Решение по делу № 2-492/2020 от 31.07.2020

Дело № 2-492/2020

УИД 79RS0006-01-2020-001015-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Смидович                              11 сентября 2020 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи                    Пешковой Е.В.

при секретаре                    Труновой А.Е.

с участием прокурора                Киндич А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО об обязании к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

31.07.2020 прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО об обязании к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района осуществлены мероприятия на предмет исполнения поднадзорными местного самоуправления федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также выполнения решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО по безаварийному пропуску вод в 2020 году.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО по безаварийному пропуску вод в 2020 г. (решение от 13.03.2020 г.) администрации Николаевского городского поселения рекомендовано произвести следующие мероприятия в отношении защитной дамбы «Николаевская»: назначить эксплуатирующую организацию; 01.06.2020 подготовиться к проведению противоаварийной тренировки по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации с предоставлением актом в ГУ МЧС России по ЕАО; в срок до 01.07.2020 обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО 8-ПК 16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; вынести в натуру линейный пикетаж; установить водомерные рейки на водопропускных сооружениях и аншлаги; в срок до 01.07.2020 оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г.; организовать мониторинг безопасности гидротехнического сооружения; в срок до 01.07.2020 получить заключение органов МЧС России о готовности опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС; разработать план ликвидации аварий ГТС объектов защиты от наводнений на 2020 г. и согласовать его в ГУ МЧС России по ЕАО; разработать правила эксплуатации ГТС и согласовать их в Дальневосточном управлении Ростехнадзора; обеспечить корректировку и экспертизу безопасности ГТС; зарегистрировать ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Согласно представленной информации 15.07.2020 г., эксплуатирующая организация не назначена, противоаварийная тренировка не проведена, ремонт водопропускных сооружений не произведен, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г. не оформлен, заключение органов МЧС России о готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС не получено, правила эксплуатации ГТС не утверждены в Дальневосточном управлении Ростехнадзора. Рекомендации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО по безаварийному пропуску вод в 2020 г. администрацией Николаевского городского поселения исполнены не в полном объеме. Защитная дамба «Николаевская» является собственностью администрации поселения, основное функциональное назначение дамбы- отвод паводковых вод р. Тунгуска. Ливневые воды по другую сторону дамбы от р. Тунгуска должны собираться и уводиться с территории Николаевского городского поселения ливневой канализацией и не должны поступать к основанию дамбы.

Непринятие мер по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения влечет за собой существенное нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания и защиту от чрезвычайных ситуаций. Прокурор просит обязать администрацию Николаевского городского поселения назначить эксплуатирующую организацию дамбы «Николаевская»; провести противоаварийную тренировку по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации с предоставлением акта в ГУ МЧС России по ЕАО; обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО8-ПК16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г.; получить заключение органов МЧС России о готовности опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС; разработать план ликвидации аварий ГТС объектов защиты от наводнений на 2020 г. и согласовать его в ГУ МЧС России по ЕАО; разработать правила эксплуатации ГТС и согласовать их в Дальневосточном управлении Ростехнадзора; обеспечить корректировку и экспертизу декларации безопасности ГТС; зарегистрировать ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 04.08.2020 г. данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.

В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Киндич А.Ю. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что по указанным в исковом заявлении требованиям по проведению ремонтных работ и оформлению страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу имеются вступившие в законную силу решения суда по делам № 2-31/2020 и № 2-177/2019, в связи с чем в данной части от исковых требований прокурор отказывается. В остальной части исковые требования поддерживает и просит установить срок исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, поскольку указанные в иске работы не требуют значительных финансовых затрат, однако необходимы для защиты населения от возможных чрезвычайных ситуаций.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Согласно письменному отзыву, в отношении исковых требований об обязании обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО8-ПК16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г.; обеспечить корректировку и экспертизу декларации безопасности ГТС имеются вступившие в законную силу решения от 22.05.2020 по делу № 2-31/2020 и от 11.03.2019 по делу № 2-177/2019. В настоящее время на территории Николаевского городского поселения введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня воды в реке Тунгуска и исполнить решение суда в течение месяца ср дня вступления решения в законную силу не представляется возможным. Просит установить срок исполнения решения в течение 60 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Выслушав, пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

    В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ предусмотрено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 года № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, декларации безопасности ГТС. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

    Из материалов дела следует, что собственником гидротехнического сооружения - дамбы «Николаевская» является муниципальное образование «Николаевское городское поселение».

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО по безаварийному пропуску паводковых вод в 2020 г. от 13.03.2020 № 9 установлено, что защитная дамба «Николаевская» к пропуску паводка ограниченно готова. Комиссией рекомендовано администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» назначить эксплуатирующую организацию дамбы «Николаевская», 01.06.2020 подготовиться к проведению противоаварийной тренировки по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае аварий ГТС с проведением гидроиспытаний трех насосных агрегатов непосредственно на насосных площадках водопропускных сооружений с предоставлением актов в Главное управление МЧС России; в срок до 01.07.2020 обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО8-ПК16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; вынести в натуру линейный пикетаж, установить водомерные рейки на водопропускных сооружениях и аншлаги; в срок до 01.07.2020 оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г.; организовать мониторинг безопасности гидротехнического сооружения; в срок до 01.07.2020 получить заключение органов МЧС России о готовности опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС; разработать план ликвидации аварий ГТС объектов защиты от наводнений на 2020 г. и согласовать его в ГУ МЧС России по ЕАО; разработать правила эксплуатации ГТС и согласовать их в Дальневосточном управлении Ростехнадзора; обеспечить корректировку и экспертизу декларации безопасности ГТС; зарегистрировать ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Из материалов дела следует, что указанные в решении Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО мероприятия администрацией Николаевского городского поселения выполнены не в полном объеме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и защиту от чрезвычайных ситуаций.

Решением Смидовичского районного суда ЕАО от 22.05.2020 по иску ФИО4 к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» о понуждении к совершению определенных действий, взыскании материального ущерба, причиненного затоплением земельного участка, жилого дома и дворовых построек, взыскании судебных расходов, на администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО возложена обязанность в срок до 01.07.2021 г. произвести ремонтно-строительные работы и укреплению гидротехнического сооружения «Николаевская защитная дамба», обеспечивающего отвод паводковых вод реки Тунгуска, а именно, восстановить на водопропускном сооружении ВПС № 1 на ПКО+20 сопряжение железобетонного кольца трубы и оголовка железобетонной трубы ВПС-1, восстановить на водопропускном сооружении ВПС № 2 на ПК-9 сопряжение железобетонного кольца трубы и оголовка железобетонной трубы ВПС-2; на водопропускном сооружении ВПС № 3 на ПК-13+70 восстановить сопряжение железобетонного кольца трубы и оголовка железобетонной трубы ВПС-3, на водопропускном сооружении ВПС № 4 на ПК-52+60 восстановить сопряжение железобетонного кольца трубы и оголовка железобетонной трубы ВПС-4; на водопропускном сооружении ВПС № 5 на ПК-62+20 восстановить тело дамбы под лестницей, ведущей к затворному механизму, засыпать воронку шириной 160 см. рядом с лестницей, устранить причину возникновения воронки, устранить ручейковую эрозию (размывы) на всем участке дамбы, на участке дамбы в районе ПК08-ПК-16, ПК-41, ПК-62 восстановить проектную высоту гребня дамбы.

Решением Смидовичского районного суда ЕАО от 11.03.2019 по иску исполняющего обязанности Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий суд обязал администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры: по утверждению декларации безопасности гидротехнического сооружения – Николаевской защитной дамбы, протяженностью 8250 метров, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; по страхованию имущественных интересов, связанных с обязанностью возместить вред, причиненный в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении – Николаевская защитная дамба, протяженностью 8250 метров, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Учитывая, что администрацией Николаевского городского поселения не представлено доказательств, опровергающих невыполнение требований законодательства в области надлежащего содержания и эксплуатации гидротехнического сооружения, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, по требованиям прокурора обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО8-ПК16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г. имеются вступившие в законную силу решения суда об удовлетворении исковых требований в данной части.

В соответствии с абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Учитывая принятые по вышеуказанным требованиям прокурора решения суда, вступившие в законную силу, на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ производство по делу в части исковых требований обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО8-ПК16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г. подлежит прекращению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, а также принцип разумности и необходимость обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- назначить эксплуатирующую организацию дамбы «Николаевская»;

- провести противоаварийную тренировку по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации с предоставлением акта в ГУ МЧС России по ЕАО;

- получить заключение органов МЧС России о готовности опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- разработать план ликвидации аварий гидротехнического сооружения объектов защиты от наводнений и согласовать его в ГУ МЧС России по ЕАО;

- разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения дамбы «Николаевская» и согласовать их в Дальневосточном управлении Ростехнадзора;

- обеспечить корректировку и экспертизу декларации безопасности гидротехнического сооружения;

- зарегистрировать гидротехническое сооружение в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Производство по делу в части исковых требований обеспечить выполнение ремонта водопропускных сооружений и приведение их в соответствие с требованиями проектной документации, устранить просадку гребня дамбы на участках ПКО8-ПК16, ПК 41+30, ПК 62+20, на откосах дамбы устранить ручейковую эрозию, промоины; оформить страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на защитную дамбу на 2020 г. прекратить на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                         Е.В.Пешкова

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2020 г.

2-492/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Смидовичского района ЕАО
Ответчики
Администрация "Николаевское городское поселение"
Суд
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Пешкова Елена Викторовна
Дело на странице суда
smidovichsky.brb.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее