Судья Арбузова Н.В. Дело № 33-2205/2018
2.200
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макурина В.М.,
судей Авходиевой Ф.Г., Поповой Н.Н.,
при секретаре Настенко В.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авходиевой Ф.Г.
гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Территориального отдела в г. Минусинске к МКОУ «Романовская СОШ», администрации Идринского района, управлению образования администрации Идринского района о признании бездействия, выраженного в неисполнении санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях, незаконным
по апелляционной жалобе директора МКОУ «Романовская СОШ» Шудневой Л.В. и и.о. начальника отдела образования администрации Идринского района Кононенко В.Е.
на решение Идринского районного суда Красноярского края от 05 декабря 2017 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Признать бездействие МКОУ «Романовская СОШ», выраженное в неисполнении требований п. 3.2, п. 3.3.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», незаконным.
Возложить на МКОУ «Романовская СОШ» исполнение в срок до 01.08.2018 следующих обязанностей: оборудовать на территории физкультурно-спортивной зоны учреждения спортивные площадки (волейбольную, баскетбольную, для игры в ручной мяч), беговые дорожки, спортивно-игровые площадки с твердым покрытием, футбольное поле – с травяным покрытием.
Возложить обязанность на Управление образования администрации Идринского района и Администрацию Идринского района Красноярского края профинансировать МКОУ «Романовская СОШ» для устранения указанных нарушений санитарного законодательства».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (территориальный отдел в г. Минусинске) обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Романовская СОШ», администрации Идринского района, управлению образования администрации Идринского района о признании бездействия незаконным и понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения плановой выездной проверки в ноябре 2016 года в МКОУ «Романовская СОШ» были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что зафиксировано протоколами об административном правонарушении №№ 5403, 5404, 5405 от 14.11.2016г. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 6.7, ст. 6.4 КоАП РФ.
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 14.11.2016г. заместителем главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 5501/з, со сроком исполнения до 01.08.2017г. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на МКОУ «Романовская СОШ».
17.11.2016г. постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по г.Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам вынесены постановления по делам об административных правонарушениях №№ 4700, 4701, 4702, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7, ст. 6.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа.
15.08.2017г. в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от 14.11.2016г. № 5501/з. В ходе проведения данного мероприятия выявлено невыполнение в установленный срок выданного предписания. Составлен протокол об административном правонарушении № 3582 от 21.08.2017г. и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 21.08.2017 главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 3877/р, со сроком исполнения до 28.08.2017г. В ходе проведения проверки обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания. В частности, не выполнены требования п. 3.2, п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в части обеспечения на территории общеобразовательной организации физкультурно-спортивной зоны с твердым покрытием. В МКОУ «Романовская СОШ» физкультурно-спортивная зона не оборудована: отсутствуют беговые дорожки, спортивные площадки (волейбольная, баскетбольная, для игры в ручной мяч), отсутствуют спортивно-игровые площадки с твердым покрытием, футбольное поле с травяным покрытием. Отсутствие организации физкультурно-спортивной зоны не обеспечивает выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Составлен протокол об административном правонарушении № 3720 от 30.08.2017г. и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. МКОУ «Романовская СОШ» осуществляет свою деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, оказывая тем самым негативное воздействие на жизнь и здоровье детей и работников образовательного учреждения.
По состоянию на 02.11.2017г. предписание № 3788/р от 21.08.2017г. не исполнено, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Деятельность ответчика связана с осуществлением обучения и воспитания детей, исполнение обязанностей по соблюдению санитарного законодательства является первоочередной обязанностью ответчика, полагает, что понуждение ответчика к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе директор МКОУ «Романовская СОШ» Шуднева Л.В. и и.о. начальника отдела образования администрации Идринского района Кононенко В.Е. просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Материалами дела не установлено, что МКОУ «Романовская СОШ» в течение длительного времени не выполнялись нормы санитарного законодательства. Также отсутствие организации физкультурно-спортивной зоны не влияет на выполнение программ учебного предмета «Физическая культура» и проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий, поскольку приказом директора МКОУ «Романовская СОШ» от 30.08.2017г. №103 утвержден программный материал по физической культуре 1-11 классах.
Представитель МКОУ «Романовская СОШ», представитель администрации Идринского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения и.о. начальника отдела образования администрации Идринского района Кононенко В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федерально службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю – Кудрявцеву Е.Ю., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).
В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ч.1 ст. 28).
В соответствии с п. 1.1 Устава МКОУ «Романовская СОШ» (далее – Устав) муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования.
В соответствии с п. 1.5 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Идринский район в лице администрации Идринского района Красноярского края.
Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Идринского района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, на основании постановления администрации Идринского района от 15.03.2007 №75-п «О передаче функции полномочий учредителя управлению образования администрации района». Отношения между Учреждением и Учредителем регулируются действующим законодательством, правовыми актами администрации Идринского района, настоящим Уставом (п.1.6)
В соответствии с п. 1.4 Устава в своей деятельности Учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Губернатора края, постановлениями и распоряжениями Правительства Красноярского края, изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов исполнительной власти края, распоряжениями Учредителя, приказами Управления образования администрации Идринского района, настоящим Уставом.
В силу п. 1.11 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета по утвержденной Управлением бюджетной смете.
Согласно п. 1.12 Устава собственник имущества Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения при недостаточности средств Учреждения.
Пунктом 1.20 Устава установлено, что Учреждение осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
В силу п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является образовательная и иная (хозяйственная) деятельность Учреждения, направленная на достижение целей создания Учреждения. Целями создания Учреждения являются: обеспечение гарантированного права каждого человека на образование.
В соответствии с п. 6.1 Устава имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования «Идринский район», отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником или учредителем; субсидии из муниципального бюджета на выполнение Учреждением бюджетной сметы; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Согласно п. 6.6 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано: эффективно использовать имущество; обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации; осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ноябре 2016 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске была проведена плановая выездная проверка в отношении ответчика.
В ходе проведенной проверки были выявлены следующие недостатки: отсутствие беговых дорожек, спортивных площадок (волейбольная, баскетбольная, для игры в ручной мяч), отсутствие спортивно-игровых площадок с твердым покрытием, футбольного поля с травяным покрытием. Отсутствие организации физкультурно-спортивной зоны не обеспечивает выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий, что является нарушением п. 3.2, п. 3.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что зафиксировано протоколами об административном правонарушении №№ 5403, 5404, 5405 от 14.11.2016г. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 6.7, ст. 6.4 КоАП РФ.
Предписанием № 5501/з от 14.11.2016 заместителем главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам ответчику было указано на необходимость устранения выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до 01.08.2017г.
17.11.2016г. постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому и Шушенскому районам вынесены постановления по делам об административных правонарушениях №№ 4700, 4701, 4702, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7, ст. 6.4 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа.
На основании распоряжения от 11.08.2017г. № 4596, в отношении МКОУ «Романовская СОШ» проведена внеплановая выездная проверка, предметом, которой являлась проверка исполнения предписания от 14.11.2016г. № 5501/з.
По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 3582 от 21.08.2017г. и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с выявлением факта нарушения санитарного законодательства, а также условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений № 3877/р со сроком исполнения до 28.08.2017г. Составлен протокол об административном правонарушении № 3720 от 30.08.2017г. и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что в момент предъявления искового заявления предписание № 3788/р от 21.08.2017г. не было исполнено, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства ответчиком не представлено.
Однако не дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что в соответствии с п.3.2 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» на территории МКОУ «Романовская СОШ» организована физкультурно-спортивная зона, на которой расположены футбольное поле, волейбольная площадка, спортивно-игровые площадки.
Между тем, правовая оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного рассмотрения данного спора.
Как следует из информации, предоставленной директором МКОУ «Романовская СОШ» Шудневой Л.В., футбольное поле имеет травяной покров, который по мере необходимости скашивается, имеет границы в виде выкопанной лунки засыпанной песком по всему периметру поля, ворота отсутствуют. Внутри футбольного поля при помощи конусов организуется беговая дорожка. Имеется волейбольная площадка с определением границ. Вкопаны два столба, на которые крепится волейбольная сетка, травяное покрытие. На спортивно-игровой площадке имеется спортивный комплекс «Паутинка», канатно-баскетбольный комплекс, место для подвижных игр. Волейбольная и спортивно-игровая площадки имеют травяной покров.
В силу п.3.3 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
При таких обстоятельствах, учитывая характер спорных правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу, что футбольное поле с травяным покровом на территории школы имеется и отвечает требованиям п.3.3 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в связи с чем решение суда в части возложения обязанности оборудовать футбольное поле подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не содержит требований обязательного оборудования в физкультурно-спортивной зоне образовательного учреждения беговых дорожек, волейбольных, баскетбольных площадок и площадок для игры в ручной мяч. Абзац. 2 п. 3.3 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» применим лишь при устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) при их наличии и предусматривает необходимость дренажа для предупреждения затопления их дождевыми водами. Кроме того, на территории школы имеется волейбольная площадка, в связи с чем решение суда в части возложения обязанности оборудовать беговые дорожки, волейбольную, баскетбольную площадку и площадку для игры в ручной мяч также подлежит отмене.
Однако, в нарушение 3.3 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», имеющиеся спортивно-игровые площадки, в том числе волейбольная, не имеют твердого покрытия. Данное обстоятельство ответчики не оспаривают, в связи с чем требование истца о возложении обязанности привести спортивно-игровые площадки в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие организации физкультурно-спортивной зоны не влияет на выполнение программ учебного предмета «Физическая культура» и проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий, поскольку приказом директора МКОУ «Романовская СОШ» от 30.08.2017г. №103 утвержден программный материал по физической культуре 1-11 классах частично признан судебной коллегией обоснованным, однако деятельность ответчика связана с осуществлением обучения и воспитания детей, исполнение обязанностей по соблюдению санитарного законодательства является первоочередной обязанностью ответчика и понуждение ответчика к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Идринского районного суда Красноярского края от 05 декабря 2017 года отменить в части возложения обязанности оборудовать беговые дорожки, волейбольную, баскетбольную площадки, площадку для игры в ручной мяч и футбольное поле, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать бездействие МКОУ «Романовская СОШ», выраженное в неисполнение требований п. 3.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», незаконным.
Обязать МКОУ «Романовская СОШ» в срок до 1 августа 2018 года оборудовать спортивно-игровые площадки на территории физкультурно-спортивной зоны учреждения твердым покрытием.
Возложить обязанность на Управление образования администрации Идринского района и администрацию Идринского района Красноярского края профинансировать МКОУ «Романовская СОШ» для устранения указанных нарушений санитарного законодательства.
В остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи: