Судья Севрюков С.И. № 33-3535/2020, А- 2.209
24RS0048-01-2019-009977-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Лоншаковой Е.О., Абрамовича В.В.
при ведении протокола помощником судьи Кончаковой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.,
гражданское дело по иску Тяпичкиной Елены Владимировны к военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ Военного комиссариата Красноярского края - Петровой О.Н.,
по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска - Темерова Н.А.,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 12 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Обязать военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска выдать Тяпичкиной Елене Владимировне справку о том, что старший прапорщик Тяпичкин Сергей Александрович, <дата> года рождения, умер при исполнении им обязанностей военной службы, - в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказать в удовлетворении исковых требований Тяпичкиной Е.В. в остальной части».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тяпичкина Е.В. обратилась в суд к военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска с административным иском о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что 25 июля 2019 года она обратилась в военный комиссариат с заявлением о выдаче справки о том, что Тяпичкина Е.В. является вдовой старшего прапорщика Тяпичкина С.А., умершего при исполнении обязанностей военной службы; данная справка необходима ей для получения социальных льгот и пособий, как вдове военнослужащего. Однако в ответе от 12 июля 2019 года военный комиссар отказал в выдаче такой справки, сославшись на то, что согласно заключению военно-врачебной комиссии смерть Тяпичкина С.А. не связана с исполнением служебных обязанностей. Тяпичкина Е.В. полагает незаконным ответ военного комиссара, поскольку Тяпичкин С.А. умер в лечебном учреждении, куда был доставлен с места службы, а потому считается исполнявшим обязанности военной службы.
С учетом уточненных требований, истец просил признать незаконным бездействие и ответ от 12 июля 2019 года, выразившийся в не предоставлении Тяпичкиной Е.В. справки о том, что Тяпичкин С.А. умер при исполнении обязанностей военной службы; обязать военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Тяпичкиной Е.В., выдать справку о том, что Тяпичкин С.А. умер при исполнении обязанностей военной службы.
Определением суда от 21 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края».
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ Военного комиссариата Красноярского края – Петрова О. Н. просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. Ссылаясь на выписку из приказа командира войсковой части, указывает, что на день смерти Тяпичкин С.А. находился в отпуске, обязанности военной службы не исполнял. Сведения о том, что заболевание, приведшее к смерти, возникло при исполнении обязанностей военной службы в течение установленного распорядком дня служебного времени в период действия контракта о прохождении военной службы, материалами личного дела старшего прапорщика Тяпичкина С.А. не подтверждается. Отмечает, что согласно заключению военно-врачебной комиссии заболевание Тяпичкина С.А., приведшее к смерти, получено в период военной службы, следовательно, выдача справок, не основанных на материалах личного дела и не основанных на заключении компетентных органов, в компетенцию военного комиссариата не входит, и влечет превышение возложенных полномочий. Также указывает, что судом превышены полномочия в части установления срока исполнения решения, поскольку данное требование в суде истцом заявлено не было, а при подаче заявления в военный комиссариат о выдаче справки гражданин не вправе устанавливать срок для выдачи документов, кроме того руководящими документами и ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» данный срок также не определен.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска – Темеров Н.А. просит отменить решение. Указывает, что Тяпичкин С.А. на момент смерти находился в отпуске, обязанности военной службы не исполнял, приказы командиром войсковой части о вступлении Тяпичкинв С.А. в должность не издавались, в личном деле старшего прапорщика Тяпичкина С.А. таковые отсутствуют. Также указывает, что судом не было принято в качестве доказательства представленное стороной ответчика заключение военно-врачебной комиссии, согласно которому заболевание Тяпичкиной Е.В., приведшее к смерти, получение в период военной службы, которое в настоящее время является действующим и, в судебном порядке не признано незаконным. Отмечает, что выдача справок, не основанных на материалах личного дела и не основанных на заключении уполномоченных на то органов, в том числе экспертных, в компетенцию данного комиссариата не входит, так как влечет превышение возложенных полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска Тяпичкина Е.В. считает, что решение является законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание явились Тяпичкина Е.В., представитель ФКУ Военный комиссариат Красноярского края - Петрова О.Н., представитель Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярск - Темеров Н.А., иные лица, надлежащим образом, извещенные о времени и месте судебного заседания представители третьих лиц АО «СОГАЗ» (уведомление о вручении), Министерства социальной политики Красноярского края (уведомление о вручении), КГКУ УСЗН по Советскому району г. Красноярска (уведомление о вручении), в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФКУ Военный комиссариат Красноярского края - Петрову О.Н., представителя Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярск - Темерова Н.А., полагавших, что оснований для удовлетворения иска не имеется, Тяпичкину Е.В, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи (в том числе: принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле), суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Статьей 36 ГПК РФ предусмотрено, что гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федераций правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
По смыслу положений статей 48, 49 ГК РФ, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанноещгбыть истцом и ответчиком в суде.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года.
Военный комиссариат создаётся в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.2 Положения).
Согласно пункту 6 Положения военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств (пункт 8 Положения о военных комиссариатах).
Согласно пункту 9 Положения о военных комиссариатах в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Согласно выписке из штата военного комиссариата субъекта РФ военный комиссариат Советского и Центрального районов г.Красноярска Красноярского края является основным подразделением военного комиссариата Красноярского края РФ.
Таким образом, поскольку военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска Красноярского края юридическим лицом не является, он в силу приведенных положений гражданского и гражданско-процессуального права надлежащим ответчиком по данному делу быть не может.
В данном случае надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является военный комиссариат Красноярского края.
В силу абзаца четвертого статьи 148 и пункта 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопрос о замене ненадлежащего ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Между тем суд первой инстанции не выполнил эти требования норм процессуального права, подлежащие применению в данном случае, не определил состав лиц, участвующих в деле, не поставил на обсуждение сторон вопрос о замене ненадлежащего ответчика и принял решение по исковым требованиям, заявленным к ненадлежащему ответчику.
Кроме того, принимая во внимание, что выплата пособий, о праве на получение которых возник спор, осуществляется АО «Страховым обществом газовой промышленности», КГКУ «УСЗН» по Красноярскому краю в лице территориального отделения по Советскому району, а выдачу удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой отечественной войны и ветерана боевых действий, осуществляет Министерство социальной политики Красноярского края, указанные лица подлежали привлечению к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку принятым по делу решением будут затронуты их права. Вместе с тем, из материалов дела видно, что указанные лица в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены не были.
Исходя из вышеизложенного, принятое по делу решение суда не отвечает требованиям действующего процессуального законодательства, и подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
Определением Красноярского краевого суда от 17 июня 2020 года, судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, произвела замену ответчика военный комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска на ответчика - военный комиссариат Красноярского края. Привлекла к рассмотрению дела в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», Министерство социальной политике Красноярского края, Краевое государственное казенное учреждение Управления социальной защиты населения по Советскому району.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным бездействия Военного комиссариата Красноярского края, в лице военных комиссариатов Советского и Центрального районов г.Красноярска истица ссылалась на то, что 05 июля 2019 года обратилась в военный комиссариат Советского и Центрального районов г.Красноярска о выдаче ей справки в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», что она является вдовой старшего прапорщика Тяпичкина С.А., <дата> года рождения, умершего <дата> при исполнении обязанностей военной службы. Ответом от 12 июля 2019 года Тяпичкиной Е.В. было отказано в выдаче справки со ссылкой на то, что её муж погиб не вследствие получения военной травмы. Между тем Тяпичкиной Е.В. требовалась справка о том, что её муж погиб при исполнении обязанностей военной службы, а не вследствие военной травмы. Отсутствие данной справки служит препятствием для получения ею единовременного пособия, право на которое она имеет в соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в редакции действовавшей на момент смерти Тяпичкина С.А.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Тяпичкина Е.В. с <дата> состояла в браке с Тяпичкиным С.А., который в период с 17 октября 1982 года по 15 октября 2001года проходил военную службу в войсковой части №, и умер <дата>.
После смерти мужа Тяпичкина Е.В. в повторный брак не вступила.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 15 октября 2001года №244 старший прапорщик Тяпичкин С.А. умер <дата> от кровоизлияния в ствол мозга, исключен из списков личного состава 15 октября 2001года; смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно архивной справке№ 40/101 от 11 февраля 2019 года в приказе командующего 41 общевойсковой армией от 19 ноября 2001 года № 048 (по личному составу) значится: что Старший прапорщик Тяпичкин С.А. начальник хранилища отдела хранения горючего 3459 склада горючего (3 разряда) ВУС-859525А исключен из списков прапорщиков Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью. 15 октября 2001 года умер от кровоизлияния в ствол мозга, смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. На иждивении находилась жена-Тяпичкина Е.В.-<дата> года рождения, дочь-Кристина <дата> года рождения. Основание донесение командира в/ч № от 30 октября 2001 года. Свидетельство о смерти 1-БА№565732 от 18 октября 2001 года.
05 июля 2019 года Тяпичкина Е.В. обратилась к военному комиссару Советского и Центрального районов г.Красноярска с просьбой выдать ей справку в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» о том, что она является вдовой старшего прапорщика Тяпичкина С.А., 1963 г. рождения, умершего <дата> при исполнении обязанностей военной службы.
Ответом№ НОСиПО/5400 от 12 июля 2019 года Тяпичкиной Е.В. отказано в выдаче справки.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с «б» и «з» пункта 1 статьи 37 данного Федерального закона военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях: исполнения должностных обязанностей; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
В пункте 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы. К ним отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о» и «р» (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции действовавшей на момент смерти Тяпичкина С.А.) было предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются: в том числе, супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.(абзацы четвертый - седьмой пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 55 утверждена Инструкция о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (в редакции, действующей на момент смерти Тяпичкина С.А.).
Единовременные пособия военнослужащим либо членам их семей выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение на проведение данных выплат (пункт 2 Инструкции).
Пункт 5 Инструкции содержит положения, аналогичные приведенным положениям пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
7 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которым с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статьи 1, 7 Федерального закона N 306-ФЗ).
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункты 2 и 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» признаны утратившими силу.
Федеральный закон N 309-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г. (статья 12 данного закона).
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - организация).
Аналогичные положения о субъекте, выплачивающем единовременное пособие, и об источниках средств этой выплаты были определены в пункте 2 Инструкции, действующей на момент смерти Тяпичкина С.А.
Пунктом 12 Порядка установлен перечень документов, которые воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют и направляют в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Военнослужащие и члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право по заявлению получать в воинских частях (военных комиссариатах, военных комиссариатах муниципального образования (муниципальных образований)) документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия, и самостоятельно направлять их в организацию (пункт 15 Порядка).
Таким образом, как ранее действовавшими, так и действующими в настоящее время нормативными положениями предусмотрен, в частности, такой элемент публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы (на военных сборах), членам его семьи, как выплата единовременного пособия.
Право на получение такого пособия имеют члены семьи военнослужащего, который умер при исполнении обязанностей военной службы.
Как следует из представленных доказательств Тяпичкин С.А. умер в лечебном учреждении –госпитале, что подтверждается справкой врио начальника Филиала № 2 ФГКУ «425 ВГ» Минобороны России от 21 июня 2019 года о том, что старший прапорщик Тяпичкин С.А. был доставлен в указанное медицинское учреждение 13 октября 2001 года около 12часов 30 минут- 13 часов 10 минут сослуживцем на служебном автотранспорте в состоянии средней тяжести, находился на стационарном лечении с 13 октября 2001 года по 15 октября 2001 года с диагнозом: <данные изъяты> Умер <дата> в 23 часа 20 минут.
Справкой о смерти № 5481 от <дата>, из которой следует, что смерть Тяпичкина С.А. наступила от кровоизлияния в ствол мозга.
Факт смерти Тяпичкина С.А. от указанного заболевания подтвержден заключением военно-врачебной комиссии, согласно которому заболевание Тяпичкина С.А., приведшее к смерти: <данные изъяты> получено в период прохождения военной службы.
Выпиской из приказа№ 244 командира войсковой части № от 15 октября 2001 года, согласно которой Тяпичкин С.А. был исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения. В которой указано, что смерть Тяпичкина С.А. связана с исполнением обязанностей военной службы.
Аналогичные сведения о наступлении смерти Тяпичкина С.А. при исполнении обязанностей военной службы содержатся в архивной справке Центрального архива филиала Центрального военного круга г.Новосибирска от 11 февраля 2019 года, в которой имеется ссылка на приказ № 244 от 15 октября 2001 года.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что Тяпичкин С.А. умер в лечебном учреждении (госпитале). Следовательно, в соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он считался исполняющим обязанности военной службы и для подтверждения причинно-следственной связи, между имеющимся у него заболеванием и исполнением обязанностей военной службы дополнительных доказательств не требуется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение военно-врачебной комиссии о том, что заболевание Тяпичкиным С.А. было получено в период прохождения военной службы, не опровергает фактических обстоятельств, при которых наступила смерть Тяпичкина С.А, и которые свидетельствуют о том, что после доставления сослуживцами на служебном автотранспорте Тяпичкин С.А. находился на стационарном лечении в госпитале, где умер 15 октября 2001 года.
Доказательств иных обстоятельств наступления смерти Тяпичкина С.А. ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах Тяпичкиной С.А. при обращении за справкой, которая была ей необходима для получения единовременного пособия, в соответствии п. 15 Порядка выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, необоснованно было отказано в предоставлении такой справки. Чем нарушены её права на обращение за выплатой единовременного пособия, в соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих».
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит действия Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска по не выдаче Тяпичкиной Елене Владимировне справки, подтверждающей, что старший прапорщик Тяпичкин С.А. умер при исполнении обязанностей военной службы незаконными, а исковые требования Тяпичкиной С.А. в данной части подлежащими удовлетворению.
Также, судебной коллегией установлено, что после обращения с настоящим иском в суд Тяпичкина С.А. 11 октября 2019 года обратилась в военный комиссариат Советского и Центрального районов г.Красноярска с заявлением об оформлении и направлении в организацию осуществляющую выплату единовременного пособия, в связи с гибелью, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, её мужа Тяпичкина С.А.
16 октября 2019 года обратилась в АО «СОГАЗ» с заявлением о выплате единовременного пособия в связи с гибелью, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, её мужа Тяпичкина С.А., без предоставления справки по форме № 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 1999 года № 55.
16 октября 2019 года военный комиссариат Советского и Центрального районов г.Красноярска направили в адрес ОАО «СОГАЗ» документы с заявлением о выплате единовременного пособия в соответствии с п.8 ст.3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ.
На которые АО «СОГА3» 20 ноября 2019 года был направлен запрос о необходимости предоставления к указанным документам справки ( Приложение № 2, приказа Министра обороны РФ 1999года № 55).
11 декабря 2019 года к военному комиссару Советского и Центрального районов г.Красноярска обратилась Тяпичкина С.А. с аналогичным заявлением о выдаче справки (Приложение № 2, приказа Министра обороны РФ 1999года № 55).
10 декабря 2019 года военным комиссариатом Советского и Центрального районов г.Красноярска была выписана справка о том, что Тяпичкин С.А. проходивший военную службу ( военные сборы) в войсковой части №, относящейся к Министерству обороны РФ, в Вооруженных Силах РФ с 17 октября 1982 года по 15 октября 2001 года, с военной службы уволен приказом от 15 октября 2001 года № 244, умер <дата> вследствие заболевания – кровоизлияния в ствол головного мозга полученного при исполнении обязанностей военной службы, при обстоятельствах смерть связана с исполнением обязанностей военной службы ( основание: приказ командующего 41 общевойсковой армии от 19 ноября 2001 года № 048-пм( по личному составу).
АО «СОГАЗ» в рамках исполнения Соглашения об осуществлении в 2018-2019 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей (к государственному контракту от 03 ноября 2017 года № 18 WS 0004). Принято распоряжение на выплату членам семьи Тяпичкина С.А.: Тяпичкиной Е.В., Вознюк К.С., Тяпичкиной Л.М., Тяпичкину А.С. единовременного пособия в соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» в связи с гибелью Тяпичкина С.А. при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно платежному поручению № 024474 выплата единовременного пособия Тяпичкиной Е.В. произведена 25 декабря 2019 года.
Поскольку выплаты пособия произведена добровольно, на основании выданной военным комиссариатом Советского и Центрального районов г.Красноярска справки от 10 декабря 2019 года оснований для предоставления новой справки по основаниям на которые ссылалась Тяпичкина Е.В. не имеется.
Доводы искового заявления о том, что отсутствие такой справки лишает Тяпичкину Е.В. возможности получить удостоверение вдовы погибшего (умершего) военнослужащего в соответствии со ст. 21 Закона «О ветерана», судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку право на получение такого удостоверения у Тяпичкиной Е.В. отсутствует.
Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 ст. 21 Закона N 5-ФЗ предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, супруге погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак
Согласно п. 3 ст. 21 названного Закона N 5-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, льготы, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Льготы, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Из буквального содержания указанной правовой нормы следует, что для предоставления супруге военнослужащего мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона N 5-ФЗ, необходимо установление юридического факта - гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Более того, пункт 3 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» является единственным пунктом, который предусматривает право на меры социальной поддержки членов семей военнослужащих (не являющихся инвалидами войны, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий), однако, этот пункт предусматривает именно членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а не умерших в период прохождения военной службы от заболевания.
Материалами дела подтверждено, что смерть Тяпичкина С.А. связана с исполнением обязанностей военной службы.
Однако Тяпичкин С.А. к категориям граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 21 Закона N 5-ФЗ не относился, в силу чего, положения указанных пунктов ст. 21 Закона N 5-ФЗ на Тяпичкину Е.В. не распространяются.
Кроме того, супруг Тяпичкиной Е.В. не погиб, а умер от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в силу чего, не имеется оснований для предоставления Тяпичкиной Е.В. мер социальной поддержки в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Из содержания ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что законодателем используются два понятия наступления смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, тогда как распространяя эти меры социальной поддержки на членов семей военнослужащих, законодатель предусматривает такое право только за членами семей погибших военнослужащих.
Из буквального значения слов "погибший" и "умерший" следует, что погибшим при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим является лицо, смерть которого наступила сразу в результате увечья (ранения, травмы, контузии), либо которое умерло от его последствий спустя некоторое время после причинения. Соответственно, умершим при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим является лицо, смерть которого наступила от заболевания.
При таких обстоятельствах истица не относится к категории лиц, на которых распространяются льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, соответственно оснований для выдачи ей удостоверения в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 12 декабря 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Военного комиссариата Красноярского края в лице Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска по не выдаче Тяпичкиной Елене Владимировне справки, подтверждающей, что старший прапорщик Тяпичкин С.А. умер при исполнении обязанностей военной службы.
В остальной части исковые требования Тяпичкиной Елены Владимировны оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: