Решение по делу № 3а-494/2020 от 30.03.2020

121а

3а-494/2020

УИД 24OS0000-01-2020-000328-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск     26 октября 2020 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при ведении протокола помощником судьи Мамаевым А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Энергия Сибири» о признании недействующими приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №573-п «О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 27.12.2018 г. №532-п «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-22 годы», приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №575-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», в части,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №573-п «О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 27.12.2018 г. №532-п «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-2022 годы», откорректирована необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций на 2020 год, в том числе и для ООО «Энергия Сибири».

26.12.2019 г. Министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ №575-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», которым были откорректированы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год, в том числе и для ООО «Энергия Сибири».

Приказ опубликован 22.01.2020 г. в издании "Наш Красноярский край" N 4, и 31.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 30.01.2020 г. № 1-э «Об исправлении технических ошибок в приказе Министерством тарифной политики Красноярского края №575-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», были исправлены технические ошибки.

Приказ опубликован 12.02.2020 г. в издании "Наш Красноярский край" N 10, и 31.01.2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.

ООО «Энергия Сибири» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просили суд признать недействующими со дня вступления в законную силу:

приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №573-п «О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 27.12.2018 г. №532-п «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-22 годы» (далее – приказ №573-п), в части установления необходимой валовой выручки (далее – НВВ) для ООО «Энергия Сибири» на 2020 г. в размере 15 052,04 тыс. руб. в пункте 4 Приложения;

приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №575-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее – приказ №575-п), в части пунктов 23, 24, 53, 54, 57, 58, 145, 146, 193, 194, 195, 196 приложения к приказу, которыми установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между ООО «Энергия Сибири» и иными сетевыми организациями на 2020г. (в редакции приказа от 30.01.2020 г. №1-э).

Кроме того, административный истец просил обязать Министерство тарифной политики Красноярского края (далее Министерство) в течение 15 дней после вступления решения суда в законную силу принять новые правовые акты, заменяющие незаконные приказы, а так же взыскать с Министерства тарифной политики Красноярского края в пользу ООО «Энергия Сибири» расходы по оплате государственной пошлины.

Заявленные требования мотивированы тем, что основной целью деятельности ООО «Энергия Сибири» является передача электрической энергии.

Поскольку, в соответствии с действующим законодательством о тарифах в расчёте индивидуальных тарифов участвует объём НВВ сетевой организации, в целях корректировки НВВ и тарифов на 2020 год в адрес Министерства тарифной политики <адрес> ООО «Энергия Сибири» было направлено заявление от <дата> . В дальнейшем, административный истец дополнительно направлял в адрес регулирующего органа письма, в которых уточнял размер необходимого для организации НВВ, в частности, письмом от <дата> были направлены документы и пояснения в части недополученных доходов, письмом от <дата> предоставлены обоснования в части необходимости корректировки НВВ в сторону ее увеличения. Таким образом, размер НВВ ООО «Энергия Сибири» на 2020 г. подлежал корректировке путем увеличения.

Между тем, оспариваемым приказом №573-п приложение №2 к приказу №532-п изложено в новой редакции, в частности, в пункте 4 изменён объём НВВ административного истца на 2020 год путём ее уменьшения с 27 651,77 тыс. руб. до 15 052,04 тыс. руб.

Кроме того, пунктами 23, 24, 53, 54, 57, 58, 145, 146, 193, 194, 195, 196 приложения к приказу №575-п установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между ООО «Энергия Сибири» и иными сетевыми организациями. В п. 58 установлен расходный тариф для ООО «Энергия Сибири», в остальных пунктах установлен тариф в значении «0,00».

Административный истец предпринимал попытки получить информацию и обоснование уменьшения размера НВВ на 2020 г. почти в два раза, однако какого-либо обоснования уменьшения НВВ и не принятия представленных ООО «Энергия Сибири» материалов о необходимости увеличения НВВ, представлено не было. Из выписки из протокола заседания правления следует, что корректировка НВВ была произведена на основании некоего заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергия Сибири» на 2020 г. однако, само заключение не было представлено административному истцу.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, административный истец полагает, что у административного ответчика не имелось оснований производить уменьшение НВВ и устанавливать размер НВВ в размере 15 354,45 тыс. руб.

Установленный размер НВВ не отражает объём финансовых средств, необходимый для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования, что противоречит п. 2 Основ ценообразования в области электроэнергетики. При этом, министерство при формировании размера НВВ не учло возникшие недополученные доходы.

Существенное уменьшение НВВ на 2020 г. привело к тому, что для административного истца не были установлены доходные индивидуальные тарифы на 2020 г., тарифы со смежными сетевыми организациями установлены в значении «0,00». При этом расходный тариф для ООО «Энергия Сибири» установлен с МУП Электрические сети г. Зеленогорска.

Принятие административным ответчиком индивидуальных тарифов на основании экономически необоснованного размера НВВ привело к тому, что административный истец в нарушение требований п.49 Методических рекомендаций №20-э/2 не сможет получить доходы в 2020 г. от услуг по передаче электрической энергии, которые суммарно обеспечивали бы экономически обоснованную НВВ.

Утвержденный размер НВВ и установленные индивидуальные тарифы противоречат такому общему принципу организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, как обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Полагает, что, установленные тарифы и НВВ являются экономически необоснованными, а, значит, противоречащими принципам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, изложенными в п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетики.

Представители заинтересованных лиц ООО «Песчанка Энерго», ПАО «МРСК Сибири», АО «КрасЭко», ООО «КрасКом» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, об отложении дела не просили. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя ООО «Энергия Сибири» по доверенности Лапицкую В.М., поддержавшую заявленные требования, представителя Министерства тарифной политики Красноярского края по доверенности Сутырину Л.А., возражавшую против административного иска, представителей заинтересованных лиц ООО «РСК Сети» по доверенности Яценко А.С., МУП ЭС г.Зеленогорска по доверенности Лаврухина О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Даценко О.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, Красноярский краевой суд пришел к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закона об электроэнергетике).

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (абзацы 1 - 3 пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).

Согласно подпункта 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 г. № 380-п, Министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов). К компетенции Министерства в силу пункта 3.6 указанного Положения относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05.06.2008 г. N 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" или "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" или размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Решение об установлении (корректировки) необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2020 г., оформленное приказом Министерства № 573-п и Решение об установлении (корректировки) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 г., оформленное в последствии официально опубликованным приказом Министерства № 575-п, вынесены 26.12.2019 г., с соблюдением, установленных в пунктах 25, 26 Правил регулирования требований, посредством открытого голосования, коллегиальным органом. Порядок принятия решений изложен в протоколе заседания правления Министерства от 26.12.2019 г. №96. Полномочия правления подтверждаются представленными документами.

Таким образом, оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. Нарушений процедуры их принятия судом не установлено, что истцом и не оспаривается.

Проверяя экономическую обоснованность установленных тарифов с учетом указанных истцом нарушений со стороны Министерства, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования, пункты 49 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2).

Из материалов дела следует, что ООО «Энергия Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Регулирование тарифов для ООО «Энергия Сибири» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, поэтому на очередной 2020 год – второй год долгосрочного периода регулирования 2019-2022 г.г. Министерством произведена корректировка необходимой валовой выручки организации.

Согласно п. 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с абз. 16 п. 38 Основ ценообразования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В силу абз. 17 п. 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Пунктом 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. N 98-э (далее Методические указания) предусмотрено, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Основанием для издания оспариваемых Приказов помимо требований тарифного законодательства, послужило предложение ООО «Энергия Сибири» от 22.04.2019 г. о корректировке тарифов (с последующими дополнениями) поданное в тарифный орган.

