Решение по делу № 33а-2839/2020 от 23.07.2020

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-2839/2020

Судья Баженова В.Н. УИД 21 RS0023-01-2020-002456-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Шумилова А.А., судей Орловой И.Н., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Александрове П.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» об установлении административного надзора в отношении Потапкина Ивана Александровича, поступившее по апелляционной жалобе Потапкина И.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года,

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» (далее - ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 8 лет в отношении осужденного Потапкина И.А., освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета выезда за установленные судом пределы территории.

Заявление мотивировано тем, что с 17 мая 2017 года Потапкин И.А. отбывает наказание по приговору Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 1 марта 2017 года за совершение тяжкого преступления. По прибытию в учреждение был трудоустроен с 22 марта 2019 года подсобным рабочим по 1 разряду производственной зоны. С 26 апреля 2019 года переведен дневальным 1 отряда. С 9 августа 2019 года переведен дневальным 2 отряда ХОЗО, с 6 декабря 2019 года – дневальным 3 отряда ХОЗО. К работе относится не всегда добросовестно. За время отбывания наказания допустил 27 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что наложено 2 выговора, 25 устных выговоров. Меры поощрения не применялись. Мероприятия воспитательного характера посещает формально, из индивидуально-профилактических бесед не всегда делает правильные выводы. По характеру тихий, скрытный, непредсказуемый. Поддерживает дружеские отношения с осужденными, как положительной, так и отрицательной направленности. Имеет свой определенный круг общения, ни с кем не конфликтует. Внешне опрятен, аккуратен, меры личной гигиены соблюдает. Имел исполнительный лист. Иск погашен в полном объеме. С 26 мая 2017 года состоит на профилактическом учете по группе № 12 как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и неприкосновенность. Поддерживает отношения с родственниками.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Кантейкин Е.И. административное исковое заявление поддержал.

Потапкин И.А., участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, просил об установлении минимального срока административного надзора и минимальных административных ограничений.

Прокурор Чернов В.А. административный иск полагал обоснованным.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года в отношении Потапкина И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет. Начало срока отбывания административного надзора исчислено со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения и в отношении Потапкина И.А. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные надзирающим органом; запрета выезда за пределы территории Ельниковского района Республики Мордовия.

Не согласившись с данным решением, Потапкин И.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда и установить ему административный надзор на срок от 3 (трех) до 5 (пяти) лет, снизить количество явок в надзирающий орган с 2 (двух) до 1 (одной), а также исключить установленное ему ограничение в виде запрета выезда за пределы территории Ельниковского района Республики Мордовия.

В суде апелляционной инстанции Потапкин И.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Овчинникова Н.А. полагала решение законным и обоснованным.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – далее ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

При этом в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).

Административный надзора устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Согласно п.1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Из дела следует и судом установлено, что Потапкин И.А., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание, назначенное ему по приговору Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 1 марта 2017 года за совершение тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, срок погашения судимости за совершение которых в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет 8 (восемь) лет.

По месту отбывания наказания Потапкин И.А. характеризуется отрицательно, находясь в местах лишения свободы, допустил 27 нарушений установленного порядка отбывания наказания, которые не погашены. Поощрений не имеет.

Разрешая заявленные требования и устанавливая в отношении Потапкина И.А. административный надзор на срок 8 (восемь) лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами права и обоснованно исходил из того, что, он осужден судом за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, судимость за совершение которого погашается по истечении 8 (восьми) лет после отбытия наказания, при наличии опасного рецидива преступлений.

Оснований для снижения установленного судом срока административного надзора, о чем ставится вопрос Потапкиным И.А. в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего на срок меньший, чем предусмотрено законодательством для погашения судимости, не допускается.

Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности осужденного и обстоятельств совершенного им преступления, исходя из целей и задач административного надзора, районный суд счел необходимым установить в отношении Потапкина И.А. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения на периодическую регистрацию 2 (два) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета выезда за пределы территории Ельниковского района Республики Мордовия.

Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре предусмотрены ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (часть 1); установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, с установленным судом первой инстанции административным ограничением в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, судебная коллегия соглашается, а оснований для установления поднадзорному лицу административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории Ельниковского района Республики Мордовия не усматривает.

Остальные доводы Потапкина И.А. о наличии постоянного места жительства, намерении создании семьи, осложнения трудоустройства, удаленности надзорного органа от места его проживания и отсутствие транспортного средства не служат основанием для снижения количества явок поднадзорного в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Также судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку из мотивировочной части решения следует, что устанавливая период, с которого подлежит исчислению срок административного надзора в отношении Потапкина И.А., суд руководствовался положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и пришел к выводу о том, что срок административного надзора подлежит исчислению за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, но, что в свою очередь не было отражено в резолютивной части решения.

Учитывая изложенное, оспариваемое решение подлежит частичному изменению на основании п.4 ч.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием в указанной части нового решения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

изменить решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года в части установленного административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории Ельниковского района Республики Мордовия и принять в указанной части новое решение, которым отказать Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» в установлении Потапкину Ивану Александровичу административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории Ельниковского района Республики Мордовия.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потапкина И.А. – без удовлетворения.

Уточнить абзац 2 резолютивной части решения суда в части порядка исчисления срока административного надзора, и после слов «8 лет» дополнить словами «за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий А.А. Шумилов

Судьи: И.Н. Орлова

С.В. Ленковский

33а-2839/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-1 УФСИН России по ЧР
Ответчики
Потапкин И.А.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
23.07.2020Передача дела судье
19.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2020Передано в экспедицию
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее