Судья Федина А.В. № 2-501/2021
35RS0027-01-2021-000823-60
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2021 года № 33-5315/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Викторова Ю.Ю.,
судей Ширяевской Е.С., Сотникова И.А.,
при секретаре судебного заседания Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Черкесова М.В. и Ермакова А.Ю. по доверенности Пантелеевой Т.А. на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 27.08.2021.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Викторова Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
представитель Черкесова М.В. и Ермакова А.Ю. Пантелеева Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент) о присуждении к исполнению обязанностей.
В обоснование требований указала, что Черкесов М.В. и Ермаков А.Ю. на основании заключенных с ОАО «Череповецкий «Азот» договоров купли-продажи от 07.11.2011 являются собственниками базы отдыха «Степаново», часть объектов которой расположена на принадлежащем им на основании этого же договора земельном участке площадью 45 га с кадастровым номером №..., а часть - в виде объекта недвижимости с кадастровым номером №..., линий ЛЭП и лесной дороги - на земельном участке в границах лесного фонда в Уломском лесничестве квартал 56 выдел 11ч, о чем на момент приобретения базы отдыха истцы не знали.
Черкесов М.В. и Ермаков А.Ю. неоднократно обращались в Департамент с заявлениями об утверждения проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположены объекты базы отдыха, в целях последующего заключения договора аренды без аукциона, по которым ответчиком принимались отрицательные решения со ссылками на различные основания.
Полагая, что наличие объектов недвижимости дает истцам право на предоставление земельного участка в аренду без аукциона, а отказы Департамента в утверждении проектной документации лесного участка нарушает указанное право истцов, просила возложить на ответчика обязанность принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,8000 га в 56 квартале выдел 11 в Уломском лесничестве Череповецкого района, заключить договор аренды земельного участка площадью 0,8000 га в 56 квартале выдел 11 в Уломском лесничестве Череповецкого района с Черкесовым М.В. и Ермаковым А.Ю. без проведения торгов.
Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 27.08.2021 в удовлетворении исковых требований Черкесова М.В. и Ермакова А.Ю. к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности принять решение об утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 0,8000 га в 56 квартале выдел 11 в Уломском лесничестве Череповецкого района, заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка без проведения торгов отказано.
В апелляционной жалобе представитель Черкесова М.В. и Ермакова А. Ю. по доверенности Пантелеева Т.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований. Утверждает, что представлявшаяся в Департамент проектная документация полностью соответствовала требованиям закона. Ссылка суда в обоснование принятого решения на то обстоятельство, что заявители не оспорили принятые Департаментом решения об отказе в утверждении проектной документации, является несостоятельной, поскольку истцы вправе самостоятельно избирать способ защиты прав.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Лямова А.Е. просит решение суда оставить без изменения, жалобу представителя истцов Пантелеевой Т.А. – без удовлетворения.
Оценив собранные по делу доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены судебного решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что по всем заявлениям Черкесова М.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка №..., площадью 0,8 га, расположенного в границах земель лесного фонда, на котором находится принадлежащее ему на праве собственности здание с кадастровым номером №..., Департаментом приняты отрицательные решения, которые заявителем не оспаривались (за исключением решения от 14.11.2019 при оспаривании которого истец отказался от исковых требований), поэтому возложение на ответчика обязанности по принятию иного решения, о котором просит истец, являлось бы вмешательством в деятельность органов государственной власти, нарушающим установленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей, кроме того, действующее законодательство исключает возможность заключения договора аренды земельного участка, не поставленного на кадастровый учет.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия не усматривает.
Судом установлено, что постановлением администрации Череповецкого района Вологодской области от 15.12.1992 №413 за производственным объединением «Азот» закреплены в постоянное пользование на основании ранее принятых решений об отводе земельных участков за пределами черты населенных пунктов земельные участки площадью 34,7 га (л.д.100).
15.12.1992 земельному участку присвоен кадастровый №... (л.д.89).
После 2005 года (более точную дату документ не содержит) ООО НПП «Геоцентр» по заказу ОАО «Череповецкий «Азот» выполнило работы по описанию границ земельного участка с кадастровым номером №... (в настоящее время кадастровый №...), по результатам которых были определены узловые и поворотные точки границ данного земельного участка, в пределы которых включены 8 объектов недвижимости (л.д.92-99).
07.11.2011 между продавцом ОАО «Череповецкий «Азот» и покупателями Черкесовым М.В. и Ермаковым А.Ю. заключены договоры купли-продажи № 19-06/294 и № 19-06/295 соответственно, по условиям которых продавец передал в собственность покупателей по ? доли каждому право собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 45000 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для эксплуатации базы отдыха «Степаново», расположенного по адресу: <адрес>, и расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости в количестве 9 шт., включая дом № 35, назначение: нежилое здание, площадью 138,2 кв.м., кадастровый №... (в настоящее время кадастровый №..., находящийся по адресу: <адрес>.
09.09.2019 Черкесов М.В. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка №..., площадью 0,8 га, расположенного в границах земель лесного фонда, на котором находится принадлежащее ему на праве собственности здание с кадастровым номером №... (л.д.111-123).
Решением Департамента, оформленным письмом от 08.10.2019 № 03-7111/19, заявителю отказано в утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда по причине несоответствия проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 № 54 «Об утверждении требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки», было указано на то, что необходимо доработать в проектной документации (л.д.108).
17.10.2019 Черкесов М.В. обратился в Департамент с аналогичным заявлением (оборот л.д.110).
Решением Департамента, оформленным письмом от 14.11.2019 № 03-8016/19, заявителю отказано в утверждении проектной документации и предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» со ссылкой на отсутствие возможности использования данного лесного участка, находящегося в особо защитном участке, с целью осуществления рекреационной деятельности под нежилым зданием (л.д.110).
Указанное решение Департамента оспорено Черкесовым М.В. и Ермаковым А.Ю. в порядке административного судопроизводства.
Определением Череповецкого районного суда Вологодской области от 26.02.2020 принят отказ представителя истцов от административного иска к Департаменту о признании незаконным решения об отказе в утверждении проектной документации лесного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, производство по делу прекращено (л.д.105).
01.06.2020 Черкесов М.В. вновь обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда (оборот л.д.111).
Решением Департамента, оформленным письмом от 15.06.2020 № 03-3978/20, Черкесову М.В. возвращена проектная документация на доработку без утверждения, в связи с несоответствием проектной документации подпункту 2.9.2 пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда Департаментом, утвержденного постановлением Губернатора Вологодской области от 23.05.2016 № 272, а также несоответствием форме согласно приложению № 2 к Административному регламенту заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда (л.д.111).
22.07.2020 Черкесов М.Ю. вновь обратился в Департамент с аналогичным заявлением (оборот л.д.116).
Решением Департамента, оформленным письмом от 20.08.2020 № 03-5773/20, заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда в аренду в Череповецком муниципальном районе со ссылкой на несоответствие заявления форме, утвержденной Административным регламентом, а также в связи с отсутствием проектной документации лесного участка (л.д.116).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).
На основании статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи и частью 1 статьи 74 кодекса (часть 1). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений. Договоры аренды при этом заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 4 части 3). Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом (часть 6).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка без проведения торгов включает обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии, в том числе, с проектной документацией лесных участков.
Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1). В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 этого кодекса и земельным законодательством (часть 4). При предоставлении лесных участков в аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 этого кодекса) выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6). Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса (часть 7). Органами, осуществляющими полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (часть 9). Основаниями для отказа являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 данной статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества (часть 10). Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12).
В Вологодской области требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены постановлением Губернатора Вологодской области от 20.07.2015 № 435 «Об утверждении административных регламентов" (вместе с «Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению в аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения аукциона на право заключения договора аренды Департаментом лесного комплекса Вологодской области» (далее - Административный регламент № 1), «Административным регламентом предоставления Департаментом лесного комплекса Вологодской области государственной услуги по заключению новых договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения аукциона на право заключения договора аренды»).
Согласно разделу 2.3 Административного регламента № 1 результатом предоставления государственной услуги является направление (вручение) заявителю решения о предоставлении лесного участка в аренду и проекта договора аренды лесного участка либо мотивированного решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду (пункт 2.3.1). В случае предоставления государственной услуги по предварительному согласованию ее результатом является направление (вручение) заявителю решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда либо мотивированного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда (пункт 2.3.2).
Как отмечалось выше, Черкесов М.Ю. четырежды обращался с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда, по каждому из которых Департаментом в пределах своей компетенции принято и направлено (вручено) заявителю решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков в связи с несоответствием представленной проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, установленным постановлением Губернатора Вологодской области от 20.07.2015 № 435.
Принятие Департаментом и направление (вручение) заявителю указанных выше решений, юридическая сила которых на момент рассмотрения настоящего спора в суде не утрачена, в соответствии с разделом 2.3 Административного регламента № 1 свидетельствует об исполнении ответчиком обязательств по предоставлению предусмотренной данным регламентом государственной услуги и исключает возможность возложения на него обязанности по принятию альтернативного решения, о котором просят истцы, вне зависимости от того, соответствовала либо не соответствовала представлявшаяся заявителем проектная документация требованиям закона.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, и только он определяет предмет и основание заявленных исковых требований.
В то же время требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре и требование о признании недействительным акта государственного органа являются самостоятельными способами осуществления защиты гражданских прав, которые друг друга не подменяют.
При этом суд в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
По причинам, изложенным выше, наличие принятых Департаментом решений об отказе в утверждении проектной документации лесных участков, юридическая сила которых не утрачена, исключает возможность удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанностей, о которых просят истцы, при этом оснований для выхода за пределы заявленных требований и признания указанных решений незаконными по собственной инициативе у суда первой инстанции не имелось.
Вывод суда первой инстанции о том, что не состоящий на кадастровом учете лесной участок, о заключении в отношении которого договора аренды ставится вопрос в исковом заявлении, не может являться объектом договора аренды, соответствует требованиям части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, положения которой приведены выше, и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Юридически значимых доводов, которые бы могли повлиять на правильность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 27.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Черкесова М.В. и Ермакова А.Ю. по доверенности Пантелеевой Т.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.11.2021.