По результатам анализа объема и содержания представленных материалов органом тарифного регулирования признаны экономически необоснованными отдельные предложенные ООО «Энергия Сибири» показатели, в результате чего откорректированы и отклонены расходы по соответствующим статьям затрат при определении необходимой валовой выручки, кроме того исключены экономически необоснованные расходы регулируемой организации, с чем истец не согласен.

Величина НВВ (без учета оплаты потерь), установленная приказом №573-п, составляет 15 052,04 тыс.руб.

Величина НВВ (без учета оплаты потерь), которую истец считает экономически обоснованной (с учетом уточнений), составляет 52 117,14 тыс.руб.

Суд находит, что исключение и изменение органом тарифного регулирования предложенных ООО «Энергия Сибири» показателей является экономически обоснованным лишь частично.

Так, согласно доводам административного истца, при расчете НВВ при установлении тарифов Министерством необоснованно исключена сумма 3349,66 тыс. руб. по невыполненным ремонтным программам за период 2017-2018 г.г.

Согласно Заключения о корректировке НВВ ООО «Энергия Сибири» на 2020 г., из НВВ была исключена сумма 3349,66 тыс. руб. как часть расходов по невыполненным ремонтным программам за период 2017-2018 годов.

Основанием для исключения указанной суммы послужила информация, отраженная в Единой информационной аналитической системе «Региональная система. Контроль отчетности» (далее - ЕИАС) на сайте ФАС России, подлежащая, в соответствии со ст. 21 Закона об электроэнергетике, ст.ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» самостоятельному раскрытию сетевыми организациями в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее - постановление Правительства РФ №24). При этом, раскрытие информации осуществляется, в том числе, с целью обеспечения доступа к ней неограниченного круга лиц.

Из имеющейся в материалах дела распечатке из ЕИАС следует, что сведения о затратах на ремонт за 2017-2018 г.г., по Форме раскрытия информации о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденной Приказом ФСТ России от 24.10.2014 г. N 1831-э, ООО «Энергия Сибири» не отражены.

В силу предусмотренной законом обязанности сетевых организаций по раскрытию информации, сведения ЕИАС полученные Министерством из официального общедоступного источника, являются достаточными для тарифного регулирования деятельности организации а следовательно доводы административного истца о том, что регулирующим органом сведения о выполнении ремонтных программ должны были запрашиваться дополнительно, являются несостоятельными.

С учетом изложенного, сумма 3349,66 тыс. руб. по невыполненным ООО «Энергия Сибири» ремонтным программам за период 2017-2018 г.г. обоснованно исключена Министерством при корректировке НВВ истца на 2020 г.

Административный истец оспаривает исключение Министерством суммы 9349,606 тыс. руб. из 12004,79 тыс. руб. при корректировке НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2018г., указывая на недополучение от ПАО «Красноярскэнергосбыт» денежных средств в размере 9349,606 тыс. руб. по отдельному потребителю. О факте недополучения денежных средств было заявлено ООО «Энергия Сибири» регулирующему органу в письме от 25.12.2019 г. №515-12/19.

Однако данное письмо поступило в орган тарифного регулирования после подготовки заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергия Сибири» на 2020 г., в связи с чем представленная информация не могла быть уточнена тарифным органом путем направления запросов при корректировке НВВ и установлений тарифов.

Согласно материалам дела, расчет фактической выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2018 г. с его экономическим обоснованием ООО «Энергия Сибири» представлен не был, доля спорного потребителя в общей сумме дохода организацией не обозначена.

Кроме того, указанные в письме от 25.12.2019 г. данные касаются расчетов за 2019 г., а акт сверки взаиморасчетов от <дата> не содержит годовых значений за 2018 г. и сторонами не подписан.

Из заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергия Сибири» на 2020 г. следует, что при корректировки НВВ была учтена разница между фактической и плановой НВВ истца за 2018 год. Информация о фактической НВВ ООО «Энергия Сибири» была учтена органом регулирования по данным ПАО «Красноярскэнергосбыт», оплачивающего услуги исходя из тарифов, установленных на 2018 год и по данным смежной сетевой организации ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».

Учет такого рода корректировок предусмотрен пунктами 10 и 11 (формулы 2-7.1) Методических указаний № 98-э.

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Учитывая изложенное сумма 9349,606 тыс. руб. по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2018г. обоснованно была исключена Министерством при корректировке необходимой валовой выручки ООО «Энергия Сибири».

Несостоятелен довод заявителя о неправомерном не включении Министерством суммы выпадающих доходов за 2019 год.

Так, согласно п. 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Также и пункт 9 Методических указаний №98-э предусматривает учет отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов от планировавшихся

Поскольку на момент издания оспариваемых приказов данные бухгалтерской и статистической отчетности за полный финансовый 2019 год отсутствовали, представленные ООО «Энергия Сибири» сведения о выпадающих доходах за 2019 год являлись преждевременными и не подлежали учету при установлении тарифов на 2020г.

Следует отметить, что согласно пунктам 10 и 11 (формула 7.1) Методических указаний №98-э проведение корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности ООО «Энергия Сибири» за 2019 год (год i-1 по отношению к 2020 году) не предусмотрено.

В этой связи, сумма 13 500,74 тыс. руб. выпадающих доходов за 2019 год правомерно была не принята Министерством при корректировке необходимой валовой выручки ООО «Энергия Сибири».

Вместе с этим, суд находит заслуживающими внимание доводы истца об экономически необоснованном исключении тарифным органом предложений ООО «Энергия Сибири» по статьям «Амортизация основных средств» и «Плата за аренду имущества и лизинг».

Так, согласно доводам административного истца, при расчете НВВ Министерством необоснованно исключены расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

ООО «Энергия Сибири» предлагало учесть расходы организации по данной статье в сумме 171,56 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на амортизацию основных средств не включены в состав НВВ истца на 2020 год в полном объеме.

Пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 определено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу п. 43 Правил регулирования, с учетом п.п. 6, 17, 21-25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. №26н, амортизация начисляется по каждому инвентарному объекту основных средств, относимому к определенной амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 (далее - Классификация).

Как следует из материалов тарифного дела, ООО «Энергия Сибири» в орган регулирования не был представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений по амортизационным группам в соответствии с Классификацией.

Согласно пояснений ответчиков, стоимость и виды основных фондов в представленном пообъектном расчете амортизационных отчислений не позволили соотнести выполненный расчет с конкретным имуществом организации.

Тогда как, в соответствии с требованиями п. 19 Правил регулирования, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения

С учетом приведенных положений законодательства, в данном случае, при корректировки тарифов Министерство имело реальную возможность уточнить информацию о наименовании и степени износа основных фондов путем запроса у организации необходимых для установления тарифов дополнительных сведений. Однако такая информация тарифным органом не запрашивалась, при этом расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов были исключены в полном объеме, размер амортизации установлен в значении 0,00 тыс. руб.

Кроме того, в силу положений п. 23 Правил регулирования, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

В соответствии с п. 28 Правил регулирования протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол), являющийся неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), должен включать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Однако в нарушение приведенных требований Правил регулирования, экспертное заключение не содержит анализ экономической обоснованности, а протокол заседания правления органа регулирования - оснований, по которым отказано во включении предложений регулируемой организацией, что дополнительно указывает на несоответствие оспариваемых приказов тарифному законодательству.

Изложенное свидетельствует о сомнительном исключении тарифным органом при корректировке НВВ ООО «Энергия Сибири» расходов по статье «Амортизация основных средств» в сумме 171,56 тыс. руб.

Также по мнению суда, орган регулирования необоснованно снизил расходы ООО «Энергия Сибири» заявленные по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг».

ООО «Энергия Сибири» предлагало учесть расходы организации по данной статье в сумме 15 381,08 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 5 317,68 тыс. руб.

Согласно пп. 5 п. 28 Основ ценообразования №1178 (в редакции, действующей на момент принятия тарифов), расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу, иные налоги и другие установленные законодательством Российской Федерации обязательные платежи, связанные с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», на основании пункта 27 Основ ценообразования № 1178.

Как следует из материалов тарифного дела, при корректировке НВВ регулирующий орган учел плату за аренду имущества не по всем представленным ООО «Энергия Сибири» договорам аренды, а по ряду договоров арендная плата была не мотивированно учтена в меньшем размере.

Из пояснений ответчика данных им в суде следует, что Министерством не приняты к расчету доходы по договорам аренды, отнесение которых непосредственно на услуги по передаче электрической энергии не было обоснованно заявителем в связи с передачей в другие ТСО; по договорам, заключенным с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями с учетом того, что амортизация основных средств приведенной категории лиц не начисляется в силу отсутствия ведения бухгалтерского учета; по договорам, расчет арендной платы по которым не представлен или составлен при отсутствии документов, позволяющих определить размер амортизации арендованного имущества, а также налоговых платежей, связанных с содержанием объекта.

При этом в нарушение требований п. 19 Правил регулирования, дополнительные сведения, позволяющие устранить выявленные противоречия, Министерством у регулируемой организации не запрашивались.

Вместе с тем, экспертное заключение и протокол также не содержат обоснования исключения и снижения части расходов по аренной плате.

Кроме того, как следует из возражений ответчика и подтверждается представленными Министерством реестром договоров по статье «арендная плата» ООО Энергия Сибири» на 2020 году, расчетом расходов по статье «арендная плата» ООО «Энергия Сибири» на 2020 год, часть договоров аренды ошибочно скрыта по строке 23 перечня договоров в п. 2.7.2.1 Заключения о корректировке.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что необходимая валовая выручка для ООО «Энергия Сибири» на долгосрочный период 2019 - 2022 годы при ее корректировке на 2020 год, рассчитана органом регулирования с нарушением требований указанного выше тарифного законодательства.

Поскольку необходимая валовая выручка ООО «Энергия Сибири» на 2020 год рассчитана неправильно, то размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энергия Сибири» и иными сетевыми организациями на 2020г., также подлежат пересчету.

При таких обстоятельствах Красноярский краевой суд приходит к выводу о том, что приказы от 26.12.2019 г. N 573-п и № 575-п в оспариваемой части противоречат ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и нарушают права и законные интересы административного истца.

Решение ФАС России от 25.09.2020 г. представленное суду ответчиками, которым ООО «Энергия Сибири» отказано в удовлетворении требований к Министерству тарифной политики Красноярского края, где были оспорены установленные приказами от 26.12.2019 г. N 573-п и № 575-п тарифы, преюдициального значения для суда не имеют. Решение ФАС принято не по всем доводам, которые были заявлены в суде и им рассмотрены.

На основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Так как оспариваемые приказы имеют ограниченный срок действия, то признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного Красноярский краевой суд считает обоснованным признание нормативных правовых актов не действующим с даты их принятия.

Применительно к положениям статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца надлежит взыскать понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 9000 (девяти тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Энергия Сибири», – удовлетворить.

Признать недействующими с момента принятия:

пункт 4 приложения к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №573-п «О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 27.12.2018 г. №532-п «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2019-22 годы» в части установления необходимой валовой выручки (далее – НВВ) для ООО «Энергия Сибири» на 2020 г. в размере 15 052,04 тыс. руб.;

пункты 24, 53, 54, 57, 58, 145, 146, 193, 194, 195, 196 приложения к приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 г. №575-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».

Возложить на Министерство тарифной политики Красноярского края обязанность принять заменяющие приказы.

Взыскать с Министерства тарифной политики Красноярского края в пользу ООО «Энергия Сибири» расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 (девяти тысяч) рублей.

Сообщение о данном решении опубликовать в краевой газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда     Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 11ноября 2020 года.

3а-494/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ЭНЕРГИЯ СИБИРИ"
Ответчики
МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Пашковский Дмитрий Иванович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
30.03.2020Регистрация административного искового заявления
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
16.06.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее