Дело № 12–298/2018
РЕШЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 25 июня 2018 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Наталья Георгиевна, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Италсовмонт» на постановление должностного лица комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № 25/894-05-18 от 03 мая 2018 года о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Орлова В.В. № 25/894-05-18 от 03 мая 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Италсовмонт» (сокращенное наименование ООО «Италсовмонт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в осуществлении ООО «Италсовмонт» деятельности в период с 03 июля 2017 года по 20 апреля 2018 года без установленных нормативов образования отходов и лимитов на размещение.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Италсовмонт» обратилось в Волжский городской суд с жалобой, в которой, не оспаривая наличие в его действиях состава административного правонарушения, просит постановление о назначении административного наказания № 25/894-05-18 от 03 мая 2018 года изменить, учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, тяжелое имущественное и материальное положение общества, принятие мер к устранение выявленных нарушений до проведения проверки, назначить наказание с применением положений ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ в размере 50000 рублей.
Законный представитель ООО «Италсовмонт» генеральный директор Метелкин Я.В. на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы общество извещено надлежащим образом.
Защитник ООО «Италсовмонт» Клюев С.А., действующий на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства поддержал доводы жалобы, просил постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области № 25/894-05-18 от 03 мая 2018 года изменить, назначив ООО «Италсовмонт» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ; пояснил, что назначенное ООО «Италсовмонт» за впервые совершенное правонарушение наказание в виде штрафа в размере <...> рублей может повлечь за собой необратимые негативные последствия для юридического лица, являющегося убыточным предприятием по итогам работы в 2016-2017 гг. и 1 квартале 2018 г.; материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что на момент проводимой проверки ООО «Италсовмонт» выполнялись и в настоящее время завершены работы по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно договору №43\18 от 22 января 2018 года с <...>, разработанные нормативы 11 мая 2018 года сданы для утверждения в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Орлов В.В., составивший протокол об административном правонарушении и вынесший оспариваемое постановление в отношении ООО «Италсовмонт» в ходе судебного разбирательства в разрешении жалобы полагался на усмотрение суда, пояснив, что при рассмотрении дела об административном правонарушении документы, подтверждающие имущественное и финансовое положение общества, в административный орган представлены не были, а виновность ООО «Италсовмонт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении ООО «Италсовмонт» деятельности в период с 03 июля 2017 года по 20 апреля 2018 года без установленных нормативов образования отходов и лимитов на размещение, выявленного в ходе проведения плановой выездной проверки и подтвержденного имеющимися в материалах дела доказательствами. Иных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды в действиях ООО «Италсовмонт» в ходе плановой выездной проверки выявлено не было.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитника, опросив лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные доказательства, прихожу к следующему.
Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Согласно преамбуле Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статьи 1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу частей 1, 2, 3, 4, 6 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года №39-п, Комитет устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объёктах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области №1247 от 30 декабря 2015 года утвержден административный регламент комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (иной) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов мало и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы, находящиеся на объектах подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
При рассмотрении дела и жалобы установлено, что ООО «Италсовмонт» (юридический адрес: <адрес>) зарегистрировано в качестве юридического лица <дата> за основным государственным регистрационным номером <номер> и поставлено на учет в налоговом органе <дата>, основным видом деятельности общества является производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей, что подтверждается сведениями о юридическом лице из ЕГРЮЛ от 10 мая 2018 года, копиями свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия <номер>, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия <номер> (л.д. 46-59, т.1, л.д. 91, 92, т.2).
На основании приказа первого заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № 13 от 22 января 2018 года с целью выполнения ежегодного плана Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по проведению плановых проверок на 2018 год, размещенного на портале губернатора и администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети интернет государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области в период с 26 марта 2018 года по 20 апреля 2018 года в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Италсовмонт», по итогам которой 20 апреля 2018 года в 15 часов 30 минут должностным лицом комитета природных ресурсов Волгоградской области было выявлено нарушение ООО «Италсовмонт» законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в осуществлении своей деятельности в период с 03 июля 2017 года по 20 апреля 2018 года без установленных нормативов образования отходов и лимитов на размещение.
Указанные обстоятельства не оспаривались заявителем в жалобе, а также защитником ООО «Италсовмонт» в ходе судебного разбирательства, и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств по делу, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, копии которого приобщены к жалобе, в том числе: копиями приказа первого заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о проведении плановой выездной проверки ООО «Италсовмонт» № 13 от 22 января 2018 года (т.2 л.д. 1-3); устава ООО «Италсовмонт», утвержденного решением единственного учредителя № 5 от 15 ноября 2011 года (т.2 л.д. 72-90), договора аренды земельного участка <номер> от 20 мая 2014 года с приложением акта приема-передачи земельного участка (т.2 л.д. 94-98, 99, 100); свидетельства о государственной регистрации права <номер> от 16 декабря 2014 года (т.2 л.д.101), свидетельства о государственной регистрации права <номер> от 16 декабря 2014 года (т.2 л.д.106), выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 14 сентября 2016 года (т.2 л.д.102); выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 20 сентября 2016 года (т.2 л.д.107); свидетельства о государственной регистрации права, выданного 02 марта 2016 года (т.2 л.д.104), свидетельства о государственной регистрации права, выданного 02 марта 2016 года (т.2 л.д.105); свидетельства о государственной регистрации права, выданного 01 апреля 2016 года (т.2 л.д.103); сообщения заместителя начальника ИФНС России по г. Волжскому № 09-15/1580 от 12 февраля 2018 года об исключении ООО «Италсовмонт» из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01 июля 2017 года (т. 3 л.д. 179-180); акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № 25/76-04-18 от 20 апреля 2018 года и фототаблицы к нему (т.2 л.д. 14-22, 25-32); копии представленных ООО «Италсовмонт» по запросу административного органа материалов, необходимых для проведения плановой выездной проверки, подтверждающие изложенные в акте проверки № 25/76-04-18 от 20 апреля 2018 года обстоятельства, а также протоколом об административном правонарушении № 25/894-04-18 от 23 апреля 2018 года, содержащим описание вышеуказанных событий и отвечающим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ (т. 2 л.д. 34-38), и иными материалами дела.
Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает, всем доказательствам должностным лицом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ; оспариваемое постановление полностью отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки допущено не было.
Таким образом, на основании совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств и всех обстоятельств дела при рассмотрении дела и жалобы достоверно установлено, что в ходе проведенной должностным лицом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области плановой выездной проверки был выявлен факт нарушения ООО «Италсовмонт» требований законодательства в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по данному делу должностное лицо административного органа при соблюдении требований, предусмотренных статьями 24.1 и 26.1 КоАП РФ, пришло к обоснованному выводу о том, что ООО «Италсовмонт» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена статьи 8.2 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, не допущено.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностных лиц административного органа при проведении административного расследования и при рассмотрении дела, не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих прекращение производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, исходя из положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ прихожу к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, ниже низшего предела, установленного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как следует из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер деятельности юридического лица, тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося убыточным предприятием по итогам работы в 2016-2017 гг. и 1 квартале 2018 г., что подтверждается копиями решения единственного участника ООО «Италсовмонт» № 21 от 02 апреля 2018 года, бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2017 года, отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2017 года, налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года; степень вины ООО «Италсовмонт» и иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства - отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств - признание вины, совершение административного правонарушения впервые, принятие мер к устранению выявленных нарушений до начала проведения плановой выездной проверки, прихожу к выводу, что по данному делу имеются исключительные обстоятельства для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем считаю возможным постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области № 25/894-05-18 от 03 мая 2018 года в отношении ООО «Италсовмонт» изменить в части назначенного наказания, снизив назначенное ООО «Италсовмонт» наказание ниже, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, до <...> рублей. Полагаю, что назначение данного вида и размера наказания, является соразмерным совершенному правонарушению и справедливым, отвечает целям административного наказания - будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений. В остальной части оспариваемое постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Орлова В.В. № 25/894-05-18 от 03 мая 2018 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Италсовмонт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей изменить, назначить обществу с ограниченной ответственностью «Италсовмонт» по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Орлова В.В. №25/894-05-18 от 03 мая 2018 года - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись.