АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Скиндеревой В.В., Душечкиной Н.С.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 декабря
2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Курганского городского суда Курганской области от 31 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Государственного учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области ФИО7, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области) о перерасчете пенсии.
В обоснование иска указал, что с 17.12.1993 является получателем трудовой пенсии по старости. В начале 1998 года стал получать пенсию в меньшем размере, чем получал ранее. При обращении в отдел Пенсионного фонда Варгашинского района ему стало известно о том, что в связи с изменением пенсионного законодательства из общего трудового стажа исключаются учеба в средних специальных учреждениях и служба в Советской Армии. В мае 2019 года истец обратился в отдел Пенсионного фонда Варгашинского района с заявлением о выдаче расчета трудовой пенсии по старости. Из представленного расчета истцу стало известно, что не засчитывается в общий трудовой стаж не только армия, но и учеба. Согласно документов выплатного дела, с 17.12.1993 пенсия была рассчитана следующим образом: продолжительность общего трудового стажа на дату обращения за назначением пенсии (17.12.1993) составила 40 лет 1 месяц 4 дня, в том числе по Спискам №1 (работа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах) и №2 (работа на тяжелых условиях труда) – всего 12 лет 6 месяцев и 13 дней. При этом наравне с работой, в общий трудовой стаж была включена военная служба – 2 года 10 месяцев 1 день и время обучения в средних специальных учебных заведениях – 3 года 10 месяцев 7 дней. По состоянию на 17.12.1993 Закон «О статусе военнослужащих» являлся действующим, но ответчик при назначении пенсии не учел указанный закон для включения в общий трудовой стаж службы в армии по призыву в двойном размере. Полагает, что таким образом на дату обращения за назначением пенсии (17.12.1993) продолжительность его общего трудового стажа фактически составляла 42 года 11 месяцев 5 дней. Также указывает, что 27.01.1995 принят Федеральный закон № 10 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Из письма ответчика следует, что его пенсия была пересчитана в связи с данными изменениями лишь с 01.09.1996. После назначения пенсии истец продолжал работать в период с 17.12.1993 по 01.10.1994 – 9 месяцев и 14 дней, продолжительность стажа на дату 02.10.1994 фактически составила 43 года 8 месяцев 19 дней. В соответствии с письмом ответчика, период работы с 18.12.1993 по 01.10.1994 учтен в стаж, перерасчет произведен с 01.01.1998 по заявлению истца от 08.12.1997, трудовой стаж составил 43 года 3 месяца 14 дней. Истец также указывает, что с заявлением о перерасчете пенсии за период работы с 18.12.1993 по 01.10.1994 он не обращался, в связи с чем полагает, что заявление, на которое ссылается ответчик подложное, а ответчику сведения о его работе были известны ранее, однако умышленно скрывались с целью уменьшения размера пенсии. Полагает, что в данном случае перерасчет подлежит производить с 01.10.1994. В связи с несогласием с размером пенсии, истец обращался к ответчику с заявлением 16.03.2020, а также с жалобой от 20.09.2020. Считает, что уменьшение продолжительности общего трудового стажа привело к недоплате размера пенсии. Уменьшая общий трудовой стаж, ответчик уменьшает стажевой коэффициент, который необходим также для расчета суммы валоризации, что влечет уменьшение размера пенсии.
Просил суд признать противоречащим Конституции Российской Федерации, пенсионному законодательству и отдельным нормативным правовым актам, уменьшение ответчиком продолжительности общего трудового стажа; признать неправомерным факт исчисления ответчиком периода службы в Советской армии по призыву в трудовой (страховой) стаж в обычном (одинарном) размере, вместо двух лет работы (стажа) за один год военной службы по призыву, как того требует закон; признать неправомерным факт исключения ответчиком из общего трудового стажа время подготовки к трудовой деятельности - обучение в среднем специальном учебном заведении; признать неправомерным факт уменьшения ответчиком общего трудового стажа с 43 лет 8 мес. 19 дней до 37 лет 21 день, признать неправомерным факт уменьшения ответчиком исчисления стажа для валоризации с 47 полных лет до 43 полных лет; признать неправомерным факт уменьшения ответчиком стажевого коэффициента с 0,73 до 0,67; обязать ответчика выплатить ФИО2 общую сумму недополученной пенсии по вине УПФ без учета индексации в ценах до деноминации рубля 191 000 руб., в ценах после деноминации рубля 80 руб. 70 коп.; обязать ответчика выплатить ФИО2 общую сумму недополученной пенсии по вине УПФ с учетом индексации в ценах до деноминации рубля 8869 747 руб., в ценах после деноминации рубля 895 руб. 37 коп.; обязать ответчика возместить ФИО2 судебные расходы на копирование (распечатывание) документов в сумме 1 492 руб.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 31.05.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
С таким решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение.
