Решение по делу № 8Г-32047/2020 [88-2001/2021 - (88-30871/2020)] от 09.12.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

          № 88-2001/2021

          № 2-6471/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Саратов            3 февраля 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Потеминой Е.В.,

судей Ситникова В.С., Черновой Н.В.,

с участием прокурора Вялковой Т.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                          по иску Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Никоновски Р.Н., Муравьевой А.Н. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением со снятием с регистрационного учета; к Гаврилову В.С.,                            Мухановой А.А. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Муханова В.К. , о признании не приобретшими право пользования жилым помещением и выселении

    по кассационному представлению прокурора Московской области

    на решение Одинцовского городского суда Московской области                              от 21 октября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 августа 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 16 сентября 2020 г.)

Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В., заключение прокурора                       Вялковой Т.А., полагавшей кассационное представление удовлетворить частично, отменить апелляционное определение в части оставления без изменения решения по исковым требованиям к Никоновски Р.Н. и Муравьевой А.Н., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

    Федеральное государственное казенное учреждение                                       «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России (далее по тексту – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России) обратилось в суд с иском к Никонову Р.Н. (после смены фамилии и имени – Никоновски Р.Н.), Муравьевой А.Н. - о признании указанных ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, со снятием их с регистрационного учета; к                          Гаврилову В.С., Мухановой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Муханова В.К., 20 июня 2016 года рождения, - о признании указанных ответчиков не приобретшими право пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу и выселении.

    Решением Одинцовского городского суда Московской области                                 от 21 октября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда                          от 26 августа 2020 г. с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 сентября 2020 г., исковые требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России были удовлетворены.

    В кассационном представлении прокурор Московской области ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такие нарушены были допущены нижестоящими судами при рассмотрении дела.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, военнослужащему Никонову Р.Н. и членам его семьи: супруге Муравьевой А.Н., дочери Никоновой Е.Р., 1997 года рождения, в связи с прохождением военной службы на основании ордера № 2512 от 13 июля 2001 г., выданного 202 КЭЧ, предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> (впоследствии – <адрес>).

    Спорное жилое помещение постановлением Главы администрации № 1471 от 9 июля 2001 г. отнесено к служебной жилой площади, находится на праве оперативного управления ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.

    Приказом командующего Космическими войсками от 16 ноября 2001 г. №089 Никонов Р.Н. досрочно по состоянию здоровья уволен с военной службы и на основании приказа начальника филиала Военной Академии Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого от 30 ноября 2011 г. № 234 с 30 ноября 2001 г. исключен из списков личного состава и направлен на воинский учет в ОВК г. Одинцово Московской области. Выслуга лет в календарном исчислении - 12 лет 2 месяца, в льготном исчислении - 13 лет 8 месяцев.

    Никонов Р.Н. изменил фамилию и имя на                                Никоновски Р.Н. , о чем выдано соответствующее свидетельство о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ

    В спорной квартире по адресу: <адрес>, по месту жительства зарегистрированы Никонов Р.Н. (Никоновски Р.Н.) и Муравьева А.Н.

    С 17 января 2015 г. по 17 января 2018 г. Никоновски Р.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.

    В спорном жилом помещении проживают без регистрации Муханова А.А., несовершеннолетний сын Мухановой А.А. – Муханов В.К., 20 июня 2016 года рождения, и Гаврилов В.С.

    Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 209, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статей 30, 35, 92, 93, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

    При этом суд исходил из того, что Никоновски Р.Н. и Муравьева А.Н. в спорном жилом помещении не проживают, Никоновски Р.Н. на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ, не числится. В квартире фактически проживают Гаврилов В.С., Муханова А.А. и ее несовершеннолетний сын Муханов В.К., 20 июня 2016 года рождения, которые самовольно без разрешения собственника вселились в указанную выше квартиру, в связи с чем право пользования этим жилым помещением не приобрели.

    Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав также на то, что не проживание ответчиков Никоновски Р.Н. и Муравьевой А.Н. в спорном помещении носит постоянный добровольный характер, что является основанием для признания их утратившими право пользования жилым помещением.

    Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов нижестоящих инстанции по существу разрешения исковых требований ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Никоновски Р.Н. и Муравьевой А.Н. в силу следующего.

Согласно положениям абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона                    от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (абзац 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период увольнения                     Никоновски Р.Н. с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона                                       «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Из приведённых выше норм федерального закона следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 15 ЖК РФ, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября                    1998 г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее по тексту- Правила).

В соответствии с положениями подпунктом «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно подпункту «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

    Как следует из материалов дела, спорное жилое помещения было предоставлено военнослужащему Никонову Р.Н. и членам его семьи в 2001 г. в связи с прохождением им военной службы. Материалы дела не содержат сведений о том, что Никонов Р.Н. либо члены его семьи, проживающие совместно с ним на момент увольнения, имели либо имеют в собственности либо на ином праве какие-либо жилые помещения.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ                              «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, которые должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Признавая Никоновски Р.Н.)и Муравьеву А.Н. утратившими право пользования спорным жилым помещением, суд исходил из того, что Никоновски Р.Н., зарегистрированный в спорной квартире по месту жительства, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоял и не состоит, он и Муравьева А.Н. в спорном жилом помещении не проживают.

Между тем, наличие у Никоновски Р.Н. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также причины непроживания в спорной квартире Никоновски Р.Н. и Муравьевой А.Н., которая на дату предоставления спорного жилого помещения приходилась ему супругой, судом не устанавливались, предметом исследования и оценки суда первой инстанции не являлись, тогда как являлись юридически значимыми для разрешения настоящего спора.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил нормы материального права, подлежащих применению к отношениям сторон, в связи с чем вывод суда о наличии оснований для признания Никоновски Р.Н. и Муравьевой А.Н. утратившими право пользования спорным жилым помещением является преждевременным.

Судом апелляционной инстанции данные нарушения не устранены.

При этом кассационное представление прокурора доводов о незаконности судебных постановлений в части разрешения спора по иску ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Гаврилову В.С., Мухановой А.А., Муханову В.К. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением и выселении не содержит.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение в части оставления без изменения решения Одинцовского городского суда Московской области от 21 октября 2019 г. о признании Никоновски Р.Г. и Муравьевой А.Н. утратившими право пользования жилым помещением со снятием их с регистрационного учета, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

    При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в указанной части в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.

    Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

        о п р е д е л и л а :

    апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 августа 2020 г. в части оставления без изменения решения Одинцовского городского суда Московской области                               от 21 октября 2019 г. о признании Никоновски Р.Н. и Муравьевой А.Н. утратившими право пользования жилым помещением со снятием их с регистрационного учета отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

    В остальной части решение Одинцовского городского суда Московской области от 21 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 августа 2020 г. оставить без изменения.

        Председательствующий

        Судьи

8Г-32047/2020 [88-2001/2021 - (88-30871/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Генеральная прокуратура РФ Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе (Четвертый отдел)
1-Й ОТДЕЛ ФГКУ ЗРУЖО МО РФ
Прокуратура Московской области
ФГКУ ЦТУИО МО РФ
Ответчики
Муравьева Анна Николаевна
Муханова Алена Алексеевна
Никонов Роман Николаевич (Никоновски Романос Николаевич)
Муханов Виктор Константинович
Гаврилов Валерий Александрович
Другие
Отдел по вопросам миграции МУ МВД России Одинцовское
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Потемина Е.В.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее