№ 2-36/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 21 января 2020 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Ревенко О.В.,
при секретаре Савиной Е.А.,
с участием прокурора – помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Галейченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер, направленных на установку информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иловлинского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также СП 59.13330.2012 при входе в здание администрации для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил возложить на администрацию Логовского сельского поселения обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Лог, ул. Красная площадь, д.2, информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
В судебном заседании прокурор Галейченко Е.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области - извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о согласии с исковыми требованиями и о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил, в здании администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Лог, ул. Красная площадь, д.2, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес главы Логовского сельского поселения 18 октября 2019 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов (л.д. 7-9).
По результатам рассмотрения представления прокурора, глава Логовского сельского поселения 5 ноября 2019 года сообщил о реализации мероприятий, направленных на защиту прав инвалидов, в связи с допущенными нарушениями ведущий специалист администрации Александрова О.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д. 10,11).
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства, не устранены, в здании администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, Волгоградская область, Иловлинский район, с. Лог, ул. Красная площадь, д.2, до настоящего времени не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Правообладателем здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с. Лог, ул. Красная площадь, д.2, является администрация Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Сводом правил "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда - 6 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенности условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом суд исходит из того, что ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях.
В силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ администрация Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, удовлетворить.
Обязать администрацию Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации, расположенном по адресу: 403060, Волгоградская область, Иловлинский район, с. Лог, ул. Красная площадь, д.2.
Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Ревенко
Мотивированное решение составлено 24 января 2019 года.
Председательствующий О.В. Ревенко