В обоснование доводов жалобы, указывает, что судом первой инстанции допущены нарушения положения части 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда в окончательной форме изготовлено 22.06.2022, а не в течение 5 дней после оглашения резолютивной части решения, то есть 07.06.2022. Также указывает, что по состоянию на 01.10.1994 его трудовой стаж составляет 43 года 8 месяцев 19 дней, а не 37 лет 22 дня, как указывает Пенсионный орган. Полагает, что заявление о перерасчете пенсии от 08.12.1997 № является подложным документом, поскольку истцом не подписывался и не заполнялся. Считает, что данный документ был заполнен и подписан работником клиентской службы Пенсионного фонда. Кроме того, в указанном заявлении отсутствуют сведения о трудовой деятельности истца в период с 18.12.1993 по 01.10.1994. Общий трудовой стаж был заработан до 01.10.1994, то есть до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и Федерального закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Ссылаясь на положения статьей 91, 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 указывает, что учеба и служба в армии включаются в общий трудовой стаж, при этом служба в армии должна быть засчитана в двойном размере. Полагает необоснованным ссылку суда на положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку указанный Федеральный закон вступил в силу 01.01.2002, а истец получил трудовой стаж до 1995.
Также в апелляционной жалобе истец указывает, что на работника не возлагается обязанность по предоставлении сведений об увольнении. Такая обязанность возложена на работодателя, у которого храниться трудовая книжка, и который направляет данный документ в Пенсионный фонд после увольнения сотрудника в связи с выходом на пенсию для подсчета трудового стажа и назначении пенсии. Полагает необоснованным снижение продолжительности трудового стажа ответчиком, а также размера пенсии, в связи с отсутствием законных оснований.
Выражает несогласие с выводом суда о перерасчете пенсии с учетом льготного исчисления периода военной службы по призыву в двойном размере, ссылаясь на Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 30.03.1995 № 1-4-У, поскольку не учел Постановление Минтруда от 04.04.2003 № 16 «О признании утратившими силу некоторых актов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Считает необоснованным вывод суда о том, что независимо от снижения трудового стажа с 01.08.2000 (без периода обучения и исчисления периода военной службы по призыву в двойном размере календарный трудовой стаж составил 37 лет 21 день, вместо 43 лет 8 месяцев 29 дней) размер пенсии истца был увеличен, так как при исчислении пенсии в данном случае был выбран наиболее выгодный вариант расчета.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области ФИО7, действующая на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
В порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области ФИО7, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является получателем пенсии по старости с 17.12.1993.
Из пенсионного (выплатного) дела следует, что ФИО2 с 17.12.1993 назначена пенсия в связи с особыми условиями труда (по Списку №2) в соответствии с пунктом «б» статьи 12 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», размер которой с 17.12.1993 до 01.01.2002 рассчитывался в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в том числе с 01.08.2000 - с применением норм Федерального закона от 21.07.1997
№ 113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»), с 01.01.2002 до 01.01.2015 - в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 01.01.2015 - по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с применением норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3).
При назначении пенсии ФИО2 был учтен трудовой стаж по 17.12.1993 продолжительностью 40 лет 01 месяц 14 дней, в том числе работа в особых условиях - 12 лет 06 месяцев (по Списку № 1 - 1 год 05 месяцев, по Списку № 2 -
11 лет 01 месяц), а именно: с 01.09.1952 по 07.07.1956 (3 года 10 месяцев 07 дней) учеба, с 09.08.1956 по 14.06.1957 (10 месяцев 06 дней) по Списку № 1, с 15.06.1957 по 23.10.1957 (4 месяца 09 дней) по Списку № 2, с 10.11.1957 по 01.08.1958
(8 месяцев 22 дня) по Списку № 2, с 03.10.1958 по 08.12.1961 (3 года 02 месяца
06 дней), с 25.12.1961 по 22.10.1962 (9 месяцев 28 дней), с 24.10.1962 по 24.08.1965 (2 года 10 месяцев 01 день) военная служба по призыву, с 01.11.1965 по 14.02.1972 (6 лет 03 месяца 14 дней), с 15.02.1972 по 01.12.1973 (1 год 09 месяцев 17 дней) по Списку № 2, с 02.12.1973 по 25.06.1974 (6 месяцев 24 дня) по Списку № 1, с 26.06.1974 по 11.12.1974 (5 месяцев 16 дней), с 12.12.1974 по 30.04.1975 (4 месяца 19 дней) по Списку № 2, с 01.05.1975 по 10.02.1977 (1 год 09 месяцев 10 дней) по Списку № 2, с 11.02.1977 по 04.03.1980 (3 года 24 дня) по Списку № 2, с 05.03.1980 по 11.04.1989 (9 лет 01 месяц 07 дней), с 12.04.1989 по 30.12.1990 (1 год 08 месяцев 19 дней) по Списку № 2, с 02.01.1991 по 01.04.1992 (1 год 03 месяца) по Списку № 2, с 23.11.1992 по 17.12.1993 (1 год 25 дней).
О прекращении трудовой деятельности 01.10.1994 ФИО2 согласно материалам пенсионного дела представил в декабре 1997 года.
При обращении с трудовой книжкой у ФИО2 было принято заявление о перерасчете пенсии от 08.12.1997, на основании которого с 01.01.1998 трудовой стаж был пересчитан с учетом периода работы с 18.12.1993 по 01.10.1994 (продолжительностью 9 месяцев 14 дней) и составил 43 года 08 месяцев 29 дней (42 года 11 месяцев 15 дней + 9 месяцев 14 дней).
Заработная плата при назначении пенсии ФИО2 учтена за период 01.12.1992 по 30.11.1993.
До августа 2000 осовремененный заработок истца составлял 1004 руб.
34 коп., отношение среднемесячной заработной платы заявителя к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период составляет 1,218. До указанного времени ФИО2 выплачивалась пенсия, рассчитанная по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 без применения ИКП, в сумме 681 руб. 81 коп., в том числе: - 566 руб. 81 коп. (188 руб. 94 коп. х 3) ограничена 3-мя минимальными размерами пенсии за имеющийся трудовой стаж продолжительностью 43 года, поскольку расчетный размер пенсии составил
733 руб. 17 коп. (1004 руб. 34 коп. - осовремененный заработок х 73% - стажевый коэффициент за 43 года трудового стажа); 115 руб. (100 руб. х 1,15) - компенсационная выплата с учетом районного «уральского» коэффициента (1,15).
После вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ, не уменьшался.
По состоянию на 01.01.2002 расчетный пенсионный капитал у ФИО2 составил 128 661 руб. 12 коп.: 0,67 х 1,2 х 1 671 руб. = (1 343 руб. 48 коп. - 450 руб.) х 144, при этом была использована формула расчета пенсии, указанная в настоящее время в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Увеличения трудовой пенсии по старости у ФИО2 произведенная конвертация не повлекла и ее размер остался прежним 1 343 руб. 48 коп. (450 руб. - базовая часть, 893 руб. 48 коп. - страховая часть).
После очередных индексаций в течение 2002 - 2010 годов размер пенсии ФИО2 до 01.01.2010 составлял 5 848 руб. 61 коп. (2 562 руб. - базовая часть, 3 286 руб. 61 коп, - страховая часть).
Трудовой стаж до 01.01.1991, исчисленный без периода учебы и двойного исчисления военной службы по призыву, у ФИО2 составляет 33 года
11 месяцев 12 дней, соответственно от расчетного пенсионного капитала взято 10% и плюс еще 33%, всего - 43%.
С учетом суммы, полученной при осуществлении валоризации пенсионных прав, пенсия у ФИО2 с 01.01.2010 составила 7 261 руб. 82 коп. (2 562 руб. -фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости +
4 699 руб. 82 коп. - страховая часть трудовой пенсии по старости, в том числе сумма валоризации -1 413 руб. 21 коп. (128 661 руб. 12 коп. х 43% - 55 324 руб.
28 коп. / 144 х 3,6784).
После очередных индексаций в течение 2010-2014 годов размер трудовой пенсии по старости у ФИО2 до 01.01.2015 составлял 11 083 руб. 63 коп.
(3 910 руб. 34 коп. - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости + 7 173 руб. 29 коп. - страховая часть трудовой пенсии по старости).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком обоснованно произведен расчет размера трудовой пенсии по старости ФИО2 в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как наиболее выгодный, без учета периода учебы и с учетом службы по призыву в календарном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 01.01.2002, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Не соглашаясь с расчетом трудового стажа при назначении пенсии, истец ссылался на необходимость учета службы в армии в льготном исчислении с даты назначения пенсии со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих».
