Решение по делу № 33-12852/2016 от 12.09.2016

Судья: Морозова Л.Н.                                                                                                     гр. дело № 33-12852/2016

                               АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара                                                                                                      06 октября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Калинниковой О.А.,

Судей – Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.,

с участием прокурора – Пискаревой И.В.

            при секретаре Астафьевой Д.Д.,

            рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 июля 2016 года, которым постановлено:

            «Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Самары удовлетворить.

             Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Чертыковцеву М.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия

                                                УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Чертыковцева М.С. к    Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований прокурор указал, что Чертыковцев М.С., 00.00.1998    года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по г. Самаре, однако по достижении 18 лет и до настоящего времени жильем не обеспечен.

Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Чертыковцеву М.С. жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено приведенное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить. Указывает на то, что внеочередной порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не предусмотрен, администрация в настоящее время лишена возможности исполнить решение суда по причине отсутствия необходимого финансового обеспечения.

В заседании суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Прокурор Пискарева И.В., возражая против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, считает его правильным.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела следует, что Чертыковцев М.С., 00.00.1998 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Его одинокая мать – Чертыковцева Ю.А. отказалась от ребенка, оставив его в роддоме. Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 10.01.2000 года Чертыковцев М.С. признан оставшимся без попечения родителей. С момента рождения он находился на полном государственном обеспечении и проживал в различных детских домах. В настоящее время проживает и зарегистрирован в социальном приюте «Ровесник».

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.04.2015 г. №* Чертыковцев М.С. на основании личного заявления включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по г.о. Самара, в соответствии с датой подачи заявления.

Установлено, что Чертыковцев М.С. достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда ему не предоставлено.

Согласно имеющимся сведениям жилье за истцом не закреплялось, жилых помещений в собственности он не имеет.

При таких обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Чертыковцеву М.С. жилого помещения на условиях специализированного найма.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии внеочередного порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а также о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку закон связывает исполнение обязанности по предоставлению названной категории лиц специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет либо полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Вопрос о порядке исполнения решения суда в случае необходимости может быть разъяснен судом, постановившем решение, по заявлению заинтересованных лиц в порядке, установленном ст. 202 ГПК РФ.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                               ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную    жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара    – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-12852/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Октябрьского района г. Самары
Чертыковцев М.С.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.10.2016Судебное заседание
12.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее