Решение по делу № 2-53/2023 (2-1716/2022;) от 12.04.2022

    Принято в окончательной форме 17.07.2023

    (УИД) 76RS0024-01-2022-001302-04

    Дело № 2-53/2023

                                                                     РЕШЕНИЕ

                   Именем Российской Федерации

    11 апреля 2023 года                                                                            город Ярославль

    Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе суда судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Кожуховой К.М., с участием

    представителя истца/ответчика Орехова К.В.

    ответчика/ истца Полуева А.В., представителя Каменщиковой Т.В.,

    от третьих лиц – не явились,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области к Полуеву Анатолию Владимировичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета;

    по иску Полуева Анатолия Владимировича к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, Следственному комитету Российской Федерации о признании бездействия и решений незаконными, возложении обязанностей,

        установил:

            Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (далее – СУ СК по ЯО) обратилось в суд с иском к Полуеву А.В. о признании утратившим право пользования и выселении из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учета.

    Исковые требования мотивированы тем, что 27.12.2022 между СУ СК по ЯО и Полуевым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения №233/472. В соответствии с данным договором истец предоставляет Полуеву А.В. служебное жилое помещение по адресу: <адрес> для временного проживания в нем на период прохождения службы. Согласно п.1 договора Полуеву А.В. предоставлено во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 13.12.2011, и отнесенное к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Следственного комитета Российской Федерации на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Ярославской области от 26.12.2012 №813, для временного проживания в нем. Пунктом 2 договора предусмотрено, что жилое помещение предоставляется Полуеву А.В. в связи с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации. Пунктом 5 договора предусмотрено, что настоящий договор заключается на время прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации.

    В соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества в Ярославской области от 13.03.2008 №146 «О передаче федерального имущества», квартира по адресу: <адрес> изъята их оперативного управления Прокуратуры Ярославской области и передана в оперативное управление СУ СК по ЯО, о чем подписан акт приема-передачи от 20.02.2008.

    На основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Ярославской области от 26.12.2012 №813 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд», указанное служебное жилое помещение общей площадью 39,8 кв.м. включено в специализированный жилой фонд с отнесением к служебному жилому помещению и находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за СУ СК по ЯО, право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанное служебное жилое помещение приобретено за счет средств федерального бюджета.

    Полуев А.В. в период с 15.01.2011 по 06.07.2021 проходил службу в СУ СК по ЯО (ранее – в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области) на основании трудового договора в должности руководителя отдела криминалистики следственного управления. Приказом СУ СК по ЯО от 06.07.2021 №167-К ответчик освобожден от замещаемой должности по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п.3 сч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).

    В связи с тем, что трудовые отношения между сторонами прекращены, ответчик обязан освободить служебное жилое помещение.

    02.08.2021 председателем жилищной комиссии следственного управления направлено уведомление о необходимости освобождения служебного жилого помещения в добровольном порядке и передаче ключей. 27.09.2021 ответчику также была направлена досудебная претензия о выселении из жилого помещения. Вместе с тем, ответ от Полуева А.В. о принятом решении в адрес СУ СК по ЯО не поступал.

    Полуев А.В. обратился в суд с иском к СУ СК по ЯО, Следственному комитету Российской Федерации, в котором, с учетом уточнений (т2, л.д.39), просил признать незаконным бездействие Следственного комитета Российской Федерации в связи с непринятием жилищной комиссией Центрального аппарата Следственного комитета РФ Полуева А.В. на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность; возложить на жилищную комиссию Центрального аппарата Следственного комитета РФ обязанность: принять Полуева А.В. на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с датой принятия согласно решению о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 19.05.1999; включить Полуева А.В. в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, с датой принятия согласно решению о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 19.05.1999; признать незаконным решение жилищной комиссии Центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленное протоколом от 25.10.2021 №71 о признании Полуева А.В. не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность; признать незаконным решение жилищной комиссии СУ СК по ЯО, оформленное протоколом №8-2021 от 10.11.2021, о снятии Полуева А.В. с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключении из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением.

    Исковые требования мотивированы тем, что решение Центрального аппарата Следственного комитета российской Федерации вынесено с нарушением закона, в нарушение п.5.12 Положения о жилищной комиссии в течение 15 дней Полуев А.В. не был проинформирован о принятом решении. С 03.10.1994 по 06.09.2007 Полуев А.В. проходил службу в органах прокуратуры Ярославской области, в том числе, в должности начальника отдела криминалистики прокуратуры области. 19.05.1999 Полуевым А.В. было подано заявление о принятии на учет по месту работы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР, так как в тот момент истец проживал в жилом помещении на условиях поднайма более трех лет. Решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Ярославской области от 25.02.2005 (протокол №1) Полуев А.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.ст.28-31 ЖК РСФСР и п. 4 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», как проживающий на условиях поднайма в домах государственного жилищного фонда и не имеющий другой жилой площади. Этим же решением Полуев А.В. был включен в список (очередь) работников прокуратуры г. Ярославля, нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет – 19.058.1999 (дата подачи заявления). На основании распоряжения прокурора Ярославской области о распределении квартир, в 2006 году Полуеву А.В. в порядке очередности было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. После образования Следственного комитета при прокуратуре РФ Полуев А.В. 06.09.2007 был уволен из прокуратуры Ярославской области на основании п.5 ч.1 ст.77 ТК РФ, и 07.09.2007 принят на работу (службу) в порядке перевода в СУ СК по ЯО на должность руководителя отдела криминалистики. В связи с принятием Полуева А.В. на службу в органы следственного комитета, занимаемое им жилое помещение по адресу: <адрес> на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Ярославской области от 13.03.2008 №146 было передано из прокуратуры в оперативное управление СУ СК по ЯО. При принятии на службу в органы следственного комитета Полуев А.В. соответствовал требованиям, указанным в ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», и в силу указанных норм и ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохранил право на обеспечение жилым помещением в собственность. В данном качестве – нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жилым помещением в собственность Полуев А.В. СУ СК по ЯО был поставлен на соответствующий учет, с включением в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Факт принятия на учет в указанном качестве подтверждается письменными доказательствами – списками сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и другими материалами жилищной комиссии следственного управления и прокуратуры области. Полуев А.В., принятый на учет до вступления в силу положений ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ, сохранил право на обеспечение жилым помещением, в том числе, в виде единовременной социальной выплаты и предоставлению жилого помещения в собственность по решению Председателя СК РФ.

    В соответствии с п.3 Порядка принятия сотрудников СК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утв. Приказом Председателя СК РФ от 10.07.2018 №70, за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11.01.2018 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется право состоять на таком учете. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не требуется (Порядок действовал до 26.02.2021). Действующим с 26.02.2021 Порядком, утв. Приказом СК РФ от 09.12.2020 №132, также не предусмотрено повторное признание сотрудников, уже состоящих на учете, нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с Порядком №70 и Порядком №132, обязанность по учету лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с 11.01.2018 возложена на жилищную комиссию Следственного комитета РФ. Исходя из положений ч.ч.1 и 2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ, п.3 Порядка №70 и положений Порядка №132, жилищная комиссия Следственного комитета РФ была обязана обеспечить надлежащий учет лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 11.01.2018 (в том числе, Полуева А.В.), однако в нарушение требований закона не сделала этого, чем нарушила право Полуева А.В. на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ. В силу указанных выше требований закона с 11.01.2018 жилищная комиссия Следственного комитета РФ обязана была принять Полуева А.В. на учет с даты признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно, с 19.05.1999, при этом каких-либо новых или дополнительных решений о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не требовалось.

    Сопроводительным письмом руководителя следственного управления от 04.04.2018 №218-44-2018 в Следственный комитет РФ по соответствующему запросу была предоставлена информация о сотрудниках, включая Полуева А.В., признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до введения в действие ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ, и имеющих стаж службы более 10 лет в календарном исчислении, с указанием состава семьи. К информации приложены копии материалов жилищной комиссии о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Из копии задания (запроса) Следственного комитета РФ от 21.03.2018 следует, что данная информация была истребована в целях получения сведений о количестве сотрудников следственного управления со стажем не менее 10 лет, имеющих право постановки на учет в целях предоставления им единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, и для подготовки финансово-экономического обоснования о возможности выделения Следственному комитету дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели. Данные документы прямо свидетельствуют о том, что указанная информация была запрошена именно для постановки сотрудников следственного управления на учет в СК РФ. Исходя из того, что следственным управлением в СК РФ в отношении Полуева А.В. была предоставлена вся необходимая информация с приложением материалов жилищной комиссии, обязанность по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не была исполнена в результате незаконных виновных действий жилищной комиссии Следственного комитета РФ.

    Таким образом, решение жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ от 25.10.2021 №71 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным и юридически ничтожным, поскольку Полуев А.В. уже был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и принят на соответствующий учет ранее, в соответствии с действующим законодательством. Полуев А.В. подлежал принятию на учет в Следственном комитете РФ с 11.01.2018 в силу прямого указания закона – на основании ч.ч.1 и 2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ и п.3 Порядка №70, как состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Неисполнение жилищной комиссией Следственного комитета РФ требований закона и обязанности обеспечить учет лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 11.01.2018 нарушает жилищные права Полуева А.В. и препятствует реализации его права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ. В данном случае, если у жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ появились основания полагать о действиях, повлекших ухудшение жилищных условий, то данные обстоятельства должны были рассматриваться в рамках процедуры снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением, с предварительной проверкой данных обстоятельств.

    Вывод жилищной комиссии о том, что Полуев А.В. совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, также не соответствует закону. В оспариваемом протоколе жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ от 25.10.2021 №71 содержится лишь ссылка на выписку из ЕГРН о том, что в собственности Полуева А.В. в период с 03.11.2003 по 14.12.2017 находилось жилое помещение (дом) в <адрес>, однако какие конкретно действия жилищная комиссия расценила как намеренное ухудшение жилищных условий (по приобретению, продаже или другое), в протоколе не содержится. Вместе с тем, сам факт владения на праве собственности жилым помещением, не пригодным для постоянного проживания, не может свидетельствовать о действиях по ухудшению жилищных условий. Как видно из справки ЕГРН, право собственности Полуева А.В. на данное жилое помещение зарегистрировано в 2003 году, то есть указанные обстоятельства уже имели место на момент признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий 25.02.2005, а соответствующие документы о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости были представлены Полуевым А.В. в жилищную комиссию. Как видно из документов, жилой дом, находившийся в собственности Полуева А.В., не имел отопления, утепления стен, водоснабжения, водоотведения, санузла, то есть был не пригоден для постоянного (круглогодичного) проживания как не соответствующий санитарным и техническим требованиям. Поскольку наличие в собственности данного непригодного для постоянного проживания жилого помещения никак не повлияло на признание Полуева А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия СК РФ должна была указать, какие именно действия относятся к намеренному ухудшению жилищных условий. Кроме того, положения ст.35.1 Закона «О Следственном комитете РФ» и Порядка №132 в части ухудшения жилищных условий не распространяются на Полуева А.В., так как его право собственности на данное жилое помещение было прекращено до введения в действие указанных нормативных правовых актов. В силу прямого указания закона – ч.2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ за лицами, состоящими на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете, в том числе, в случае утраты в связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений. Аналогичное положение содержится в Порядке принятия на учет сотрудников СК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденной Приказом СК РФ от 10.07.2018 №70. Как следует из Примечания в п.п.5 и 6 Порядка №70, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ, положения п.5 и п.п. «б» настоящего порядка (в части ухудшения жилищных условий) не распространяются на лиц, представивших заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период службы в Следственном комитете при прокуратуре РФ с 07.09.2007 до 15.01.2011 или в период службы в Следственном комитете РФ с 15.01.2011 до 11.01.2018. К таким лицам в частности относится Полуев А.В. Таким образом, каких-либо препятствий для принятия Полуева А.В. на учет в Следственном комитете РФ не имелось и не имеется в настоящее время. Не соответствует закону и решение жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ об отказе в принятии Полуева А.В. на учет по мотиву подачи документов лицом, уволившимся со службы в Следственном комитете и не признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Во-первых, Полуев А.В. при указанных выше обстоятельствах был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и поставлен на соответствующий учет до введения нового правового регулирования 11.01.2018, что подтверждается соответствующими материалами жилищной комиссии следственного управления. Во-вторых, документы для рассмотрения вопроса о принятии на учет в Следственном комитете РФ были представлены им в жилищную комиссию в период прохождения службы: первое – 12.02.2015, затем 21.05.2021, и последнее – 29.07.2021 (дата увольнения Полуева А.В. – 06.07.2021).

