермского края (ИНН 5902293308, ОГРН 1065902004629) выделить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» денежные средства на реализацию мероприятий по устранению перечисленных выше нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Т.Т. Сероваева
<данные изъяты>
<данные изъяты>