Судья Матюшева Е.П. Дело № 2-2669/2022
(суд первой инстанции)
Дело № 33-1232/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего судьи – Устинова О.И.,
судей: Балацкого Е.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре – Матвеевой Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гоша А. В. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 3 октября 2022 года по гражданскому делу по иску Гоша А. В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ Севастополя «Госжилфонд» о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договора социального найма, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,
установила:
Гоша А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просила признать за нею право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма спорным помещением.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцу отказано в заключении (изменении) договора социального найма на основании подпунктов 8, 12 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 131-а/2016, чем нарушаются ее права.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 октября 2022 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Гоша А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое, которым удовлетворить ее требования в полном объеме.
Указывает, что спорное жилое помещение утратило статус общежития на основании положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. Право пользования данным помещением возникло у истца и членов ее семьи в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины. К сложившимся правоотношениям подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – Сухатерин С.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Гоша А.В., представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения представителя апеллянта, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав мнение стороны истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 15 сентября 2005 года истец получила ордер №, на право занятия жилой площади по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи указан сын – Гоша В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождеия. С 27 сентября 2005 года истец зарегистрирована и проживает по указанному адресу (л.д. 6, 7).
Гоша А.В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги – заключение с нею договора социального найма.
По результатам рассмотрения поданного заявления Департаментом капитального строительства города Севастополя принято решение об отказе в заключении (изменении) договора социального найма на основании подпунктов 8, 12 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 131-а/2016. При этом указано, что заявление и документы представлены в ненадлежащий орган.
Согласно выписке из реестра собственности города Севастополя от 27 декабря 2021 года № 006722 жилое помещение общежития, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», подведомственным Департаменту городского хозяйства города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 1 апреля 2021 года № 1675-РДИ.
Кроме того, отказ обоснован тем, что спорное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (л.д. 8).
Полагая отказ незаконным, истец просила признать за нею право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и обязать ответчика заключить с Гоша А.В. договор социального найма спорного жилого помещения.
При этом указывала, что спорное жилое помещение утратило статус общежития на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 649 от 29 апреля 2003 года, и она приобрела право на заключение с нею договора социального найма.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 49, 60, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, а также статьи 2 Закона города Севастополя от 5 июля 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» исходил из того, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 148-РДИ от 25 января 2016 года спорное помещение включено в реестр специализированного жилого фонда города Севастополя, решение об изменении статуса общежития по <адрес> на жилой дом, уполномоченным органом не принималось, доказательств обратного не представлено, в связи с чем заключение договора социального найма в отношении данного помещения законом не предусмотрено и оснований для удовлетворения иска не имеется.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение принято при неправильном применении норма материального права и ненадлежащей оценке представленных доказательств в силу следующего.
Так, согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу прямого запрета, установленного пунктом 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированное жилое помещение не может быть предоставлено гражданам по договору социального найма.
Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ и от 19 октября 2018 года № 16003-РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития (л.д. 13-17).
Согласно представленной в материалы дела выписке из Реестра собственности города Севастополя по состоянию на октябрь 2018 года жилое помещение – комната № по адресу: <адрес> находится в собственности города Севастополя. Иных сведений в выписке не содержится. Сведений о том, что данное помещение является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, в материалы дела не представлено.
Также материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Принимая во внимание, что Гоша А.В. зарегистрирована и постоянно проживает в спорном жилом помещении длительное время, комната предоставлена на законных основаниях, право истца на пользование данным помещением оспорено не было, решение об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом не принималось, судебная коллегия считает, что между сторонами фактически сложились правоотношения по договору социального найма, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что после 18 марта 2014 года предмет спора был отнесен к государственной собственности города Севастополя, фактическое положение дел не изменило и на возникшие правоотношения не повлияло. В силу прямого запрета, установленного статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, комната №, по <адрес>, которую истец с момента вселения занимала фактически на условиях договора социального найма, после предоставления ее гражданину включению в специализированный жилищный фонд не подлежала.
Следовательно, доводы Департамента капитального строительства города Севастополя в возражениях на иск о том, что спорное жилое помещение в Реестре собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ учтено как жилое помещение (комната) общежития, действующему правовому регулированию и фактически сложившимся правоотношениям не соответствуют и по приведенным выше мотивам судебной коллегией отклоняются.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», в связи с чем у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по заключению договора о передаче в собственность спорного жилого помещения, является необоснованным.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, в сфере жилищной политики именно Департамент капитального строительства города Севастополя в соответствии с основными задачами в том числе, осуществляет приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя (подпункт 3.1.2.5 пункта 3.1).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.1.2.7 пункта 3.1., указанного Положения, Департамент капитального строительства города Севастополя на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения, в том числе о заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданами.
Тогда как ГБУ «Госжилфонд» на основании пунктов 2.3, 2.8 Устава не наделено полномочиями по заключению договора социального найма и передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 октября 2022 года полностью и принять по делу новое решение.
Признать за Гоша А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №, выданный УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Гоша А. В. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 апреля 2023 года.
Председательствующий судья О.И. Устинов
Судьи: Е.В. Балацкий
Е.В Герасименко