    Решение жилищной комиссии СУ по ЯО, оформленное протоколом от 10.11.2021 №8-2021, о снятии Полуева А.В. с учета нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением является незаконным. Из материалов жилищной комиссии следует, что Полуев А.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты либо жилого помещения в собственности, и после увольнения на пенсию по выслуге лет, сохранил право состоять на таком учете. В соответствии с положениями п.1 ч.21 ст.35.1 Закона «О Следственном комитете РФ», п.п. «д» п.20 Порядка, утв. Приказом СК РФ от 09.12.2020 №132, увольнение сотрудника со службы в Следственном комитете с правом на пенсию основанием для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением не является, законных оснований для принятия такого решения не имелось. В соответствии с п.п.3, 10 и 20 Порядка №132, принятие решений о признании сотрудника нуждающимся в жилом помещении, принятии на учет нуждающихся и о снятии с такого учета отнесено к исключительной компетенции жилищной комиссии Следственного комитета РФ, а не жилищных комиссий следственных органов и учреждений СК РФ. Жилищная комиссия следственного управления такими полномочиями не наделена. Каких-либо документов, свидетельствующих о принятии Полуева А.В. еще и на учет не имеющих жилья по месту службы, не имеется. В таком качестве Полуев А.В. на чете не состоял, и не имеющим жилья по месту службы не признавался. Полуев А.В. с заявлением о принятии на такой учет не обращался, решения жилищной комиссии по вопросу признания его не имеющим жилья по месту службы не принималось, а из списка сотрудников следственного управления, не имеющих жилья по месту службы (прилагается к списку), видно, что Полуев А.В. в данном списке отсутствует. Правовых оснований для такой постановки на учет также не имелось, так как Полуев А.В. к категории сотрудников, не имеющих жилого помещения по месту службы, не относится. Кроме того, в нарушение действующих нормативно-правовых актов, протокол заседания жилищной комиссии от 10.11.2021 №8-2021 не подписан всеми лицами из состава жилищной комиссии, принимавшими участие в заседании. Также в нарушение п.5.11 Положения о жилищной комиссии СУ СК по ЯО, протокол заседания жилищной комиссии не подписан председателем жилищной комиссии.

    Указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера №2-53/2023.

    Истец/ответчик Полуев А.В., его представитель адвокат Каменщикова Т.В. в судебном заседании исковые требования Полуева А.В. поддержали, требования СУ СК по ЯО не признали.

    Представитель истца/ответчиков Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, Следственного комитета Российской Федерации по доверенности Орехов К.В. в судебном заседании исковые требования Полуева А.В. не признал, требования о признании его утратившим право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета поддержал.

    Представитель третьего лица Прокуратуры Ярославской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, ранее просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

        Представители иных лиц, участвующих в деле, прокурор, в судебном заседании не участвовали, извещались надлежаще.

        Суд определил рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке.

        Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Полуева А.В. подлежат удовлетворению частично, а в удовлетворении иска СУ СК по ЯО следует отказать, по следующим основаниям.

        Судом установлено, что Полуев А.В. с 07.09.2007 по 15.01.2011 проходил службу в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области, а с 15.01.2011 по 06.07.2021 - в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и замещал должность начальника отдела криминалистики, 07.07.2021 Полуеву А.В. назначена пенсия за выслугу лет (т2, л.д.73).

        В период прохождения службы в органах прокуратуры Полуеву А.В. на основании распоряжения прокурора Ярославской области от 06.02.2007 №8р «О распределении квартир» была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, в отношении которой 06.02.2007 был заключен договор найма служебного жилого помещения.

        После увольнения Полуева А.В. из органов прокуратуры в соответствии с приказом от 06.09.2007 №431-к и перехода в порядке перевода на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области, указанное жилое помещение распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области от 13.03.2008 передано в оперативное управление СУ СК по ЯО, а распоряжением от 26.12.2012 – включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

        27.12.2012 между СУ СК по ЯО и Полуевым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, где Полуев А.В. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства.

    В соответствии с п.6 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. от 28.03.1998, действовавшей на дату обращения Полуева А.В. с заявлением о постановке на жилищный учет), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

        В силу абз.2 ст.30 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

        На основании абз.2 п.4 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 10.02.1999) нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

        Из материалов дела следует, что в период прохождения службы в органах прокуратуры 19.05.1999 Полуев А.В. обратился в жилищно-бытовую комиссию прокуратуры Ярославской области с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий в связи с длительным проживанием на условиях поднайма жилого помещения. На основании указанного заявления решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Ярославской области Полуев А.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления, то есть с 19.50.1999 (п.6 ч.1 ст.29, ст.33 ЖК РСФСР).

        Указанные обстоятельства подтверждаются ответом прокуратуры Ярославской области от 17.05.2022 в адрес Полуева А.В. (т2, л.д.87), а также приложенными к нему копиями заявления Полуева А.В. от 19.05.1999, выписок из домовой книги и выписки из Списка работников прокуратур г. Ярославля, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, утв. на заседании жилищно-бытовой комиссии прокуратуры области от 26.04.2002, 06.02.2003, 19.03.2004, 25.02.2005 (протоколы №1) (т2, л.д.87-95), объяснениями представителя третьего лица прокуратуры Ярославской области, изложенных в письменных отзывах на иск от 09.12.2022 и от 10.04.2023.

        Полуев А.В. числился в списках сотрудников прокуратур, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой подачи заявления – 19.05.1999 (с указанием на решение жилищной комиссии – протокол №1 от 25.01.2000).

        Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждены обстоятельства постановки Полуева А.В. на основании решения жилищно-бытовой комиссии от 25.01.2000 прокуратуры области на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии СК по ЯО от 30.07.2021 (т2, л.д.80), по результатам рассмотрения заявления Полуева А.В. о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность принято решение о направлении заявления и документов в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации для рассмотрения вопроса о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.

        Согласно протоколу заседания жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 25.10.2021 №71, принято решение признать Полуева А.В. не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность и не принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, в связи с предоставлением документов лицом, уволенным со службы в Следственном комитете, не признанным нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

        В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

        Согласно ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 N 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» действие положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

        За лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, состоящими на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете, в том числе в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений (ч.2 ст.4 Федерального закона №492-ФЗ от 31.12.2017).

        Пунктом 3 ранее действовавшего Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утв. Приказ СК России от 10.07.2018 N 70 (далее – Порядок №70), предусматривалось, что за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11.01.2018 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется.

        Сведений о снятии Полуева А.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий после постановки его на такой учет решением жилищной комиссии прокуратуры области, оформленном протоколом №1 от 25.01.2000, в материалах дела не имеется. Следовательно, Полуев А.В. сохранил право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, и дополнительного вынесения решения о принятии его на такой учет не требовалось.

        Суд принимает во внимание, что 09.02.2015 Следственным управлением по Ярославской области направлялся запрос на имя прокурора Ярославской области, в котором указывалось, что Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области проводится сверка и обновление документов сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; в этой связи запрашивались копии протоколов жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, ранее проходивших службу в органах прокуратуры, в том числе, Полуева А.В. В соответствии с письмом от 12.02.2015 копии указанных документов прокуратурой области в адрес СК по ЯО были направлены.

        Полуев А.В., как следует из материалов дела, включался в списки сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, направляемых СУ по ЯО в Следственный комитет Российской Федерации (т2, л.д.180-182). Так, в соответствии с заданием Следственного комитета Российской Федерации от 21.03.2018 о предоставлении сведений о количестве сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, у которых стаж службы не менее 10 лет, в Следственный комитет Российской Федерации был направлен список сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, в котором под №5 числился Полуев А.В. (т2, л.д.182).

        В соответствии с Порядком №70 и положениями Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета и об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и лицам, указанным в части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении им жилых помещений в собственность, утв. Приказ СК России от 09.12.2020 N 132 (далее – Порядок №132), обязанность по учету лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 11.01.2018, возложена на жилищную комиссию Следственного комитета России, которая в рассматриваемом случае такой учет в отношении Полуева А.В. своевременно не обеспечила.

        При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами иска Полуева А.В. о том, что он подлежал принятию на учет в Следственном комитете России с 11.01.2018 в силу положений ч.ч.1,2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ и Порядка №70, как состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения нового правового регулирования, а решение жилищной комиссии центрального аппарата от 25.10.2021 №71 о не принятии его на такой учет не соответствует закону.

        С основаниями для принятия решения жилищной комиссии центрального аппарата от 25.10.2021 №71 по существу также нельзя согласиться.

        Так, одним из оснований для признания Полуева А.В. не нуждающимся в жилом помещении указано на предоставление документов лицом, уволенным со службы в Следственном комитете, не признанным нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным ст.35.1 Федерального закона №403-ФЗ. Имеющееся в материалах учетного дела Полуева А.В. заявление о признании нуждающимся в жилом помещении действительно датировано 29.07.2021, то есть после увольнения Полуева А.В. Вместе с тем, в материалах дела также содержится заявление Полуева А.В. о признании нуждающимся в жилом помещении, поступившее в СУ СК по ЯО 24.05.2021, то есть в период, когда трудовые отношения между сторонами прекращены не были. Тем самым, Полуев А.В. в период прохождения службы выразил свое волеизъявление на реализацию права на обращение с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении. В этой связи принятие жилищной комиссией СУ СК по ЯО решения о направлении его заявления и документов после увольнения, на основании повторного заявления от 29.07.2021, не может ограничивать право истца на признание его нуждающимся в жилом помещении. Сведений о принятии жилищной комиссией СУ СК по ЯО какого-либо решения по заявлению от 24.05.2021 и представленным к нему документам в материалах дела не имеется.

        Кроме того, жилищная комиссия центрального аппарата в протоколе от 25.10.2021 указала на предоставление выписки из ЕГРН, содержащей сведения о наличии в собственности Полуева А.В. жилого помещения площадью 60,2 кв.м. по адресу: <адрес>; согласно подп. «в» п.12 Порядка №132 совершение сотрудником (гражданином) и (или) членами его семьи намеренных действий по ухудшению жилищных условий.

    В силу положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    В соответствии с п.18 ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника Следственного комитета, относятся действия сотрудника Следственного комитета или членов его семьи, связанные:

    1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

    2) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);

    3) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;

    4) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;

    5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

    По смыслу приведенной нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.

        Как следует из представленных Полуевым А.В. документов (т2, л.д.32-34) жилой дом в д.Ченцы фактически для постоянного проживания пригоден не был: водоснабжение – колодец, канализация – выносной туалет, теплоснабжение – печное, канализация – гидроизолированный отстойник. Как пояснили в ходе рассмотрения дела Полуев А.В. и его представитель, указанный жилой дом был не пригоден для постоянного проживания, стены не утеплены, коммуникации к дому отсутствовали.

    Наличие в собственности жилого помещения, не отвечающего установленным требованиям, не свидетельствует об обеспеченности сотрудника жильем, учитывая, что в силу п.3 ч.4 ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ одним из оснований для признания сотрудника нуждающимся в жилом помещении является проживание помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Следовательно, отчуждение такого жилого помещения не может рассматриваться как совершение сотрудником намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку и при наличии в собственности такого жилого помещения он отвечал критериям нуждаемости.

    Указание в протоколе от 25.10.2021 №71 о том, что представлена копия приказа о награждении Полуева А.В. надлежащим образом не заверена, а также на отсутствие справки, содержащей выводы и результаты проверки правильности заполнения заявлений и комплектности документов, не предусмотрены порядком №132 в качестве оснований для принятия решения о признании не нуждающимся в жилом помещении.

        Требование Полуева А.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии СУ СК по ЯО, оформленного протоколом от 10.11.2021 №8-2021 о снятии Полуева А.В. с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключении из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы, удовлетворению не подлежит. Основания для постановки Полуева А.В. на данный учет отсутствовали, служебным жильем в период прохождения службы в СУ СК по ЯО он был обеспечен, само по себе принятие указанного решения в настоящее время прав Полуева А.В. не нарушает, учитывая, также, что с момента увольнения Полуев А.В. утратил право на обеспечение служебным жилым помещением.

    Статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

    В соответствии с п.1 ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с пунктами 2 - 6 части 2 статьи 30 и статьей 30.2 настоящего Федерального закона.

    За лицами, указанными в пунктах 2 и 3 части 21 настоящей статьи, проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях до получения ими единовременной социальной выплаты (ч.28 ст.35.1 Закона №403-ФЗ).

        Учитывая наличие у Полуева А.В. права на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, принимая во внимание, что увольнение Полуева А.В. из СУ СК по ЯО имело место в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, оснований для выселения его из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения не имеется.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

        решил:

        Исковые требования Полуева Анатолия Владимировича (паспорт НОМЕР НОМЕР) к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (ИНН НОМЕР, ОГРН НОМЕР), Следственному комитету Российской Федерации ИНН НОМЕР, ОГРН НОМЕР) удовлетворить частично.

        Признать незаконным бездействие Следственного комитета России в связи с непринятием жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета России Полуева Анатолия Владимировича на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.

        Обязать жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета России: принять ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в соответствии с датой первоначального обращения (19.05.1999г.) и включить Полуева Анатолия Владимировича в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты - 19.05.1999г.

        Признать незаконным решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета России, оформленное протоколом от 25.10.2021 №71 о признании Полуева Анатолия Владимировича не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, и о непринятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.

        В удовлетворении исковых требований Полуева Анатолия Владимировича в остальной части, а также в удовлетворении исковых требований Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, - отказать.

        Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Судья                                                                                                       Е.М. Пестерева

2-53/2023 (2-1716/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Фрунзенского района г. Ярославля
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области
Ответчики
Полуев Анатолий Владимирович
Следственный комитет Российской Федерации
Другие
Прокуратура Ярославской области
Каменщикова Татьяна Валентиновна
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Отдел по вопросам миграции ОМВД по Фрунзенскому городскому району
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Пестерева Екатерина Михайловна
Дело на странице суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
12.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2022Передача материалов судье
19.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2022Предварительное судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
10.02.2023Производство по делу возобновлено
10.02.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее