Судья – Смоленская Ю.А. стр.194г г/п 0 руб.
Докладчик – Романова Н.В. №33-2104/2019 23 апреля 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Вельского районного суда Архангельской области от 5 февраля 2019г., которым постановлено:
«исковые требования администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 02 ноября 2018 года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного по гражданскому делу №.
Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – отказать».
Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия
установила:
администрация МО «Вельский муниципальный район» (далее – администрация) обратилась в суд с иском к ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО и УФССП России по Архангельской области и НАО об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований указано, что решением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на администрацию возложена обязанность по предоставлению ФИО14 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде квартиры или жилого дома, благоустроенного применительно к условиям МО «Кулойское», не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования, соответствующего санитарным и техническим нормам, расположенного в черте в МО «Кулойское» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО возбуждено исполнительное производство №-ИП. За неисполнение указанного судебного решения постановлением от 2 ноября 2018 г., в рамках указанного исполнительного производства с администрации МО «Вельский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. Истец полагает, что администрация подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора, поскольку в судебном решении указано, что приобретение жилья осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления администрации из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. В 2018 г. истцу выделена субсидия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, всего в размере 17337992 руб. 54 коп. Все выделенные денежные средства были освоены, что позволило приобрести 15 благоустроенных квартир, которые были переданы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения. По состоянию на 1 декабря 2018 г. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского района и у которых возникло право на получение жилого помещения, числится 147 человек, из них в отношении 81 человека имеются неисполненные решения суда о предоставлении жилого помещения, ФИО14 числится в списке под №. К моменту истечения пятидневного срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из бюджета Архангельской области перечислены не были. Выделение денежных средств на приобретение жилого помещения ФИО14 из других статей бюджета района, являющегося дефицитным, не представляется возможным. Полагает, что решение суда не было исполнено в установленный срок по причинам, не зависящим от администрации МО «Вельский муниципальный район». Кроме того, проведение закупок (аукционов) по приобретению жилья и его оформлению требует значительных временных затрат, что делает невозможным исполнение судебного акта в пятидневный срок. Считает, что администрация предприняла все меры для надлежащего исполнения обязательств и требований судебного постановления. Просит освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.
Представитель истца, представитель ответчиков, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В письменном отзыве представитель ответчиков возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у истца отсутствуют уважительные причины, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин неисполнения решения суда в установленный срок.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В обоснование жалобы представитель ответчика настаивает на том, что истцом не представлено надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени. Считает, что должник имел возможность исполнить решение суда в установленный срок, однако не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, чтобы избежать меры штрафного характера в виде взыскания исполнительского сбора. Указывает, что зная о невозможности исполнения судебного акта в срок для добровольного исполнения, должник не обратился в ОСП с заявлением о рассрочке, отложении исполнительных действий, продлении сроков в исполнительном производстве, приостановлении исполнительного производства и не воспользовался правом на подачу заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда. Обращает внимание на то, что в случае освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель лишается возможности применять к должнику иные меры, направленные на исполнение решения суда, в частности привлекать его к административной ответственности. Указывает, что до настоящего времени решение суда не исполнено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями ч.ч.3 и 4 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив судебное решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона №229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Ч. 6 ст. 112 Закона №229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Ч. 7 ст. 112 Закона №229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования ФИО14, на администрацию МО «Вельский муниципальный район» возложена обязанность по предоставлению ФИО14 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде квартиры или жилого дома, благоустроенного применительно к условиям муниципального образования «Кулойское», не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования, соответствующего санитарным и техническим нормам, расположенного в черте в муниципального образования «Кулойское» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного по данному делу ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа серии ФС № возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации МО «Вельский муниципальный район», должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления получена истцом.
В установленный срок решение суда исполнено не было, в связи с чем судебный пристав-исполнитель ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП России по Архангельской области и НАО 2 ноября 2018 г. вынес постановление о взыскании с должника администрации МО «Вельский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Удовлетворяя исковые требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что вины администрации МО «Вельский муниципальный район» в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок не имелось.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Податель жалобы не учитывает, что приобретение жилых помещений для указанной категории взыскателей требует значительных временных затрат на проведение процедуры закупок в форме электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для того, чтобы начать предусмотренные Федеральным законом процедуры, необходимо получить предусмотренные на данные цели денежные средства из областного бюджета.
Судом установлено, что в 2018 г. истцу была выделена субсидия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, всего в размере 17337992 руб. 54 коп. По мере поступления денежных средств из областного бюджета с января по декабрь 2018 г. проведено 15 электронных аукциона, по результатам, которых, было заключено 15 муниципальных контрактов. Указанные контракты исполнены, освоены все выделенные денежные средства, что позволило приобрести 15 благоустроенных квартир, которые были переданы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями предоставляются в порядке очередности.
По состоянию на 1 декабря 2018 г. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского района и у которых возникло право на получение жилого помещения, числится 147 человек, из них в отношении 81 человека имеются неисполненные решения суда о предоставлении жилого помещения, ФИО14 числится в списке под №.
Кроме того, приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа должно осуществляться с соблюдением процедур и сроков, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что само по себе делает невозможным исполнение требований исполнительного документа в пятидневный срок.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта, в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок, так как им были предприняты необходимые меры для надлежащего исполнения возложенной судом обязанности.
Судом правильно учтено, что администрация МО «Вельский муниципальный район» является органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При недостаточности в бюджете денежных средств администрация МО «Вельский муниципальный район» не имеет возможности произвольно расходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
То обстоятельство, что администрация не обратилась в службу судебных приставов с заявлением о рассрочке, отложении исполнительных действий, продлении сроков в исполнительном производстве, приостановлении исполнительного производства и не воспользовалась правом на подачу заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда, не является основанием для отказа в удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
По существу в апелляционной жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, доводы, изложенные в ней, были предметом судебного исследования и получили надлежащую оценку, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 5 февраля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Председательствующий Р.С. Пономарев
Судьи Т.А. Мананникова
Н.В. Романова