Решение по делу № 2а-205/2022 (2а-1710/2021;) от 09.12.2021

дело № 2а-205/2022

УИД № 27RS0013-01-2021-002861-29

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07.02.2022 г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи                 Бурдаковой О.И.,

при секретаре судебного заседания                 Орловой Н.В.,

с участием административного истца                     Гатагажева Р.М.,

представителя административных ответчиков

и заинтересованного лица                         Шадриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Амурске Хабаровского края административное дело по иску Гатагажева Р. М. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконными действий (бездействия) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю по непредставлению горячего водоснабжения, предоставлении горячего водоснабжения ненадлежащего качества, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Гатагажев Р. М. (далее – Гатагажев Р.М., административный истец) обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее ФКУ ИК-6) о признании бездействий незаконными и взыскание денежной компенсации за нарушение условий содержания, выразившиеся в том, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает пожизненное лишение свободы в ФКУ ИК-6, при этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в душевой подавалась грязная горячая вода, жирная, черного оттенка и с сильным запахом мазута. После первой помывки вышеуказанной водой у административного истца резко ухудшилось состояние здоровья, появились тошнота, головокружение, зуд всего тела в виду чего ему внутривенно вводили лекарственные препараты. Своими действиями (бездействиями) административный ответчик нарушил требования статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и ст. ст. 40-42 Конституции Российской Федерации. Просит взыскать за ненадлежащие условия содержания компенсацию в размере 100 000 рублей (л.д. ).

Определением Амурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю); в качестве административного ответчика - Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Определением Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (далее ООО «ШелТЭК»).

В судебное заседание представители заинтересованных лиц УФСИН России по Хабаровскому краю, ООО «ШелТЭК», не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ООО «ШелТЭК» представлены письменные возражения по иску.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Административный истец Гатагажев Р.М., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видео-конференц-связи, административные исковые требования поддержал в заявленном размере, подтвердил обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в указанный в исковом заявлении период в душевые подавалась некачественная горячая вода, в результате чего ему пришлось отказаться от посещения душа. Возобновил посещение душевых после того, как вновь запустили в работу бойлеры для нагрева холодной воды. Медикаментозное лечение (капельницы) проходил в виду хронического заболевания – варикозное расширение вен.

Представитель административных ответчиков на основании доверенностей - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Шадрина О.В., участие которой в судебном заседании обеспечено посредством видео-конференц-связи, исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах, дополнила, что централизованного горячего водоснабжения в <адрес> нет. Котельная, которая имеется в учреждении, не введена в эксплуатацию до настоящего времени. Горячая вода в настоящее время в камеры подается, за качество поставляемой горячей воды администрация учреждения ответственности не несет. Не оспаривает, что после запуска системы отопления ДД.ММ.ГГГГ в камеры содержания осужденных, а также в душевые учреждения началась подача горячей воды из системы отопления. В связи с жалобами осужденных на качество горячей воды, подаваемой в душевые, с ДД.ММ.ГГГГ вернулись к нагреву холодной воды через установленные бойлеры.

Согласно письменному возражению ООО «ШелТЭК», заинтересованное лицо, с требованиями, изложенными в иске не согласно. В соответствии с заключенным государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Шелтэк» в адрес ФКУ ИК-6 осуществляет поставку тепловой энергии с теплоносителем для нужд отопления и горячего водоснабжения (пп.1.1, 1.3, 1.4 контракта).

В соответствии с п. 1.6 контракта тепловая энергия с теплоносителем поставляется в исправительную колонию только в период отопительного сезона, установленного соответствующим муниципальным правовым актом органа местного самоуправления. В связи с указанным, поставка тепловой энергии, в том числе для нужд горячего водоснабжения, осуществляется только в период организации на территории Эльбанского городского поселения отопительного периода, связанного с запуском котельной, организацией выработки тепловой энергии от котельной и передачей ее по тепловым сетям поселения до потребителей, в том числе до ФКУ ИК-6.

В соответствии с преамбулой и п. 1.5, п. 2.1 контракта, ФКУ ИК-6 при организации соответствующей закупки у единственного поставщика (ООО «Шелтэк») в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ в целях осуществления заключения указанного контракта, на момент оформления контракта не организовало потребление теплоносителя (горячего водоснабжения). При подписании контракта колонией не заявлялись количественные показатели, характеризующие потребление теплоносителя (горячего водоснабжения), т.е. колонией потребление теплоносителя (горячего водоснабжения) не планировалось.

Таким образом, в пределах срока оказания услуг по контракту (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ООО «Шелтэк» в адрес колонии организовывает поставку тепловой энергии с теплоносителем (горячим водоснабжением) только в соответствующие месяцы отопительного сезона, кроме того, для нужд горячего водоснабжения - в соответствии с необходимыми потребностями колонии, которые стали определяться колонией не в соответствии с заключенным контрактом, а в соответствии с организацией колонией коммерческого учета потребления услуги посредством установки прибора учета. Установка прибора учета колонией и организовала определение количественных показателей в кубических метрах потребления теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

В 2020 году, в 2021 году до октября месяца, ООО «Шелтэк» не выставляло колонии потребление теплоносителя (горячего водоснабжения), поскольку отсутствовали основания, так как по действующему контракту колонией не заявлялось потребление и узел учета (прибор учета) у колонии отсутствовал. Таким образом, до октября 2021 года ООО «Шелтэк» не может пояснить расходовалась ли тепловая энергия, путем забора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения колонией или нет. С октября 2021 года, т.е. с момента организации колонией коммерческого учета тепловой энергии с теплоносителем (горячим водоснабжением) путем установки прибора, колонией подтверждаются количественные показатели потребления теплоносителя (горячего водоснабжения) из системы теплоснабжения ООО «Шелтэк». В октябре 2021 года ФКУ ИК-6 потреблено 393, 8 куб.м, теплоносителя, в ноябре 2021 года - 401,4 куб.м.

В соответствии с п. 1.7 контракта, приложением к контракту отпуск тепловой энергии с теплоносителем осуществляется лишь до границы балансовой принадлежности тепловых сетей ООО «Шелтэк» и ФКУ ИК-6, которая определена в приложении схематично чертой, обозначает следующее: распределение тепловой энергии с теплоносителем по сетям, принадлежащим ФКУ ИК-6, в том числе и для нужд горячего водоснабжения, а также организация самих сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения по колонии, по ее территории, ООО «Шелтэк» не известна. Кроме того, ООО «Шелтэк» не известна и природа определения колонией «конечного потребителя для нужд горячего водоснабжения», т.е. являются ли указанными лицами осужденные, ООО «Шелтэк» не известно, поскольку для ООО «Шелтэк» потребителем является колония как юридическое лицо.

В соответствии с заключенным и действующим контрактом, ООО «Шелтэк» обязано для ФКУ ИК-6 поставить тепловую энергию с теплоносителем (п.1.1, 1.8) до границы раздела сетей. Пунктом 1.4.1 контракта определены показатели тепловой энергии только по количеству, а согласно Приложению тепловая энергия в точке поставке должна лишь соответствовать определенной температуре относительно температуры наружного воздуха. Иные параметры, определяющие качество тепловой энергии контрактом не предусмотрены, поскольку они не определены и в соответствии с действующим законодательством относительно тепловой энергии, расходуемой из открытой системы теплоснабжения на нужды горячего водоснабжения.

Поставка теплоносителя для нужд горячего водоснабжения в камерах и отвечающая требованиям качества по горячему водоснабжению должна быть организована колонией самостоятельно в соответствии с действующим законодательством о водоснабжении, нормы которого определены, в том числе ФЗ № 416-ФЗ. В рамках ФЗ № 416-ФЗ поставка услуг по водоснабжению ООО «Шелтэк» в адрес ФКУ ИК-6 не осуществляется.

Отношения, связанные с организацией горячего водоснабжения, осуществляемого с использование открытых систем теплоснабжения, относительно качеству и безопасности горячей воды, государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде, сторонами не регулировались. ООО «Шелтэк» перед ФКУ ИК-6, в том числе перед осужденными, отбывающими наказание на территории учреждения, не несет ответственности за качество и безопасность теплоносителя (горячей воды), потребленной колонией из открытой системы теплоснабжения, в том чисел на нужды горячего водоснабжения.

Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, изучив письменные возражения ответчиков и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1024-О).

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 11 статьи 266 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.

Условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, характеризуются повышенной степенью ограничений. Наиболее серьезным ограничением является ограничение свободы перемещения внутри исправительных учреждений. Осужденные содержатся изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях и находятся под повышенным контролем и надзором.

Установленные нормами УИК РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с частью 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных, не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Положениями статей 126-127 УИК РФ определены условия содержания осужденных в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

В соответствии со статьей 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждении, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации - такие Правила утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года № 295 (далее - Правила). Правила регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 № 480-О-О).

Как следует из материалов дела, Гатагажев Р.М. осужден к пожизненному лишению свободы, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (л.д. ).

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП (далее – Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и номами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующий орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-6 стало подавать горячую воду в жилые камеры и в душевые из системы отопления, что не оспаривается ответчиком. От осужденных в учреждение стали поступать жалобы на качество горячей воды, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ помывка осужденных горячей водой из отопления в настоящее время прекращена; в душевые снова подается вода из системы холодного водоснабжения после подогрева ее водонагревателями, что подтверждается справкой ФКУ ИК-6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) Таким образом, при помывке административный истец пользуется горячей водой. Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что после подачи горячей воды из системы отопления, на качество воды жаловались осужденные, и в связи с данным обстоятельством, прекращена подача горячей воды из системы отопления в душевые.

Доводы ответчика о том, что ответственность за ненадлежащее качество подаваемый воды должно нести ООО «Шелтэк», суд считает необоснованными, поскольку именно учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Как следует из п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, основное отличие централизованной открытой системы теплоснабжения от закрытой состоит в том, что в ней теплоноситель (горячая вода) может использоваться одновременно для отопления и горячего водоснабжения потребителей. В закрытой системе вода используется только для отопления. Таким образом, после подключения к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) заявитель получает возможность потребления сразу двух ресурсов (тепловой энергии и горячей воды), тогда как при подключении к закрытой системе теплоснабжения заявитель сможет потреблять только тепловую энергию. Для обеспечения горячего водоснабжения такому потребителю необходимо обратиться с отдельной заявкой о заключении договора о подключении (присоединении) к централизованной системе горячего водоснабжения в соответствии с Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642, либо обеспечить самостоятельное приготовление горячей воды, например, с использованием электрических водонагревателей и др. Между тем, доказательств подачи такого заявления ФКУ ИК-6 не представлено.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").

Для целей названного Федерального закона под абонентом понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 статьи 2).

Согласно ст. 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона (часть 1). Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 5). В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества горячей воды средние уровни показателей проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества горячей воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и организацию, осуществляющую горячее водоснабжение (часть 5).

В силу положений части 1 статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21, пунктом 77 которых установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 и приложениями N 2 - N 4 к СанПиН.

Требования, предъявляемые к горячей воде, перечислены в Приказе Роспотребнадзора от 28.12.2012 № 1204 «Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды», где перечислены критерии, предъявляемые, в том числе к горячей воде (микробиологические, бактериологические, органолептические и др.).

Таким образом, ФКУ ИК-6 заключило договор с ООО «Шелтэк» на поставку горячей воды на отопление, при этом какие-либо качественные характеристики горячей воды в договоре не были оговорены, между тем ФКУ ИК-6 стало использовать воду для горячего водоснабжения, не проверив качество поставляемой воды, данная вода использовалась осужденными для личных и бытовых нужд, в том числе для помывки осужденных, что вызвало жалобы со стороны осужденных (данное обстоятельство не оспаривается ответчиками). При поступлении жалоб от осужденных на ненадлежащее качество воды, администрация ФКУ ИК-6 ограничилась прекращением подачи горячей воды из системы отопления в душевые и проведением бактериологического исследования, иных исследований (органолептических (цветность, мутность), санитарно-химических, микробиологических и т.п.) относительно оценки качества воды не провела.

Предоставленный ответчиком протокол лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ проб, отобранных для микробиологического анализа в камерах , пищеблоке и подводящем цехе–хол/гор вода ФКУ ИК-6, не подтверждает того факта, что горячая вода, подаваемая в душевые, соответствовала предъявляемым к ней требованиям.

В связи с изложенным, суд находит требования истца о признании незаконным действий (бездействия) ответчика по подаче в душевые горячей воды ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, исхожу из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.

Каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, судом не установлено (доказательств обратного суду не представлено).

Ссылка административного истца на ухудшения состояния здоровья в связи с помывкой в душевой горячей водой ненадлежащего качества не обоснована и не подтверждается исследованными судом доказательствами. Сведения об обращении истца ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в филиал «Медицинская часть » с диагнозом: варикозное расширение вен нижних конечностей, хроническая венозная недостаточность 2 степени (л.д. ) не свидетельствует о том, что причиной указанных заболеваний является помывка осужденного горячей водой ненадлежащего качества, подаваемой в душевую.

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, принимая во внимание непродолжительность нарушения, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в размере 500 руб., удовлетворив требования истца частично.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 182, 227, 227.1, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Гатагажева Р. М. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконными действий (бездействия) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю по непредставлению горячего водоснабжения, предоставлении горячего водоснабжения ненадлежащего качества, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающим права осужденного Гатагажева Р. М. действия (бездействие) администрации федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», выразившиеся в обеспечении горячим водоснабжением ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в душевой.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Гатагажева Р. М. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Копию решения в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.И. Бурдакова

Решение в мотивированном виде составлено 09.03.2022

Судья О.И. Бурдакова

2а-205/2022 (2а-1710/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гатагажев Руслан Магомедович
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
УФСИН России по Хабаровскому краю
Другие
ФСИН России
ООО "ШелТЭК"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Бурдакова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
amursky.hbr.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация административного искового заявления
10.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Подготовка дела (собеседование)
29.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
29.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее