Решение по делу № 33-903/2022 от 30.11.2022

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 33-903/2022, № 2-2552/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 декабря 2022 года                                                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,                         

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Турбовой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., к ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, удовлетворить.

Признать за Турбовой Л. Н. (<...> года рождения, паспорт № <...>, выдан <...>), Т. (<...> года рождения, свидетельство о рождении от <...>) право на получение меры государственной поддержки - выплаты денежных средств на приобретение жилых помещений, взамен утраченных гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (№ <...>) направить в департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (№ <...>) сведения для включении жилого помещения № <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, в Перечень жилых помещений утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Обязать департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО (№ <...>) включить жилое помещение № <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...> Перечень жилых помещений утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года после поступления сведений из мэрии города.

Обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (№ <...>) включить Турбову Л. Н. (<...> года рождения, паспорт № <...>, выдан <...>), Т. (<...> года рождения, свидетельство о рождении от <...>) в список семей и граждан, семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее право Турбовой Л. Н. и членов её семьи Т. на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв.м.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истицы Турбовой Л.Н. - Сатаровой Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Турбова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее - администрация Ленинского сельского поселения) о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска указала, что на основании договора социального найма зарегистрирована и проживает со своим сыном Т., <...> года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>.

В 2020 году жилое помещение попало в границы зоны подтопления, в результате его обследования <...> межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилому помещению требуется капитальный ремонт. Однако указанное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) 2020 года, что подтверждается заключением строительно-технического обследования от <...>.

ОГБУ «МФЦ» в выдаче денежного сертификата на приобретение жилого помещения взамен утраченного ей отказало.

С учётом уточнения требований окончательно просила признать за ней и несовершеннолетним Т. право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, обязать администрацию Ленинского сельского поселения представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как об утраченном, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО для включения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, обязать ОГБУ «МФЦ» включить Турбову Л.Н. и Т. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, и выдать свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.

В судебное заседание истица Турбова Л.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель истицы Сатарова Т.А. уточнённые требования поддержала, просила обратить решение к немедленному исполнению.

Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Ленинского сельского поселения просила решение отменить, в удовлетворении требований отказать.

Мотивируя жалобу, указала, что суд неверно определил имеющие значения для дела обстоятельства, в частности тот факт, что населённый пункт ст. Ленинск в 2020 году не находился в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Обследование спорного жилого помещения проводилось межведомственной комиссией на основании заявления Турбовой Л.Н. в 2021 году, по итогам которого принято заключение № <...> от <...> о признании данного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в связи с ветхостью и ненадлежащей эксплуатацией. Обнаруженные в результате обследования дефекты и повреждения спорной квартиры не имеют отношения к чрезвычайной ситуации 2020 года. Заключение межведомственной комиссии истицей не было оспорено в предусмотренном законом порядке.

При этом непригодность жилого помещения для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 устанавливается только заключением межведомственной комиссии, поскольку относится в её к исключительной компетенции, и не может быть подтверждена заключениями экспертов.

В возражениях на апелляционную жалобу Турбова Л.Н. просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. В обоснование указала, что режим чрезвычайной ситуации в 2020 году был объявлен на территории Ленинского муниципального района, в состав которого входит ст. Ленинск. Выводы заключения межведомственной комиссии о том, что спорной квартире требуется капитальный ремонт, являются необоснованными, поскольку сделаны без привлечения специалистов, обладающих специальными познаниями. Представленное в материалы дела строительно-техническое заключение не подменяет собой заключение межведомственной комиссии, а лишь доказывает нецелесообразность проведения капитального ремонта спорного жилого помещения на момент его обследования.

Истица Турбова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, третьего лица департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Турбовой Л.Н. - Сатарова Т.А. с апелляционной жалобой не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В то же время суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объёме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» под интересами законности с учётом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверить решение суда в полном объёме, если обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими частями решения.

Решением суда по настоящему делу удовлетворены исковые требования к администрации Ленинского сельского поселения и ОГБУ «МФЦ».

Поскольку обжалуемая администрацией Ленинского сельского поселения часть решения суда неразрывно связана с частью решения, которым удовлетворены исковые требования к ОГБУ «МФЦ», судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда в полном объёме при отсутствии апелляционной жалобы со стороны ОГБУ «МФЦ».

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 4 Порядка).

Пунктом 6 Порядка установлено, что утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Из материалов дела установлено, что Турбовой Л.Н. и члену её семьи Т., <...> года рождения, на основании договора социального найма жилого помещения от <...> № <...> (ранее договор социального найма от <...>) предоставлено жилое помещение по адресу: <...>.

На момент ЧС 2020 года Турбова Л.Н. и несовершеннолетний Т. не имели в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности на иное жилое помещение).

Заключением межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения (состав № 2) от <...> № <...>, составленном на основании акта от <...> № <...>, жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Из акта межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения (состав № 2) от <...> № <...> следует, что данное жилое помещение получило повреждения в связи с ненадлежащей эксплуатацией здания в целом. Внутреннее состояние дома неудовлетворительное, веранда, печь разрушена, штукатурный слой местами отсутствует. Полученные повреждения не привели к снижению до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания нет. Рекомендовано проведение капитального ремонта.

Согласно ответу ОГБУ «МФЦ» от <...> на заявление Турбовой Л.Н. ей рекомендовано в судебном порядке признать право на получение в соответствии с Порядком свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с тем, что заключением межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истица указала, что жилое помещение утрачено в результате ЧС 2020 года, предоставив в подтверждение два строительно-технических заключения ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от <...> и от <...>, согласно которым значительная агрессивность окружающей среды в результате ЧС, произошедшей в период с августа по сентябрь 2020 г. на территории ЕАО, в том числе в Ленинском районе, сильно повлияла на естественный процесс старения вышеназванного дома, ускорила его, во время паводка резко ухудшилась атмосферная среда, грунтовая и биологическая среда, в результате чего разрушение конструкций произошло быстрее. Повреждения, имеющиеся в жилом доме: проседание несущих потолочных балок, проседание фундамента и имеющиеся трещины по фундаменту, провисание потолочных покрытий, свидетельствуют о том, что они возникают у жилых домов, пострадавших от затопления грунтовыми водами и агрессивной среды (повышенная влажность в населённых пунктах ЕАО из-за обильных дождей и того, что вода долгое время стояла в подпольях жилых домов, подъёма уровня грунтовых вод). На дату исследования выявлено, что почти все конструкции и элементы конструкций жилого кирпичного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения.

Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал доказанным, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...> <...>, утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, в связи с чем пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020          № 302-рг ст. Ленинск, расположенная на территории МО «Ленинский муниципальный район», а также спорный жилой дом и земельный участок не вошли в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в границы зон ЧС, возникшей в 2020 году, жилого дома, расположенного по адресу: <...>, истицей не оспорено в установленном законом порядке.

Доказательств обращения Турбовой Л.Н. в администрацию Ленинского сельского поселения непосредственно после ЧС 2020 года с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Заключение межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения от <...> № <...>, в соответствии с которым спорное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту, Турбовой Л.Н. не обжаловалось.

Кроме того, истицей не представлены суду фотографии, видеоматериалы, подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период ЧС в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истицы в 2020 г. не было включено в границы зон чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технических заключений ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от <...> и от <...> в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в период с августа по сентябрь 2020 года на территории Ленинского района ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

Иных достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истицы пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах вывод суда об утрате жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.09.2022 отменить. Вынести новое решение, которым исковые требования Турбовой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., к ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО считать удовлетворённой.

Председательствующий                                                                   О.М. Кукшинова      

Судьи                                                                                                  О.А. Конева

                                                                                                            В.Ю. Тараник                            

                                                                                                    

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10.01.2023.

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 33-903/2022, № 2-2552/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 декабря 2022 года                                                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,                         

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Турбовой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., к ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, удовлетворить.

Признать за Турбовой Л. Н. (<...> года рождения, паспорт № <...>, выдан <...>), Т. (<...> года рождения, свидетельство о рождении от <...>) право на получение меры государственной поддержки - выплаты денежных средств на приобретение жилых помещений, взамен утраченных гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (№ <...>) направить в департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (№ <...>) сведения для включении жилого помещения № <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, в Перечень жилых помещений утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Обязать департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО (№ <...>) включить жилое помещение № <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...> Перечень жилых помещений утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года после поступления сведений из мэрии города.

Обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (№ <...>) включить Турбову Л. Н. (<...> года рождения, паспорт № <...>, выдан <...>), Т. (<...> года рождения, свидетельство о рождении от <...>) в список семей и граждан, семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее право Турбовой Л. Н. и членов её семьи Т. на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв.м.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истицы Турбовой Л.Н. - Сатаровой Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Турбова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее - администрация Ленинского сельского поселения) о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска указала, что на основании договора социального найма зарегистрирована и проживает со своим сыном Т., <...> года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>.

В 2020 году жилое помещение попало в границы зоны подтопления, в результате его обследования <...> межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилому помещению требуется капитальный ремонт. Однако указанное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) 2020 года, что подтверждается заключением строительно-технического обследования от <...>.

ОГБУ «МФЦ» в выдаче денежного сертификата на приобретение жилого помещения взамен утраченного ей отказало.

С учётом уточнения требований окончательно просила признать за ней и несовершеннолетним Т. право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, обязать администрацию Ленинского сельского поселения представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как об утраченном, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО для включения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, обязать ОГБУ «МФЦ» включить Турбову Л.Н. и Т. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, и выдать свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.

В судебное заседание истица Турбова Л.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель истицы Сатарова Т.А. уточнённые требования поддержала, просила обратить решение к немедленному исполнению.

Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Ленинского сельского поселения просила решение отменить, в удовлетворении требований отказать.

Мотивируя жалобу, указала, что суд неверно определил имеющие значения для дела обстоятельства, в частности тот факт, что населённый пункт ст. Ленинск в 2020 году не находился в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Обследование спорного жилого помещения проводилось межведомственной комиссией на основании заявления Турбовой Л.Н. в 2021 году, по итогам которого принято заключение № <...> от <...> о признании данного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в связи с ветхостью и ненадлежащей эксплуатацией. Обнаруженные в результате обследования дефекты и повреждения спорной квартиры не имеют отношения к чрезвычайной ситуации 2020 года. Заключение межведомственной комиссии истицей не было оспорено в предусмотренном законом порядке.

При этом непригодность жилого помещения для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 устанавливается только заключением межведомственной комиссии, поскольку относится в её к исключительной компетенции, и не может быть подтверждена заключениями экспертов.

В возражениях на апелляционную жалобу Турбова Л.Н. просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. В обоснование указала, что режим чрезвычайной ситуации в 2020 году был объявлен на территории Ленинского муниципального района, в состав которого входит ст. Ленинск. Выводы заключения межведомственной комиссии о том, что спорной квартире требуется капитальный ремонт, являются необоснованными, поскольку сделаны без привлечения специалистов, обладающих специальными познаниями. Представленное в материалы дела строительно-техническое заключение не подменяет собой заключение межведомственной комиссии, а лишь доказывает нецелесообразность проведения капитального ремонта спорного жилого помещения на момент его обследования.

Истица Турбова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, третьего лица департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Турбовой Л.Н. - Сатарова Т.А. с апелляционной жалобой не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В то же время суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объёме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» под интересами законности с учётом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверить решение суда в полном объёме, если обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими частями решения.

Решением суда по настоящему делу удовлетворены исковые требования к администрации Ленинского сельского поселения и ОГБУ «МФЦ».

Поскольку обжалуемая администрацией Ленинского сельского поселения часть решения суда неразрывно связана с частью решения, которым удовлетворены исковые требования к ОГБУ «МФЦ», судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда в полном объёме при отсутствии апелляционной жалобы со стороны ОГБУ «МФЦ».

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 4 Порядка).

Пунктом 6 Порядка установлено, что утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Из материалов дела установлено, что Турбовой Л.Н. и члену её семьи Т., <...> года рождения, на основании договора социального найма жилого помещения от <...> № <...> (ранее договор социального найма от <...>) предоставлено жилое помещение по адресу: <...>.

На момент ЧС 2020 года Турбова Л.Н. и несовершеннолетний Т. не имели в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности на иное жилое помещение).

Заключением межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения (состав № 2) от <...> № <...>, составленном на основании акта от <...> № <...>, жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Из акта межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения (состав № 2) от <...> № <...> следует, что данное жилое помещение получило повреждения в связи с ненадлежащей эксплуатацией здания в целом. Внутреннее состояние дома неудовлетворительное, веранда, печь разрушена, штукатурный слой местами отсутствует. Полученные повреждения не привели к снижению до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания нет. Рекомендовано проведение капитального ремонта.

Согласно ответу ОГБУ «МФЦ» от <...> на заявление Турбовой Л.Н. ей рекомендовано в судебном порядке признать право на получение в соответствии с Порядком свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с тем, что заключением межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истица указала, что жилое помещение утрачено в результате ЧС 2020 года, предоставив в подтверждение два строительно-технических заключения ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от <...> и от <...>, согласно которым значительная агрессивность окружающей среды в результате ЧС, произошедшей в период с августа по сентябрь 2020 г. на территории ЕАО, в том числе в Ленинском районе, сильно повлияла на естественный процесс старения вышеназванного дома, ускорила его, во время паводка резко ухудшилась атмосферная среда, грунтовая и биологическая среда, в результате чего разрушение конструкций произошло быстрее. Повреждения, имеющиеся в жилом доме: проседание несущих потолочных балок, проседание фундамента и имеющиеся трещины по фундаменту, провисание потолочных покрытий, свидетельствуют о том, что они возникают у жилых домов, пострадавших от затопления грунтовыми водами и агрессивной среды (повышенная влажность в населённых пунктах ЕАО из-за обильных дождей и того, что вода долгое время стояла в подпольях жилых домов, подъёма уровня грунтовых вод). На дату исследования выявлено, что почти все конструкции и элементы конструкций жилого кирпичного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения.

Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал доказанным, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...> <...>, утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, в связи с чем пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020          № 302-рг ст. Ленинск, расположенная на территории МО «Ленинский муниципальный район», а также спорный жилой дом и земельный участок не вошли в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в границы зон ЧС, возникшей в 2020 году, жилого дома, расположенного по адресу: <...>, истицей не оспорено в установленном законом порядке.

Доказательств обращения Турбовой Л.Н. в администрацию Ленинского сельского поселения непосредственно после ЧС 2020 года с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Заключение межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения от <...> № <...>, в соответствии с которым спорное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту, Турбовой Л.Н. не обжаловалось.

Кроме того, истицей не представлены суду фотографии, видеоматериалы, подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период ЧС в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истицы в 2020 г. не было включено в границы зон чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технических заключений ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от <...> и от <...> в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в период с августа по сентябрь 2020 года на территории Ленинского района ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

Иных достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истицы пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах вывод суда об утрате жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.09.2022 отменить. Вынести новое решение, которым исковые требования Турбовой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., к ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО считать удовлетворённой.

Председательствующий                                                                   О.М. Кукшинова      

Судьи                                                                                                  О.А. Конева

                                                                                                            В.Ю. Тараник                            

                                                                                                    

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10.01.2023.

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 33-903/2022, № 2-2552/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 декабря 2022 года                                                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,                         

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Турбовой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., к ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, удовлетворить.

Признать за Турбовой Л. Н. (<...> года рождения, паспорт № <...>, выдан <...>), Т. (<...> года рождения, свидетельство о рождении от <...>) право на получение меры государственной поддержки - выплаты денежных средств на приобретение жилых помещений, взамен утраченных гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (№ <...>) направить в департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (№ <...>) сведения для включении жилого помещения № <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, в Перечень жилых помещений утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Обязать департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО (№ <...>) включить жилое помещение № <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...> Перечень жилых помещений утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года после поступления сведений из мэрии города.

Обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (№ <...>) включить Турбову Л. Н. (<...> года рождения, паспорт № <...>, выдан <...>), Т. (<...> года рождения, свидетельство о рождении от <...>) в список семей и граждан, семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее право Турбовой Л. Н. и членов её семьи Т. на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв.м.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истицы Турбовой Л.Н. - Сатаровой Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Турбова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее - администрация Ленинского сельского поселения) о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска указала, что на основании договора социального найма зарегистрирована и проживает со своим сыном Т., <...> года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>.

В 2020 году жилое помещение попало в границы зоны подтопления, в результате его обследования <...> межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилому помещению требуется капитальный ремонт. Однако указанное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) 2020 года, что подтверждается заключением строительно-технического обследования от <...>.

ОГБУ «МФЦ» в выдаче денежного сертификата на приобретение жилого помещения взамен утраченного ей отказало.

С учётом уточнения требований окончательно просила признать за ней и несовершеннолетним Т. право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, обязать администрацию Ленинского сельского поселения представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как об утраченном, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО для включения в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, обязать ОГБУ «МФЦ» включить Турбову Л.Н. и Т. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, и выдать свидетельство, подтверждающее право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.

В судебное заседание истица Турбова Л.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель истицы Сатарова Т.А. уточнённые требования поддержала, просила обратить решение к немедленному исполнению.

Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Ленинского сельского поселения просила решение отменить, в удовлетворении требований отказать.

Мотивируя жалобу, указала, что суд неверно определил имеющие значения для дела обстоятельства, в частности тот факт, что населённый пункт ст. Ленинск в 2020 году не находился в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Обследование спорного жилого помещения проводилось межведомственной комиссией на основании заявления Турбовой Л.Н. в 2021 году, по итогам которого принято заключение № <...> от <...> о признании данного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в связи с ветхостью и ненадлежащей эксплуатацией. Обнаруженные в результате обследования дефекты и повреждения спорной квартиры не имеют отношения к чрезвычайной ситуации 2020 года. Заключение межведомственной комиссии истицей не было оспорено в предусмотренном законом порядке.

При этом непригодность жилого помещения для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 устанавливается только заключением межведомственной комиссии, поскольку относится в её к исключительной компетенции, и не может быть подтверждена заключениями экспертов.

В возражениях на апелляционную жалобу Турбова Л.Н. просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. В обоснование указала, что режим чрезвычайной ситуации в 2020 году был объявлен на территории Ленинского муниципального района, в состав которого входит ст. Ленинск. Выводы заключения межведомственной комиссии о том, что спорной квартире требуется капитальный ремонт, являются необоснованными, поскольку сделаны без привлечения специалистов, обладающих специальными познаниями. Представленное в материалы дела строительно-техническое заключение не подменяет собой заключение межведомственной комиссии, а лишь доказывает нецелесообразность проведения капитального ремонта спорного жилого помещения на момент его обследования.

Истица Турбова Л.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, третьего лица департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Турбовой Л.Н. - Сатарова Т.А. с апелляционной жалобой не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В то же время суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объёме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» под интересами законности с учётом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверить решение суда в полном объёме, если обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими частями решения.

Решением суда по настоящему делу удовлетворены исковые требования к администрации Ленинского сельского поселения и ОГБУ «МФЦ».

Поскольку обжалуемая администрацией Ленинского сельского поселения часть решения суда неразрывно связана с частью решения, которым удовлетворены исковые требования к ОГБУ «МФЦ», судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда в полном объёме при отсутствии апелляционной жалобы со стороны ОГБУ «МФЦ».

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 4 Порядка).

Пунктом 6 Порядка установлено, что утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Из материалов дела установлено, что Турбовой Л.Н. и члену её семьи Т., <...> года рождения, на основании договора социального найма жилого помещения от <...> № <...> (ранее договор социального найма от <...>) предоставлено жилое помещение по адресу: <...>.

На момент ЧС 2020 года Турбова Л.Н. и несовершеннолетний Т. не имели в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности на иное жилое помещение).

Заключением межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения (состав № 2) от <...> № <...>, составленном на основании акта от <...> № <...>, жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Из акта межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения (состав № 2) от <...> № <...> следует, что данное жилое помещение получило повреждения в связи с ненадлежащей эксплуатацией здания в целом. Внутреннее состояние дома неудовлетворительное, веранда, печь разрушена, штукатурный слой местами отсутствует. Полученные повреждения не привели к снижению до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания нет. Рекомендовано проведение капитального ремонта.

Согласно ответу ОГБУ «МФЦ» от <...> на заявление Турбовой Л.Н. ей рекомендовано в судебном порядке признать право на получение в соответствии с Порядком свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в связи с тем, что заключением межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано подлежащим капитальному ремонту.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истица указала, что жилое помещение утрачено в результате ЧС 2020 года, предоставив в подтверждение два строительно-технических заключения ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от <...> и от <...>, согласно которым значительная агрессивность окружающей среды в результате ЧС, произошедшей в период с августа по сентябрь 2020 г. на территории ЕАО, в том числе в Ленинском районе, сильно повлияла на естественный процесс старения вышеназванного дома, ускорила его, во время паводка резко ухудшилась атмосферная среда, грунтовая и биологическая среда, в результате чего разрушение конструкций произошло быстрее. Повреждения, имеющиеся в жилом доме: проседание несущих потолочных балок, проседание фундамента и имеющиеся трещины по фундаменту, провисание потолочных покрытий, свидетельствуют о том, что они возникают у жилых домов, пострадавших от затопления грунтовыми водами и агрессивной среды (повышенная влажность в населённых пунктах ЕАО из-за обильных дождей и того, что вода долгое время стояла в подпольях жилых домов, подъёма уровня грунтовых вод). На дату исследования выявлено, что почти все конструкции и элементы конструкций жилого кирпичного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения.

Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал доказанным, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...> <...>, утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, в связи с чем пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020          № 302-рг ст. Ленинск, расположенная на территории МО «Ленинский муниципальный район», а также спорный жилой дом и земельный участок не вошли в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в границы зон ЧС, возникшей в 2020 году, жилого дома, расположенного по адресу: <...>, истицей не оспорено в установленном законом порядке.

Доказательств обращения Турбовой Л.Н. в администрацию Ленинского сельского поселения непосредственно после ЧС 2020 года с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Заключение межведомственной комиссии Ленинского сельского поселения от <...> № <...>, в соответствии с которым спорное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту, Турбовой Л.Н. не обжаловалось.

Кроме того, истицей не представлены суду фотографии, видеоматериалы, подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период ЧС в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истицы в 2020 г. не было включено в границы зон чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технических заключений ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от <...> и от <...> в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в период с августа по сентябрь 2020 года на территории Ленинского района ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

Иных достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истицы пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах вывод суда об утрате жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.09.2022 отменить. Вынести новое решение, которым исковые требования Турбовой Л. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., к ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО считать удовлетворённой.

Председательствующий                                                                   О.М. Кукшинова      

Судьи                                                                                                  О.А. Конева

                                                                                                            В.Ю. Тараник                            

                                                                                                    

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10.01.2023.

33-903/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Турбова Любовь Николаевна
Ответчики
Администрация МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
Другие
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Кукшинова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
01.12.2022Передача дела судье
28.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Передано в экспедицию
28.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее