Дело № 2-2486/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 26 апреля 2019 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Голубецкой Г.Е.,
с участием представителя истца Ягодина П.В., представителя ответчика Анненковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зобина Максима Леонидовича к обществу с ограниченной ответственностью «Дальэнергожилсервис» о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Зобин М.Л. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дальэнергожилсервис» о признании права собственности в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указав, что он проживает в <адрес> в <адрес>. Право собственности на дом было зарегистрировано за ЖКО завода «Энергомаш». Дом построен и принят в эксплуатацию в 1935 году. Собственником <адрес> в <адрес> является ООО «Дальэнергожилсервис». На заявление от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора приватизации на квартиру истец ответа не получил. Право на приватизацию до настоящего времени не использовал. Просит признать за ним право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, направил своего представителя, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика исковые требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, доводы которого поддерживает.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
в силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Если по каким-либо причинам жилые помещения не были переданы в муниципальную (государственную) собственность, и гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО5 вселен в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № серии С, данная квартира была предоставлена на состав семьи из 4 человек, включая сына Зобина М.Л. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО5 и Зобиным М.Л. признано право пользования жилой площадью в <адрес> в <адрес>, ОАО завод «Энергомаш» обязано направить администрации <адрес> документ для оформления выдачи ФИО5 ордера на квартиру.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, не подлежат оспариванию в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС <адрес> администрации <адрес> составлена запись акта о смерти № и выдано свидетельство о смерти II-ДВ №.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – <адрес> является изолированным жилым помещением, общей площадью 43,2 кв.м., жилой площадью 31.6 кв.м.
В настоящее время в квартире зарегистрирован и постоянно проживает истец Зобин М.Л. Иных зарегистрированных и проживающих в квартире лиц, не имеется, что следует из поквартирной карточки и лицевого счета.
Право собственности у Зобина М.Л. на объекты недвижимого имущества, в том числе в порядке приватизации, не зарегистрировано, что следует из уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, справки КГБУ «<адрес>кадастр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент обращения в суд с иском, другого жилья Зобин М.Л. в собственности не имеет, проживал в <адрес> с 2010 г. и до настоящего времени.
ДД.ММ.ГГГГ в досудебном порядке Зобин М.Л. обратился с заявлением о разрешении приватизации жилого помещения. Ответ на указанное заявление не поступил.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что на спорное жилое помещение распространяются положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", несмотря на то, что жилое помещение в ведение органов местного самоуправления не было передано, а вошло в план приватизации при акционировании предприятия и стало его собственностью.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (действовавшего в момент приватизации государственного предприятия), при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", при решении вопроса о неправомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 данного Закона переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Поскольку достоверно установлен факт предоставления на основании ордера в 1987 году семье истца спорного жилого помещения, находящегося в момент его предоставления в ведомственном жилом фонде, переход государственного предприятия – Дальневосточный завод энергетического машиностроения в иную форму собственности, а также последующее приобретение ответчиком жилого дома с торгов не может повлиять на принадлежащее истцу право бесплатной приватизации жилого помещения.
Основания вселения нанимателя ФИО5 и истца как члена семьи нанимателя в 1987 в спорное помещение сохраняются до настоящего времени.
Доводы ответчика о преобразовании государственного предприятия – Дальневосточный завод энергетического машиностроения в акционерное общество «Завод Дальэнергомаш» до принятия закона о приватизации, отсутствие законодательного регулирования вопросов приватизации имущества предприятий на момент преобразования государственного предприятия, нахождение спорного имущества в частной собственности, не являются основанием для лишения гражданина законного права на приватизацию жилого помещения и отказу в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 07 ░░░ 2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░