Дело № 12-419/2023 (УИД № 42RS0009-01-2023-005043-45)
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 7 ноября 2023 года
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Торощина Д.В.,
с участием защитников АО «Кемеровская генерация» Стрелковской А.И., Тютюнченко Д.В.,
государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Хорошавина И.В.,
рассмотрев жалобу защитника АО «Кемеровская генерация» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-317-в/1 от 31.05.2023 о признании АО «Кемеровская генерация» виновной в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-317-в/1 от 31.05.2023 АО «Кемеровская генерация» (далее – Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением защитник АО «Кемеровская генерация» Прокопьева М.И. обратилась в суд с жалобой.
В судебном заседании, с учетом исследованных в судебном заседании материалов дела об административном правонарушении, защитники АО «Кемеровская генерация» просили учесть, что Общество согласно с допущенными нарушениями, касающиеся следующих нарушений:
- п.1 ст.30 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), в части осуществления Обществом производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха с нарушением плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха;
- п. 1 ст.22 Закона №96-ФЗ, в части ведения Обществом при проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух применения методик расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в утвержденный Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- п.1 ст.16.1, п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, в части не проведения проверки эффективности ГОУ в 2021-2022 годах АО «Кемеровская генерация».
Вместе с тем, защитники не согласились, что в действия Общества имеются нарушения:
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части неисполнения обязанности по ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части не предоставления актов проверки эффективности, актов проверки технического состояния ГОУ, разработанных и утвержденных паспортов на ГОУ №10,11,12,13;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам, пыль: на источнике №0004 – в 1,2 раза, на источнике№0005 – в 2,5 раза.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Хорошавин И.В. согласился с доводами жалобы в полном объеме.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав дело об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешение дела.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля; представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта Российской Федерации на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне; предоставлять в установленном порядке уполномоченным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В судебном заседании установлено, что постановлением № А-317-в/1 делу об административном правонарушении от 31.05.2023 АО «Кемеровская генерация» признано виновным в совершении административного правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 2 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере
10 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило установленные обстоятельства о том, что АО «Кемеровская генерация» осуществляет загрязнение атмосферного воздуха, в связи с чем составлены протоколы об административных правонарушениях: от 20.04.2023
№ А-317-в/1 по ст. 8.1 КоАП РФ, от 20.04.2023 № А-317-в/3 по ч. 3
ст. 8.21 КоАП РФ, от 20.04.2023 № А-317-в/4 по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении № А-317-в/1 от 20.04.2023 по ст.8.1 КоАП РФ следует, что 29.03.2023 в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «Кемеровская генерация» установлено, что Общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Обществом допущено осуществление производственного контроля: за загрязнением атмосферного воздуха с нарушением плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха; за соблюдением нормативов допустимых выбросов на источнике загрязнения № 0003 с нарушением технической документации, а именно на газоходе котла № 4 количество отборных точек измерения не соответствует ГОСТУ 17.02.4.06-90; при проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух допущено применимее методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в утвержденный Перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; неисполнение обязанности по ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
Как следует из протокола об административном правонарушении А-317-в/3 от 20.04.2023 по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, 29.03.2023 в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «Кемеровская генерация» установлено, что Общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно п. 1 ст. 16.1, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 Обществом допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа: проверка эффективности ГОУ в 2021-2022 АО «Кемеровская генерация» не проводилась. Фактические показатели работы за 2021-2022 в паспортах ГОУ не заполнены; отсутствуют приложения к паспортам ГОУ; не представлены акты проверки эффективности, акты проверки технического состояния ГОУ; АО «Кемеровская генерация» не представлено разработанных и утвержденных паспортов на следующие ГОУ: № 12 электрофильтр типа УГ2-4*74-04 (№ 0004) – на один из двух на данном источнике, № 13 электрофильтр типа УГ2-4*74-04 (№ 0004) – на один из двух на данном источнике, № 10 Центробежная скрубберная установка типа МП-ВТИ и трубами Вентури (№ 0005) – 4 шт., № 11 Электрофилтр ПГДС-4-70 (№ 0005)- на один из двух на данном источнике, циклон 1 степени сухой 1270 мм, циклон-промыватель 2 ступени СИОТ 1270 мм (№ 0008) – на один из двух на данном источнике.
Как следует из протокола об административном правонарушении А-317-в/4 от 19.04.2023 по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, 29.03.2023 в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «Кемеровская генерация» установлено, что Общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Обществом допущено превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам, пыль: на источнике № 0004 – в 1,2 раза, на источнике № 0005 – в 2,5 раза.
Исследовав в судебном заседании доказательства по делу об административном правонарушении, суд приходит к убеждению, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, в связи с допущенным нарушением п.1 ст.30 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в части осуществления Обществом производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха с нарушением плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, а также п. 1 ст.22 Закона №96-ФЗ, в части ведения Обществом при проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух применения методик расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в утвержденный Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, доказана.
Так же является доказанной вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, в связи с допущенным нарушением п.1 ст.16.1, п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, в части не проведения проверки эффективности ГОУ в 2021-2022 годах АО «Кемеровская генерация», что установлено на основании незаполненных фактических показателей работы за 2021-2022 года в паспортах ГОУ (таблица 15.1).
Факты совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ подтверждены указанными протоколами об административном правонарушении, актом проверки, протоколами осмотров.
Вина Общества в совершении указанных нарушений и правильность привлечения к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, не оспаривается и самими защитниками Общества.
Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и полностью подтверждают виновность АО «Кемеровская генерация в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
На основании имеющихся доказательств должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях АО «Кемеровская генерация» состава административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Порядок привлечения АО «Кемеровская генерация» к административной ответственности соблюден. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО «Кемеровская генерация» вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КРФобАП.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1, 4.4 КРФобАП с учетом характера совершенного административного правонарушения в виде штрафа, в минимальном размере, установленном санкции ч.3 ст.8.21, КРФобАП.
Вместе с тем, суд находит доводы защитников АО «Кемеровская генерация» о том, что Обществом не допускались нарушения, указанные выше в настоящем постановлении, обоснованными.
Согласно оспариваемому постановлению в действия Общества имеются нарушения:
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части неисполнения обязанности по ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части не предоставления актов проверки эффективности, актов проверки технического состояния ГОУ, разработанных и утвержденных паспортов на ГОУ №10,11,12,13.
Вместе с тем, после исследования материалов дела об административном правонарушении, выслушивания пояснений защитников Общества, настаивающих, что Обществом представлялись указанные в оспариваемом постановлении документы, инспектор Хорошавин И.В. пояснил, что не оспаривает факт предоставления Обществом документов, подтверждающих, предоставление указанных в постановлении актов проверки эффективности, актов проверки технического состояния ГОУ, разработанных и утвержденных паспортов на ГОУ №10,11,12,13, а также документов по ведению Обществом учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
Также, как следует из оспариваемого постановления, Обществом допущено нарушение п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам, пыль: на источнике №0004 – в 1,2 раза, на источнике№0005 – в 2,5 раза.
Указанное нарушение установлено при проведении внеплановой выездной проверки специалистами аккредитованной испытательной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Кемеровской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Новокузнецк (аттестат аккредитации № RA.RU.511566 от 30.08.2017), которыми 21.03.2023, 22.03.2023 осуществлен отбор проб промышленных выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха № 0004 (котлы №№12,13), № 0005 (котлы № 15,16). Согласно материалам контрольного (надзорного) мероприятия, а также экспертному заключению № 5-Н от 28.03.2023, по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышений нормативов ПВД по взвешенным веществам, пыль: на источнике
№ 0004 – в 1,2 раза, на источнике № 005 – в 2,5 раза. В этой связи инспектором Хорошавиным И.В. установлено в действиях Общества нарушение требований п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам. Как следует из оспариваемого постановления, указанные действия Общества квалифицированы по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.
С данными выводами не согласны защитники Общества, пояснившие о том, что на имеющихся видеозаписях не отражен порядок получения проб на всех котлах, а на имеющихся двух записях зафиксированы нарушения получения проб, при этом не ясно, на каких именно объектах пробы получены.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что при отборе проб промышленных выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха №0004 (котлы №12,13), №0005 (котлы №15,16) допущены существенные процессуальные нарушения.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» при проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Согласно п. 39 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Как следует из протоколов отбора проб промышленных выбросов в атмосферу № Н-ПВ-108 от 22.03.2023, № Н-ПВ-107 от 22.03.2023, № Н-ПВ-106 от 22.03.2023, № Н-ПВ-105 от 21.03.2023 представитель Обществ не присутствовал, в связи с чем производилась видеозапись.
Из указанных протоколов отбора проб следует, что на источнике №0004 (котел №12) проводился отбор проб в следующем порядке: газоход 1 до ГОУ, газоход 2 до ГОУ, газоход 1 после ГОУ, газоход 2 после ГОУ, газоход 3 после ГОУ, газоход 4 после ГОУ. На источнике №0004 (котел №13) проводился отбор проб в следующем порядке: газоход 1 до ГОУ, газоход 2 до ГОУ, газоход 1 после ГОУ, газоход 2 после ГОУ, газоход 3 после ГОУ, газоход 4 после ГОУ. На источнике №0005 (котел №15) проводился отбор проб в следующем порядке: газоход 1 до ГОУ, газоход 2 до ГОУ, газоход 1 после ГОУ, газоход 2 после ГОУ, газоход 3 после ГОУ, газоход 4 после ГОУ. На источнике №0005 (котел №16) проводился отбор проб в следующем порядке: газоход 1 до ГОУ, газоход 2 до ГОУ, газоход 1 после ГОУ, газоход 2 после ГОУ, газоход 3 после ГОУ, газоход 4 после ГОУ.
Из пояснений защитников и инспектора Хорошавина И.В. следует, что каждое указанное действие при отборе проб на всех котлах, начиная с котла 12 (газоход 1 до ГОУ, газоход 2 до ГОУ, газоход 1 после ГОУ, газоход 2 после ГОУ, газоход 3 после ГОУ, газоход 4 после ГОУ), должно быть зафиксировано.
Однако, из просмотренных в судебном заседании видеозаписей следует, что отбор проб промышленных выбросов в полном объеме не зафиксирован, поскольку на исследованных дисках имеются лишь 2 прерывистые видеозаписи с отбором проб на одном из котлов и также не в полном объеме.
Таким образом, видеозаписи содержат 2 фиксации отбора проб, вместо 24.
Указанное обстоятельство подтверждено инспектором Хорошавиным И.В., который после просмотра всех видеозаписей, имеющихся на 2-х дисках, указал на нарушения, допущенные при отборе проб, в связи с чем, полагал, что доводы жалобы в данной части обоснованы, и административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами жалобы, поскольку при отборе проб промышленных выбросов допущены существенные нарушения, а именно п. 34, 39 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)», связанные с отсутствием возможности проверить правильность отбора проб на объектах №0004, №0005. В этой связи дело об административном правонарушении по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
По результатам рассмотрения дела, суд приходит к убеждению, что квалификация действий Общества по ст.8.1 КоАП РФ является верной, поскольку Обществом нарушены:
- п.1 ст.30 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), в части осуществления Обществом производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха с нарушением плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха;
- п. 1 ст.22 Закона №96-ФЗ, в части ведения Обществом при проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух применения методик расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в утвержденный Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Также суд приходит к убеждению, что действия Общества правильно квалифицированы по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, поскольку Обществом нарушены:
- п.1 ст.16.1, п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, в части не проведения проверки эффективности ГОУ в 2021-2022 годах АО «Кемеровская генерация».
Вместе с тем, суд исключает из оспариваемого постановления указание о нарушении Обществом нарушений:
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части неисполнения обязанности по ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части не предоставления актов проверки эффективности, актов проверки технического состояния ГОУ, разработанных и утвержденных паспортов на ГОУ №10,11,12,13;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам, пыль: на источнике №0004 – в 1,2 раза, на источнике№0005 – в 2,5 раза,
как не нашедшие своего подтверждения.
Поскольку действия Общества квалифицированы по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, с вязи нарушением п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам, пыль: на источнике №0004 – в 1,2 раза, на источнике№0005 – в 2,5 раза, суд приходит к выводу о необходимости прекращает производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, поскольку наказание Обществу правильно назначено по ч.3 ст.8.3 КоАП РФ и в минимальном размере, суд не усматривает оснований для снижения назначенного Обществу наказания.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-317-в/1 от 31.05.2023 изменить.
Исключить указание о нарушении АО «Кемеровская генерация»:
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части неисполнения обязанности по ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части не предоставления актов проверки эффективности, актов проверки технического состояния ГОУ, разработанных и утвержденных паспортов на ГОУ №10,11,12,13;
- п.1 ст.30 Закона №96-ФЗ, в части превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха по взвешенным веществам, пыль: на источнике №0004 – в 1,2 раза, на источнике№0005 – в 2,5 раза.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Считать АО «Кемеровская генерация» виновной в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-317-в/1 от 31.05.2023 оставить без изменения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.
Судья Д.В. Торощин