Дело № 2-98/2024 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2024 года. п. Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Пушкарёва М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов Корепановой ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края в интересах Корепановой ФИО7. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру района поступило обращение Корепановой ФИО8. о необеспечении её техническими средствами реабилитации: подгузники для взрослых, впитывающие простыни (пеленки), кресла-коляски.
Прокуратурой района проведена проверка по данному факту и установлено, что Корепанова ФИО10. является инвалидом, индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ №.32.59/2023 ей рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе: подгузники для взрослых, впитывающие пеленки, кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная. Корепанова ФИО9 обратилась с заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю об обеспечении её техническими средствами реабилитации, рекомендованными ИПРА, после чего ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
При этом, Отделением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено документов, подтверждающих полное и своевременное обеспечение Корепановой ФИО16 указанными техническими средствами реабилитации.
До настоящего времени она не обеспечена указанными техническими средствами реабилитации (ТСР). Согласно заявлению Корепановой ФИО15 действиями Отделения, выражающимися в несвоевременном обеспечении необходимыми TCP, ей причинен моральный вред, а также вред здоровью, который она оценивает в 15000 рублей.
Просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю обеспечить Корепанову ФИО14 техническими средствами реабилитации: подгузники для взрослых, впитывающие простыни (пеленки), кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная и взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Пушкарёв М.К. на исковых требованиях настаивал. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени Корепанова ФИО11 не обеспечена техническими средствами реабилитации. Действиями Отделения Корепановой ФИО13 причинен моральный вред.
Корепанова ФИО12 в судебном заседании участия не принимала, о судебном заседании извещена, в телефонограмме просила дело рассмотреть в её отсутствие, на исковых требованиях настаивала (л.д.33).
Ответчик - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю в судебном заседании участия не принимал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В период рассмотрения дела письменных отзывов и возражений не поступало.
Суд, заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995№-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Судом установлено:
Корепанова ФИО17 является инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Корепановой ФИО18. рекомендованы технические средства реабилитации в том числе: подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г., впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл), кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов). Срок в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий: с ДД.ММ.ГГГГ -бессрочно (л.д. 16-17).
ДД.ММ.ГГГГ Корепанова ФИО19 обратилась заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю об обеспечении её техническими средствами реабилитации, рекомендованными ИПРА (л.д.13-14).
ДД.ММ.ГГГГ Корепанова ФИО20. постановлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д.15).
Как следует из материалов дела, ответчиком доказательств реализации ИПРА Корепановой ФИО21 по обеспечению подгузниками для взрослых, впитывающими простынями (пеленками), креслом-коляской с ручным приводом комнатная, креслом-коляской с ручным приводом прогулочная не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на момент подачи заявления инвалидом, Отделением фонда в установленный срок выполнены все необходимые действия, предусмотренные п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления. При наличии действующего контракта ответчик обязан был выдать Корепановой ФИО22 направление в организацию для получения ТСР.
Таким образом, имеется виновное бездействие ответчика по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в установленный срок, а соответственно исковые требования прокурора о возложении обязанности на ОФПСР по Пермскому краю обеспечить инвалида Корепанову ФИО23. техническими средствами реабилитации согласно разработанной Бюро медико-социальной экспертизы Индивидуальной программой реабилитации инвалида подлежат удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Несвоевременное обеспечение Корепановой ФИО24. указанными техническими средствами реабилитации необходимыми ей по состоянию здоровья (по роду ее заболевания), с учетом индивидуальных и личных особенностей затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что бездействиями ответчика по необеспечению техническим средствами реабилитации Корепановой ФИО28 причинен вред здоровью, доказательств этому материалы дела не содержат.
Однако отсутствие причинения вреда здоровью Корепановой ФИО26 не освобождает ответчика от ответственности компенсации морального вреда за виновные бездействия по необеспечению истца техническими средствами реабилитации, так как нарушены личные неимущественные права Корепановой ФИО27. в виде фактического лишения ее, как инвалида, гарантированных ей Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты, выразившиеся в несвоевременном заключении государственного контракта на поставку технических средств реабилитации по заявлению истца, а также несвоевременное обеспечение истца техническими средствами реабилитации, что с достоверностью установлено в судебном заседании.
Учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, не смотря на недоказанность причинения вреда здоровью истца бездействиями ответчика, учитывая сроки нарушения прав истца, его индивидуальные особенности, обстоятельства причинения вреда, суд полагает, что заявленная сумма компенсации в размере 3000 рублей является достаточной и соразмерной нарушенному праву и перенесенным страданиям истца.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов Корепановой ФИО29 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечить Корепанову ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС № техническими средствами реабилитации: подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г., впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл), кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная.
Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсацию морального вреда в пользу Корепановой ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС № в сумме 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-98/2024