Судья Таипов Э.Р.
Дело № 71-641/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 2 октября 2024 г. в г. Перми жалобу Нахиуллина Фидаиля Сагадеевича на постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 2 сентября 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нахиуллина Фидаиля Сагадеевича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 2 сентября 2024 г. Нахиуллин Ф.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Нахиуллин Ф.С. просит об изменении постановления судьи районного суда, указав на чрезмерную суровость назначенного административного наказания.
В судебном заседании в краевом суде потерпевший Б., представитель потерпевшего Б. - Н., потерпевшие К., П., представителя потерпевшего К. - Г., законные представители собственников транспортных средств ООО ТК "Авторесурс", ООО "Новагрупп", извещенные надлежаще, участия не принимали.
Нахиуллин Ф.С., защитник Ладин С.М., в судебном заседании настаивали на доводах жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию 2 к данной статье под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 г. (далее по тексту – ПДД РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 1.5 ПДД РФ участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
На основании пункта 10.1 ПДД РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Из материалов дела следует, что 2 мая 2024 г. около 00:04 час. на 93 км. автодороги "Голдыри-Орда-Октябрьский" Нахиуллин Ф.С., управляя транспортным средством Лада Гранта, государственный регистрационный знак ** в нарушение пунктов 1.5, 10.1 ПДД РФ, допустил наезд на стоящий на проезжей части автомобиль HOHGYAN, государственный регистрационный знак ** под управлением водителя К., после чего его автомобиль откинуло на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем SHACMAN, государственный регистрационный знак ** с полуприцепом государственный регистрационный знак ВН 3866 66 под управлением водителя П., в результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля Лада Гранта Б. были причинены телесные повреждения, квалифицирующиеся как вред здоровью средней тяжести.
Согласно заключению эксперта № 153 м/д от 25 июля 2024 г. у Б. согласно медицинских документов, имелись: телесные повреждения в виде ссадины правой кисти, закрытой черепно-мозговой травмы в виде ссадины в области лба справа, верхнего века справа, ушиба нижней челюсти слева, сотрясения головного мозга, закрытого перелома левой лопатки со смещением отломков, которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья (временное нарушение функций органов и (или) систем продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня).
Факт совершения административного правонарушения и виновность Нахиуллина Ф.С. в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 7 августа 2024 г., заключением эксперта № 153 м/д от 25 июля 2024 г., объяснениями Нахиуллина Ф.С. от 2 мая 2024 г., объяснениями потерпевшего Б. от 2 мая 2024 г., объяснениями водителя К. от 2 мая 2024 г., протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 2 мая 2024 г., схемой места совершения административного правонарушения от 2 мая 2024 г. с фототаблицей и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Признавая Нахиуллина Ф.С. виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о невыполнении указанным лицом указанных требований ПДД РФ, которое привело к причинению вреда здоровью средней тяжести потерпевшему Б., то есть совершении Нахиуллиным Ф.С. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в деле доказательства, оценка которым дана судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей районного суда достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения.
Материалы дела содержат достаточную совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях Нахиуллина Ф.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит какого-либо перечня минимальных либо необходимых доказательств при производстве по делу об административном правонарушении данной категории. Формирование доказательственной базы осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Собранные по делу доказательства совершения Нахиуллиным Ф.С. вменяемого административного правонарушения с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания составленных сотрудником полиции процессуальных документов недопустимыми доказательствами, не установлено. Указанные документы составлены должностным лицом при исполнении им своих обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о какой-либо заинтересованности сотрудника полиции, в материалах дела не содержится и не установлено судьей краевого суда, потому оснований усомниться в достоверности фактов, изложенных должностным лицом, не имеется.
Протокол об административном правонарушении в отношении Нахиуллина Ф.С. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе описано события вменяемого административного правонарушения, сведения о потерпевшем.
Описание события административного правонарушения является полным, соответствует диспозиции частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения вменяемого Нахиуллину Ф.С. административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела и отвечающих требованиям допустимости. Указанные доказательства согласуются между собой.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Нахиуллина Ф.С. в совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Действия Нахиуллина Ф.С. правильно квалифицированы судьей районного суда по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы автора жалобы относительно несогласия с назначенным административным наказанием, изменение постановления судьи районного суда не влекут.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Судья районного суда при назначении административного наказания Нахиуллину Ф.С., вопреки доводам жалобы, учитывал характер совершенного административного правонарушения и наступивших последствий, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающего административную ответственность, наличие обстоятельства, отягчающих административную ответственность в виде повторного совершения однородного административное правонарушения, - и пришел к выводу о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами для достижения целей, предусмотренных статей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посчитав, что административное наказание в виде административного штрафа не обеспечит достижение целей административной ответственности, не соответствует характеру совершенного правонарушения и его опасности для защищаемых законом ценностей, а также степени вины правонарушителя.
На основании части 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, а также принципам и цели назначения административного наказания.
Лишение специального права направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление борьбы с такими административными правонарушениями в области дорожного движения, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о необходимости назначения данного вида административного наказания судья краевого суда не усматривает.
Несмотря на доводы жалобы, назначенное Нахиуллину Ф.С. административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного административного правонарушения, личности виновного, а также характеру причиненного вреда и тяжести наступивших последствий.
Назначение Нахиуллину Ф.С. иного вида административного наказания, не связанного с лишением специального права, с учетом всех изложенных в жалобе обстоятельств, не обеспечивает достижения цели административного наказания - предупреждения совершения нового административного правонарушения, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оснований для признания назначенного Нахиуллину Ф.С. административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и его смягчения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Доводы, приведенные в жалобе, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, влекущих безусловное изменение вида административного наказания.
Кроме того, обстоятельства, на которые ссылается заявитель жалобы, не предусмотрены законом в качестве оснований, препятствующих назначению административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.
Доводы жалобы о том, Нахиуллин Ф.С. имеет возможность оплатитьадминистративный штраф, заявитель жалобы и его жена являются пенсионерами, у него имеются кредитные обязательства, он возместил вред причиненный потерпевшему Б., не свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые могут повлечь изменение назначенного Нахиуллину Ф.С. административного наказания.
Приводимые в жалобе доводы о том, что судьей районного суда учтены не все смягчающие административную ответственность обстоятельства, поскольку Нахиуллин Ф.С. вину признал полностью, искренне раскаялся, принес извинения и загладил вред, причиненный Б. не свидетельствуют о наличии по делу таких обстоятельств, которые могут повлечь изменение назначенного Нахиуллину Ф.С. административного наказания в виде лишения специального права на административный штраф. Наличие любых смягчающих административную ответственность обстоятельств, позволяют судье определить размер избранного вида административного наказания, при этом не влияют на его вид. В данном случае судьей районного суда срок лишения права управления транспортными средствами Нахиуллину Ф.С. определен равным минимальному пределу.
Представленная с жалобой в краевой суд положительная характеристика Нахиуллина Ф.С. от соседей не свидетельствует о неправильных выводах судьи районного суда при определении вида административного наказания, поскольку не относится к обстоятельствам, препятствующим применению данного вида административного наказания.
Также не является основанием для изменения назначенного административного наказания ссылка заявителя жалобы на необходимость помощи дочери в погашении кредита, отсутствие возможности работать по профессии и осуществлении деятельности в такси.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов жалоба привлекаемого лица не содержат и данных оснований не установлено судьей краевого суда.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.
Постановление о привлечении Нахиуллина Ф.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении привлекаемого допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для изменения, либо отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 2 сентября 2024 г. оставить без изменения, жалобу Нахиуллина Фидаиля Сагадеевича - без удовлетворения.
Судья: подпись.