Дело № 2-1270/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре Михалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 8 октября 2018 года гражданское дело по иску Егоровой Натальи Валентиновны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в возврате уплаченных страховых взносов, возложение обязанности произвести перерасчет,
установил:
Егорова Н.В. обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с иском ( с учетом уточненных требований) к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в возврате уплаченных сумм страховых взносов за 2014-2015 годы, возложение обязанности произвести перерасчет страховых взносов за 2014-2015 года в виде 1% с дохода превышающего 300 000 руб. В обоснование иска указано, что в период с 06.11.2014 по 03.06.2016 Егорова Н.В. являлась индивидуальным предпринимателем и стояла на учете в Межрайонной инспекции ФНС №7 по Курганской области. В соответствии с частью 1 и частью 1,1 Статьи 14 ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" индивидуальные предприниматели с 01.01.2014 года уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает триста тысяч рублей, помимо фиксированного размера страховых взносов, предприниматель уплачивает 1 % от суммы дохода, превышающего триста тысяч рублей за расчетный период. Таким образом, сумма страховых взносов уплаченная сверх лимита дохода в 300 000 руб. Егоровой Н.В. была исчислена не верно, без учета расходов, следовательно подлежит перерасчету. Размер переплаты за 2014-2015 года произведенной в виде страховых взносов в размере 1 % с доходов превышающих 300 000 рублей составил 18 115 руб. 90 коп. (2014 год)+ 130 275руб. 60 коп (2015 год)= 148 391руб. 50 коп. С заявление, о перерасчете обязательств по сверхдоходу за 2014, 2015 года истец обратилась к начальнику ГУ УПФ РФ в Кетовском районе по Курганской области (межрайонное) 16.04.2018, 11.05.2018 года истцом был получен отказ в перерасчете вышеуказанных взносов с ссылкой на Постановление Конституционного суда 27-П от 30.11.2016 года, указано, что данное постановление не содержит никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем позиция суда подлежит учету со дня его официального опубликования, то есть с 02.12.2016. Просит признать незаконным отказ в возврате уплаченных сумм страховых взносов за 2014-2015 годы, возложить обязанность произвести перерасчет страховых взносов за 2014-2015 года в виде 1% с дохода превышающего 300 000 руб.
Истец Егорова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель истца Шихова З.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснения дала согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) Беляева И.М. действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поддержала доводы отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П «По делу о проверке конституционного пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (далее - Постановление №27- П) установлено, что для целей определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, определяемого как 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы Физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Поскольку в Постановлении №27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дни его официального опубликования, то есть с 02.12.2016. Таким образом, после 2 декабря 2016 года обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, формируются исходя из размера доходов за вычетом расходов, связанным с получением дохода. Соответственно размер страховых взносов за расчетный период 2014 год, определен на основании поступившей от УФНС России по Курганской области информации о доходе от предпринимательской деятельности Индивидуального предпринимателя Егоровой Н.В., который составил 2 111 593 руб. Размер страховых взносов (1%), подлежащих уплате, составил 18 115 руб. 93 коп. Обязательства по уплате страховых взносов исполнены страхователем самостоятельно, добровольно до проведения УПФР принудительной процедуры взыскания и в полном объеме — 26.02.2015в сумме 18 115 руб. 90 коп. С учетом расходов за 2014 год, размер которых, согласно данных деклараций истца, составил 2 033 901руб., размер страховых взносов, превышающих доход 300 000 руб., и подлежащих уплате составил 0,00 руб. Исходя из сведений УФНС по Курганской области за 2015 год, согласно которым доход страхователя составил 25 579 328 руб. Размер страховых взносов (1%), подлежащих уплате, без учета расходов, составил 130 275 руб.60 коп. Соответственно обязательства, определяемые как 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 2015 год оплачены - добровольно до проведения УПФР принудительной процедуры взыскания и в полном объеме — 01.04.2016 в сумме 130 275 руб. 60 коп. С учетом расходов за 2015 год, размер которых, согласно данных деклараций истца, составил 25 465 326руб., размер страховых взносов, превышающих доход 300 000 руб., и подлежащих уплате составил 0,00 руб. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017г. ПФР не является администратором по страховым взносам и все платежи совершенные после 01.01.2017в счет уплаты страховых взносов поступают в налоговую инспекцию. Поросят отказать в заявленных требованиях.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Егорова Т.В. с 06.11.2014 по 03.06.2016 являлась индивидуальным предпринимателем, о чем представлена выписка из ЕГРИП от 02.08.2018.
Егорова Н.В. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением перерасчете сумм страховых взносов за 2014, 2015 годы.
В соответствии с письмо ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонному) от 10.05.2018 №104257 Егоровой Н.В. дан ответ о невозможности перерасчета страховых взносов за 2014, 2015 годы, так как постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П распространяется на правоотношения, возникшие после 02.12.2016 – дня официального опубликования. В случае, если обязательства по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 исполнены индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016, следует производить на основании судебного решения.
Не согласившись с названным решением об отказе, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, до 1 января 2017 года регулировались Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, в 2014, 2015 году Егорова Н.В. уплачивал страховые взносы как плательщик, в том числе, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, с 2016 года применяла упрощенную систему налогообложения.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей - в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом, в силу пунктов 1, 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации; для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18, пункта 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" любые решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу правоприменитель придал не соответствующее Конституции Российской Федерации истолкование, то есть расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, впоследствии выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в установленном законом порядке. Отказывая в таком пересмотре, правоприменители фактически настаивали бы на истолковании акта, придающем ему другой смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, то есть не соответствующий Конституции Российской Федерации, и тем самым преодолевали бы решения Конституционного Суда Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П и от 21.12.2011 Ка 30-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 N 34-0, от 12.05.2006 N 135-0 ш др.).
По вопросу об общеобязательности и юридической силе решений, принимаемых в порядке конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08,11.2012 N 25-П указал на недопущение с момента вступления в силу такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации применение либо реализацию каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении, в том числе не позволяющее судам общей юрисдикции и арбитражным судам при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, возбужденные до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.
Судом усматривается, что территориальным органом Пенсионного фонда в нарушение указанных норм права совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов и пеней не проводилась, решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и пеней не принималось. В связи с чем суд расценивает письмо территориального органа Пенсионного фонда от 10.05.2018 №10-4257 как отказ плательщику в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов.
Таким образом, поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, Егоровой Н.С. обратившейся в суд с настоящим иском, суд полагает, что она имеет право на перерасчет уплаченных взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2014-2016 годы.
В соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Из указанных норм права следует, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ, по заявлению страхователя. Принятое решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют в соответствующий налоговый орган.
На основании изложенного, суд полагает, что требования Егоровой Н.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Егоровой Натальи Валентиновны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в возврате уплаченных страховых взносов, возложение обязанности произвести перерасчет удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) выразившееся в отказе возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2014,2015 годы, изложенное в письмо от 10.05.2018 №10-4257.
Обязать ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) произвести перерасчет страховых взносов за 2014, 2015 годы виде 1% с дохода превышающего 300 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2018 года.
Судья С.А.Ломов