Дело № 2-3721/2024
УИД 33RS0011-01-2024-006312-59
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 27 декабря 2024 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Дровалёвой Н.В.,
при секретаре Мазуренко Е.К.,
с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора
Петровой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Кулевой Н. В., к Министерству здравоохранения Владимирской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Ковровская районная больница" о возложении обязанности по бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Кулевой Н. В., с учетом уточнений от <дата>, в котором просит возложить на ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Кулевой Н.В., <дата> года рождения, в бесплатных лекарственных препаратах "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", а также по их направлению в Министерство здравоохранения Владимирской области; на Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность по обеспечению Кулевой Н.В., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", взыскать в пользу Кулевой Н.В. в солидарном порядке с Министерства здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в сумме 16 080 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований, поддержанных в ходе судебного разбирательства, помощником Ковровского городского прокурора Петровой А.О., указано, что Кулева Н.В., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" с диагнозом <данные изъяты>. Протоколом заседания онкоконсилиума ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" от <дата> <№> Кулевой Н.B. назначена схема лечения "<данные изъяты>" 500 мг. внутримышечно 1 раз в месяц + "<данные изъяты>" 600 мг. в сутки или "<данные изъяты>" 125 мг. в сутки, (21 день затем перерыв 7 дней) до прогрессирования или неприемлемой токсичности. Потребность Кулевой Н.В. в лекарственном препарате "<данные изъяты>" ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в общей централизованной заявке на 2024 год не учтена, так как документация о назначении приема препарата предоставлена в медицинское учреждение после завершения заявочной кампании в 2023 году. Одновременно с этим, медицинским учреждением в 2024 году направлена заявка на лекарственные препараты для нужд Кулевой Н.В. по региональной льготе на период обеспечения март-июнь 2024 года. По информации ГКУЗ ВО "Центр но осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" <дата> поступила информация из ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница г.Коврова" о персональной потребности Кулевой Н.В. в препарате "<данные изъяты>" на 2024 год в количестве 8 упаковок. Кроме этого, учреждением лекарственный препарат "<данные изъяты>" на 2024 год закупался централизованно в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Владимирской области в количестве 454 упаковок. После получения препарата "<данные изъяты>" <дата> в количестве 1 упаковки, данный препарат был выдан Кулевой Н.В. лишь <дата>. Лекарственный препарат "<данные изъяты>" медицинским учреждением при формировании в ГИСЗ ВО свободных заявок не учтен, ввиду отсутствия технической возможности выбора препарата в системе. Препарат "<данные изъяты>" в период с января по сентябрь 2024 года Кулевой Н.В. вводился в ЦАОП ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г. Коврова", однако в октябре текущего года он отсутствовал в аптеке учреждения, в связи с чем терапия данным препаратом не была проведена. Препарат "<данные изъяты>" в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2024 год отпускается по рецептам врачей бесплатно. В связи с отсутствием препарата "<данные изъяты>" истец была вынуждена приобретать его за свой счет. Затраты Кулевой Н.В. на приобретение лекарственного препарата составили 16080 руб. Заболевание Кулевой Н.В. требует постоянной терапии, отсутствие лекарств может повлечь ухудшение состояния ее здоровья. До настоящего времени закупка лекарственных препаратов для истца не организована. Необеспечение Кулевой Н.В. лекарственными препаратами нарушает ее конституционное право на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни и повлекло причинение истцу морального вреда, который она оценивает в 10000 руб. В настоящее время Кулева Н.В. лекарственным препаратом "<данные изъяты>" обеспечена по январь 2025 года включительно, препарат "<данные изъяты>" выдан ей <дата> в количестве 1 упаковки. Несмотря на это, представитель истца Петрова А.О. просила решение суда просила обратить к немедленному исполнению.
Истец Кулева Н.В. в судебное заседание не явилась, ранее исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в лекарственных препаратах "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" нуждается по жизненным показаниям в связи с наличием онкологического заболевания. С момента назначения и по сентябрь 2024 года препарат "<данные изъяты>" вводился ей в стационаре ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова". После введения данного препарата она в течение 21 дня принимает препарат "<данные изъяты>", потом 7 дней перерыв. С октября 2024 года ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" препарат "<данные изъяты>" ей не вводится, т.к. данный препарат в настоящее время назначается при амбулаторном лечении, и отсутствовал в стационарном отделении ЦАОП. В октябре 2024 года она обратилась в ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница", которая в этот же день подало заявку на данный препарат в Министерство здравоохранения Владимирской области, рецепт в этот день не выписали. Рецепт на препарат "<данные изъяты>" был выдан ей только <дата> и отварен <дата>. Препарат "<данные изъяты>" также не получала, начиная с сентября 2024 года, рецепты находились на отсроченном обслуживании. Перерыв в лечении неблагоприятно сказывается на ее состоянии здоровья, в связи с чем она была вынуждена приобретать препарат "<данные изъяты>" за свой счет. Из-за отсутствия лечения она опасается за свою жизнь, чем ей причинены нравственные страдания, которые она оценивает в 10000 руб.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, отзыв относительно исковых требований не предоставил.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" Ермилов Д.В. и Андреева О.А. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, ранее с исковыми требованиями не согласились, указав, что в соответствии с заключениями онкологического консилиума ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" от <дата> <№> и от <дата> <№> Кулевой Н.В. было рекомендовано лечение лекарственным препаратом "<данные изъяты>". По факту получения медицинским учреждением заключения от <дата>
<№> была проведена врачебная комиссия. В соответствии с протоколом врачебной комиссии от <дата> <№> врачебная комиссия решила направить информацию о потребности в лекарственном препарате "<данные изъяты>" в Министерство здравоохранения Владимирской области с целью своевременного обеспечения Кулевой Н.В. необходимым лекарственным препаратом в 2023 году. <дата> вышеуказанная информация была доведена до Министерства здравоохранения путем направления дополнительной потребности от <дата> <№>. <дата> со стороны Министерства здравоохранения Владимирской области в адрес ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" была направлена информация, что лекарственные препараты в рамках дополнительной потребности отпущены в аптечную сеть. Лекарственный препарат "<данные изъяты>" не был включен в централизованную заявку на 2024 год по причине того, что на момент получения медицинским учреждением заключения от <дата> <№> заявочная кампания была завершена и централизованные заявки не принимались. <дата> в адрес ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" со стороны Министерства здравоохранения Владимирской области поступило информационное письмо "Об уточняющей пофамильной заявке на дорогостоящие препараты" в соответствии с которой Министерство просило уточнить потребность в дорогостоящих льготных лекарственных препаратах на предстоящий период: март-июнь 2024 года.
В ответ на вышеуказанное информационное письмо в адрес Министерства была направлена льготная плановая пофамильная заявка на предстоящий период, в соответствии с которой до Министерства была доведена информация о потребности Кулевой Н.В. в лекарственном препарате "<данные изъяты>' на предстоящий период март-июнь 2024 года. Кроме того, в соответствии с дополнительной потребностью от <дата> <№> потребность Кулевой Н.В. в необходимом лекарственном препарате до конца 2024 года была доведена до ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области". Аналогичная потребность была направлена в ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" <дата> за исх. <№>. В соответствии с реестром выписанных рецептов Кулевой Н.В. выписывались рецепты на лекарственный препарат "<данные изъяты>" по мере его обращения к лечащему врачу. Отказов в выписке рецептов Кулевой Н.В. медицинским учреждением не установлено. До октября 2024 года препаратом "<данные изъяты>" пациентка обеспечивалась в ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова". В октябре 2024 года пациент обратился в ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" с целью выписки рецепта на данный препарат. <дата> в Министерство здравоохранения Владимирской области направлен запрос о разъяснении порядка оказания медицинской помощи онкологическим пациентам указанным препаратом. Данный препарат не был включен в централизованную заявку на 2024 год, так как до апреля 2024 года данный препарат являлся стационарным. О том, что в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи в апреле 2024 года внесены изменения, согласно которым препарат "<данные изъяты>" стал амбулаторным, Министерство здравоохранения Владимирской области лечебные учреждения не уведомило. <дата> после обращения пациента в медицинское учреждение в Центр закупок направлена дополнительная потребность пациентов ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в препарате "<данные изъяты>" в количестве 12 упаковок до конца 2024 года. Кроме того, в медицинские учреждения муниципальных районов Владимирской области направлено письмо, в соответствии с которым ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" доводит до лечебных учреждений потребность в данном лекарственном препарате и просит в случае отсутствия потребности в препарате "<данные изъяты>" данных медицинских учреждений или наличия излишек данного препарата, перераспределить его в адрес ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница". <дата> в Центр закупок вновь доведена потребность Кулевой Н.В. в лекарственных препаратах "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" в количестве по 3 упаковки на период с ноября 2024 года по январь 2025 года. Рецепты на лекарственный препарат "<данные изъяты>" выписывались пациенту по мере ее обращения. В настоящее время препаратом "<данные изъяты>" пациент обеспечена до конца 2024 года. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГКУЗ ВО "Центр осуществления закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, отзыв относительно исковых требований не предоставил.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" в судебное заседание не явился. В ранее представленном отзыве указал, что Кулева Н.В., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на "<данные изъяты> учете с основным диагнозом: <данные изъяты>. Согласно протоколу онкологического консилиума врачей ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" от <дата> <№> Кулевой Н.В. рекомендовано гормональная терапия "<данные изъяты>" 500 мг в/м 1 раз в 28 дней+"<данные изъяты>" 600 мг в сутки или "<данные изъяты>" 125 мг внутрь 1-21 день перерыв 7 дней до прогрессирования или неприемлемой токсичности. Решением онкологического консилиума врачей ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" от <дата> <№> рекомендовано продолжить терапию "<данные изъяты>" 500 мг в/м 1 раз в 28 дней+"<данные изъяты>" 125мг внутрь 1-21 день перерыв 7 дней до прогрессирования или неприемлемой токсичности. Обеспечение препаратами в поликлинике по месту жительства. Лекарственные препараты "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" вводятся (принимаются) амбулаторно, так как в инструкциях по применению данных препаратов отсутствуют указания о их введении (приеме) в условиях стационара и/или дневного стационара. Уполномоченным учреждением на предоставление меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению Кулевой Н.В. является ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница". Медицинская помощь по профилю "онкология" на территории Владимирской области организована в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Владимирской области от <дата> <№>. В соответствии с Приложением № 3 к данному приказу ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" проводит диагностику, хирургические вмешательства (взятие биопсии), противоопухолевую лекарственную терапию в условиях дневного стационара. Согласно записям в медицинской карте пациента Кулева Н.В. получала лечение в условиях дневного стационара ЦАОП ГБУЗ ВО "Центральная городская больница
г. Коврова" по рекомендациям, согласно протоколу заседания онкоконсилиума от <дата> <№> и от <дата> <№>. Пациентке была оказана услуга клинико-статистическая группа (КСГ) <№>. Согласно справочнику расшифровки КСГ дневного стационара КСГ <№> соответствует схема лечения с кодом <№> <данные изъяты> 500 мг 1 раз в 28 дней. Препарат "<данные изъяты>" вводился пациенту по октябрь 2024 года, т.к. данный препарат имелся на остатках лечебного учреждения. Согласно инструкции по применению данного препарата о его применении исключительно в условиях стационара не указано. Обеспечение пациентов таблетированными лекарственными препаратами (капсулами), к которым относится препарат "<данные изъяты>" за счет средств ОМС приведет к подмене медицинской помощи на обеспечение льготным лекарственным препаратом, которое не требует нахождения в стационаре. Согласно письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от <дата> исх. <№> обеспечение пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях за счет средств ОМС не осуществляется. Выдача лекарственных препаратов пациентам, проходящим лечение в дневном стационаре для приема вне медицинской организации, является нецелевым расходованием денежных средств. Заболевание, которым страдает Кулева Н.В. входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства для лечения этих заболеваний отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами, участвующим в закупке лекарственных препаратов является Министерство здравоохранения Владимирской области. Таким образом, обязанность по обеспечению Кулевой Н.В. лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" согласно нормам, действующего законодательства Российской Федерации, лежит на ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" и Министерстве здравоохранения Владимирской области.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" Митрохина Л.Н. в судебное заседание не явилась, ранее пояснила, что Кулева Н.В. состоит на учете в ГБУЗ ВО "ОКОД" с 2016 года по поводу имеющегося у нее заболевания. Потребность пациента в лекарственных препаратах, указанных в исковом заявлении прокурора, до настоящего времени актуальна и подтверждена заключением врача-онколога от <дата>.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области Митрова Е.В. в судебное заседание не явилась, ранее пояснила, что Кулева Н.В. как лицо, страдающее онкологическим заболеванием в соответствии с постановлением Правительства РФ <№> от <дата> "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" подлежит обеспечению всеми лекарственными препаратами бесплатно. Кроме того, заболевание, которым страдает истец, входит в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ <№> от <дата>. Лекарственные препараты "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный постановлением правительства РФ <№>-р от <дата>. Министерство здравоохранения Владимирской области является органом, уполномоченным на территории субъекта РФ, по вопросам организации надлежащего обеспечения пациентов лекарственными препаратами в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам. На ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" лежит обязанность по выписке пациенту рецептов на лекарственный препарат. На 2024 год Министерству здравоохранения Владимирской области из бюджета выделено на лекарственное обеспечение граждан 2429573,60 тыс. руб. На <дата> остатки материальных запасов Центра закупок составляли 886147,80 тыс. руб. Причиной необеспечения Кулевой Н.В. лекарственным препаратом является ненадлежащая организация Министерством здравоохранения Владимирской области закупки препаратов для пациентов. В открытых источниках имеются данные о списании Центром закупок лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в большом количестве на значительные суммы, что подтверждает неправильное планирование закупок. При этом, Министерство здравоохранения Владимирской области всячески пытается переложить исполнение обязательств по льготному обеспечению граждан лекарственными препаратами на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно инструкции по применению препарата "<данные изъяты>" он выпускается в форме таблеток, назначен истцу к применению ежедневно длительно, обязательность применения препарата в условиях стационара отсутствует. Поэтому препарат должен предоставляться истцу в рамках оказания амбулаторной медицинской помощи. Препарат "<данные изъяты>" вводится внутримышечно 1 раз в 28 дней и может быть введен самостоятельно больной, так и при обращении в процедурный кабинет поликлиники. Следовательно, требования прокурора являются законными и обоснованными. Отказ в предоставлении социальной поддержки, гарантированной государством, недопустим.
Представитель третьего лица ООО "Медилон-Фармимэкс" в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся сторон в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 61/106 от 13.12.2006, государства-участники настоящей Конвенции признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, вновь подтвердили неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими (статья 10 Конвенции).
В соответствии со статьей 25 Конвенции государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995
№ 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В силу части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года
N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Согласно указанному Перечню инвалиды 1 группы, лица, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации.
Кроме того, заболевание, которым страдает Кулева Н.В. с кодом С 50.4, включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (С00 - С97 злокачественные образования).
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Лекарственные средства "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
Лекарственные препараты "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" согласно Перечню лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории РФ, рекомендован к назначению в соответствии со Стандартом медицинской помощи взрослым при раке молочной железы, утвержденным Приказом Минздрава России от 02.06.2022 N 376н.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ и от 29.11.2010 № 326-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 N 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Указанной Программой установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при новообразованиях.
Согласно пунктам 1,2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Владимирской области от 26.12.2023 N 997, гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при новообразованиях.
Указанной Программой предусмотрено, что за счет средств областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с Законом Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области".
Лекарственные препараты "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" поименованы в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно при оказании амбулаторной помощи, утвержденном указанной Программой (приложение <№>).
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее Закон № 120-ОЗ).
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 57 Закона № 120-ОЗ установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890), граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 890); а также гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Заболевание, которым страдает Кулева Н.В. поименовано во всех указанных Перечнях.
Указом Губернатора Владимирской области от 05.12.2022 N 242 (ред. от 21.12.2022) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области. К полномочиями и функциям Министерства относится, в т.ч. разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству, координация деятельности исполнительных органов области, субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Владимирской области, организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета.
Министерство здравоохранения Владимирской области выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.
Финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств федерального бюджета, переданных в виде субвенций на осуществление переданных в соответствии с действующим законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении", граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.
При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (пункт 3.7).
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Владимирской области от 26.02.2024 N 2-н "О порядке организации предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях" на руководителей медицинских организаций Владимирской области возложена обязанность обеспечить: предоставление отдельным категориям граждан Владимирской области (далее - льготополучатели) мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с установленным Правительством Владимирской области порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, предоставление льготополучателям мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом стандартов медицинской помощи на основе клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов, при временном отсутствии лекарственных препаратов, медицинских изделий на дату их назначения, в том числе в случае назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий сверх заявленной медицинской организацией потребности (вновь выявленный пациент, установление диагноза, изменения схемы лечения), незамедлительную организацию подбора аналоговой замены назначенных лекарственных препаратов, медицинских изделий, альтернативной терапии либо организацию обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями льготополучателей в условиях стационара (дневного стационара), формирование потребности-заявки на лекарственные препараты, медицинские изделия и ее представление в установленном порядке в Министерство здравоохранения Владимирской области (далее – Министерство; назначение должностного лица медицинской организации, ответственного за организацию льготного лекарственного обеспечения, не ниже уровня заместителя главного врача по лечебной части или заведующего поликлиникой.
Должностное лицо медицинской организации, ответственное за организацию льготного лекарственного обеспечения осуществляет еженедельный анализ назначения лекарственных препаратов и медицинских изделий с целью контроля за своевременным их назначением льготополучателям, выявлению причин отсутствия назначения заявленных лекарственных препаратов, наличия в аптеке невостребованных лекарственных препаратов; рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, с целью контроля нахождения рецептов на очереди и принятия мер по обеспечению пациента по каждому рецепту (выявление рецептов, по которым льготополучатель обеспечен в результате перераспределения: проведена аналоговая замена с выпиской другого рецепта, льготополучатель получил лечение в условиях дневного стационара или стационара, приняты другие меры по обеспечению льготополучателя), рецептов, по которым льготополучатели в установленные сроки не явились за получением лекарственных препаратов и медицинских изделий, для принятия решения о направлении невостребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения других льготополучателей; получению информации из аптечной организации о состоянии товарных запасов лекарственных препаратов, медицинских изделий, поставленных в аптечную организацию; направлению информации в государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" о количестве невостребованных лекарственных препаратов с обоснованием причин для решения вопроса о перераспределении в другие муниципальные образования Владимирской области, контролю и анализу показателей обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, определенных Министерством здравоохранения Владимирской области.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" с 01.01.2021 ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. На ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.
Согласно Уставу ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" учредителем и собственником имущества учреждения является Владимирская область (пункт 1.2); функции и полномочия учредителя имущества учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Владимирской области; функции и полномочия собственника имущества учреждения в пределах своей компетенции осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области. Целью деятельности учреждения является исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и Владимирской области полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания. Функциями учреждения являются, в том числе закупка, прием, перевозка, хранение и распределение лекарственных препаратов, в том числе для льготной категории граждан и отпуск уполномоченной фармацевтической организации (пункт 2.3.1). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (пункт 3.10). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет Учредитель (Министерство здравоохранения Владимирской области, пункт 3.8).
В соответствии с пунктом 3.2.10 Приказа Министерства здравоохранения Владимирской области от 26.02.2024 N 2-н "О порядке организации предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях" на ГКУЗ ВО "Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" возложена обязанность по проведению ежедневного анализа выписанных и отпущенных рецептов в разрезе льготополучателей и медицинских организаций с целью недопущения отсроченного обслуживания рецептов льготополучателей; по фиксации появления дополнительной потребности в связи с изменением численности льготополучателей вследствие изменения медицинскими работниками указанным лицам в назначениях лекарственных препаратов, медицинских изделий и подготовку предложений по организации проведения дополнительных закупок лекарственных препаратов, медицинских изделий для согласования с Министерством.
Согласно пункту 5 указанного Приказа контроль за его исполнением возложен на заместителя Министра здравоохранения Владимирской области, курирующего вопросы льготного лекарственного обеспечения, и Министра здравоохранения Владимирской области, курирующего вопросы информационных технологий.
Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО "Медилон-Фармимэкс".
С 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил N 1093н).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Владимирская область относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами указанную категорию граждан, в том числе осуществлять координацию деятельности подведомственных ему медицинских учреждений и контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания указанной категории граждан медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
В судебном заседании установлено, что Кулева Н. В., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" с диагнозом <данные изъяты>.
Протоколом заседания онкоконсилиума ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" от <дата> <№> Кулевой Н.B. назначена схема лечения "<данные изъяты>" 500 мг. внутримышечно 1 раз в месяц + "<данные изъяты>" 600 мг. в сутки или "<данные изъяты>" 125 мг. в сутки, (21 день затем перерыв 7 дней) до прогрессирования или неприемлемой токсичности.
Аналогичные рекомендации по применению лекарственных препаратов даны Кулевой Н.В. ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.
Согласно заявке (потребности) ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" на лекарственные препараты на 2024 год учтена потребность Кулевой Н.В. в препарате "<данные изъяты>" в количестве 12 упаковок.
Кроме того, <дата> и <дата> ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" направляло дополнительно в ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. области" информацию о потребности Кулевой Н.В. лекарственном препарате МНН "<данные изъяты>"
Из информации, предоставленной ООО "Медилон – Фармимэкс", в 2024 году в дефектуре находились три рецепта на лекарственный препарат "<данные изъяты>":
- рецепт <№> от <дата>, по которому препарат пациентом получен только <дата>;
- рецепт <№> от <дата>, по которому препарат получен <дата>;
- рецепт <№> от <дата>, по которому препарат получен <дата>.
По информации ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" по состоянию на <дата> на остатках лекарственного препарата "<данные изъяты>" по федеральной льготе не имелось, по региональной льготе остаток составлял – 4 упаковки.
Лекарственный препарат "<данные изъяты>" в льготной плановой заявке на 2024 год ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" не поименован.
Согласно пояснений представителей ответчика ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" данный препарат вводится в виде инъекций, и до апреля 2024 года должен был вводится в условиях стационара – ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова".
Препарат "<данные изъяты>" действительно до <дата> был поименован в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в условиях стационара», являющимся Приложением № 4 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов как препарат с пометкой <*> (лекарственные препараты, применяемые в условиях стационара и/или дневного стационара).
Согласно приложению № 3 к Приказу Министерства здравоохранения Владимирской области "Об организации оказания медицинской помощи по профилю "онкология" на территории Владимирской области № 813 от 07.07.2023 по схеме территориального закрепления организаций 2 и 3 уровня Владимирской области, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях взрослому населению по профилю «онкология» ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" проводит диагностику, хирургические вмешательства (взятие биопсии), противоопухолевую лекарственную терапию в условиях дневного стационара.
С <дата> препарат "<данные изъяты>" не является лекарственным препаратом, применяемым в условиях стационара и/или дневного стационара, следовательно, может применяться в амбулаторных условиях.
В соответствии с пунктами 12,14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г., за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и оформляет рецепт.
Следовательно, обязанность по выдаче пациенту рецептов на лекарственные препараты по профилю онкология, проходящему амбулаторное лечение, лежит на ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница", которая в соответствии с Приложением № 4 Приказа Минздрава Владимирской области № 813 от 07.07.2023 может осуществлять симптоматическое лечение онкологических больных по назначению врача-специалиста, и на которую данная обязанность возложена в силу Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от <дата>.
Согласно амбулаторной карте Кулевой Н.В. и карт стационарного больного на ее имя в ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова", и пояснений самого истца, Кулева Н.В. получала лечение лекарственным препаратом "фулвестран" в условиях дневного стационара до <дата> включительно.
После <дата> Кулева Н.В. обратилась в ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" по вопросу выполнения инъекций препаратом "<данные изъяты>", в выдаче рецептов на препарат было отказано.
<дата> ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" направила в Министерство здравоохранения Владимирской области письмо с просьбой разъяснить порядок оказания медицинской помощи онкологическим пациентам, которым необходимо введение препаратов "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>", поскольку с <дата> ЦАОП ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" отказывает онкологическим пациентам в лечении указанными препаратами, направляет их по месту жительства.
Ответа на данное письмо от Министерства здравоохранения Владимирской области не последовало.
<дата> ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" направило в ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" информацию о потребности для обеспечения онкологических пациентов в рамках ЛЛО по региональной льготе, в том числе в препарате "<данные изъяты>" в количестве 12 упаковок до конца 2024 года, а также направлено письмо в медицинские учреждения Владимирской области о возможности перераспределения лекарственного препарата в адрес ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница".
Рецепт за <№> выдан только <дата>, а препарат "<данные изъяты>" по нему получен <дата>, по рецепту <№> от <дата> препаратом пациент обеспечена <дата>, что подтверждено реестром отпущенных рецептов, предоставленным ООО "Медилон-Фармимэкс".
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что права истца Кулевой Н.В. нарушены всеми ответчиками, ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в части надлежащего оформления медицинских документов о ее потребности в лекарственном препарате "<данные изъяты>", т.к. несмотря на внесение изменений в региональное законодательство с <дата>, заявки о потребности Кулевой Н.В. в указанном препарате поданы лечебным учреждением лишь в октябре 2024 года, рецепты на указанный препарат также выписаны истцу несвоевременно.
Нарушений по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Кулевой Н.В. в лекарственном препарате "<данные изъяты>"
ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" не допущено, поэтому в удовлетворении данной части требований истцу следует отказать.
Министерством здравоохранения Владимирской области права Кулевой Н.В. нарушены ненадлежащей организацией бесплатного обеспечения истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>", а также ненадлежащим контролем за фиксацией и предоставлением ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница", ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения во Владимирской области" информации о нуждаемости онкологических пациентов в дополнительной закупке лекарственных средств, которыми они подлежат обеспечению при оказании амбулаторной медицинской помощи, с учетом внесения изменений в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Бездействие ответчиков привело к перерыву в лечении заболевания, отнесенного к социально значимым, чем нарушено конституционное право Кулевой Н.В. на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, гарантированное государством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
<дата> Кулдева Н.В. понесла расходы на приобретение 2 упаковок препарата "<данные изъяты>" (0,25 мг/5 мл) на сумму 16 080 руб., что подтверждено товарным и кассовым чеком ООО "Ригла".
Судом установлено, что лекарственным препаратом "<данные изъяты>" Кулева Н.В. обеспечена по рецепту от <дата> только <дата>.
Данный препарат последний раз ей введен <дата>, следовательно, следующей датой введения препарата (1 раз в 28 дней) являлось <дата>. Согласно назначениям врача препарат должен ввозиться в дозировке 500 мг в/м. Кулевой Н.В. препарат приобретен в количестве 2 шприцов по 0,25 мл каждый для однократного введения.
Таким образом, требования истца о взыскании затрат на приобретение препарата "<данные изъяты>" являются обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет Министерства здравоохранения В. <адрес> по причине ненадлежащей организации закупки данного препарата для пациентов.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
В пунктах 25-28 указанного постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
Согласно частям 1, 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Учитывая, что права истца на бесплатное обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом были нарушены ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" и Министерством здравоохранения Владимирской области, в связи с чем истец понесла нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свое состояние здоровья, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда обоснованными и определяет размер компенсации с учетом степени вины каждого из ответчиков с ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница", в сумме 3000 руб., с Министерства здравоохранения Владимирской области в сумме 7000 руб., что соответствует тяжести физических и нравственных страданий, понесенных Кулевой Н.В. в результате бездействия каждого из ответчиков.
Оснований для возложения на ответчиков солидарной обязанности по компенсации истцу морального вреда суд не усматривает.
Согласно части 1 статьи 212 ГК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание, что Кулева Н.В. лекарственным препаратом "<данные изъяты>" обеспечена по декабрь 2024 года, а препаратом " <данные изъяты> " по январь 2025 года, с учетом того, что ранее ответчиками допускалось нарушение прав Кулевой Н.В. на своевременное обеспечение лекарственными препаратами, а также учитывая период вступления в законную силу решения, суд считает возможным обратить в данной части принятое по делу решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░", ░░░ 3317007392 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░ 018-902-453 50 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "<░░░░░░ ░░░░░░>", ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 3327101468 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░ 018-902-453 50 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░░ ░░░░░░>", "<░░░░░░ ░░░░░░>".
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 3327101468 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░ 018-902-453 50 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16080 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░", ░░░ 3317007392 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░ 018-902-453 50, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░ 2025 ░░░░