Согласно части 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей по состоянию на 17.12.1993) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.
В соответствии со статьей 93 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ФИО2 при назначении пенсии с 17.12.1993 года (в редакции, действовавшей на день назначения пенсии истцу) периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).
Вместе с тем, на день назначения пенсии Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не предусматривалось льготное исчисление службы армии. Изменения в статью 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми предусматривалось право на включение периода службы в общий стаж в льготном исчислении (в двойном размере) были внесены Федеральным законом от 27.01.1995 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
Доводы ФИО2 о том, что его страховой стаж на дату обращения за пенсией подлежал учету исходя из льготного исчисления службы в армии, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» имеют разные предметы правового регулирования, поэтому доводы истца, сводящиеся к тому, что фактически Закон Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» регулирует правоотношения в области пенсионного обеспечения применительно к рассматриваемой правовой ситуации лишены правовых оснований и ошибочны.
Согласно статье 121 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» размер назначенной пенсии изменяется: при возникновении права на ее повышение - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами; при наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Перевод с одной пенсии на другую производится с первого числа месяца, следующего за тем, в котором подано соответствующее заявление со всеми необходимыми документами.
Перерасчет пенсии с учетом льготного исчисления периода военной службы по призыву в двойном размере, согласно пункту 1 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 30.03.1995 № 1-4-У (далее - Указания), был произведен 01.09.1996 в отсутствие заявления истца о повышении пенсии со всеми необходимыми документами, при этом с заявлениями о перерасчете трудового стажа в соответствии с изменениями, внесенными в статью 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» истец так и не обращался. После перерасчета общий трудовой стаж ФИО2 составил 42 года
11 месяцев 15 дней (40 лет 01 месяц 14 дней + 2 года 10 месяцев 01 день).
Доводы истца о том, что заявление от 08.12.1997 он не подписывал, не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку не повлекли нарушения прав истца. В соответствии с данными заявлением с 01.01.1998 был произведен перерасчет трудового стажа ФИО2 в сторону увеличения и составил 43 года 08 месяцев 29 дней (42 года
11 месяцев 15 дней + 9 месяцев 14 дней).
Не соглашаясь с решением суда, истец также ссылался, что указанный перерасчет должен был быть произведен ранее, поскольку работодатель обязан сообщать сведения о прекращении трудовых отношений.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 09.04.1969 № 263 «О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» в целях упрощения порядка оформления документов для назначения пенсий рабочим служащим и их семьям, обеспечения своевременного и правильного назначения пенсий, а также создания необходимых условий для проведения механизированного учета выплаты пенсий на администрации предприятий, учреждений и организаций была возложена обязанность по подготовке (совместно с фабричными, заводскими, местными комитетами профсоюзов) документов, необходимых для назначения пенсий рабочим, служащим и их семьям, а также по представлению их к назначению пенсий.
Согласно пункту 141 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 (далее - Положение), и действовавшего на момент назначения пенсии истца, а также окончания трудовой деятельности, заявление о назначении пенсии рабочим, служащим и членам их семей (в случае потери кормильца) подавалось администрации предприятия, учреждения, организации по месту последней работы. Администрация, оформив необходимые документы о стаже и заработке, в 10-дневный срок со дня поступления заявления направляла их (вместе с поданным заявлением и представлением) в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства заявителя.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца доказательств, подтверждающих подачу такого заявления администрации предприятия, где трудился ФИО2, представлено не было.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» был введен новый порядок исчисления пенсий. В части подсчета размера пенсии для неработающих пенсионеров размер пенсии стал исчисляться с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП), определяемого путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа (стажевый коэффициент), на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
При определении размера пенсии с 01.02.1998 территориальными органами Пенсионного Фонда России исчисление общего трудового стажа и размера пенсии проводилось по двум вариантам: 1) с учетом периодов учебы и применением льготного порядка исчисления отдельных периодов работы, определение размера пенсии по статьям 16 - 18 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; 2) без периодов обучения и применения льготного порядка исчисления стажа, определение размера пенсии с применением ИКП в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
При определении ИКП, в соответствии с пунктом «б» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.1997 № 113-Ф3) учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом «ж» статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов «а» и «е» статьи 92 Закона. При этом часть вторая статьи 16 Закона не применяется.
При расчете по второму варианту период обучения не подлежит включению в общий трудовой стаж и в расчет стажевого коэффициента не входит, периоды военной службы учитываются в одинарном размере.
В соответствии с пунктом «г» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.1997 № 113-Ф3) размер пенсии, исчисленный с применением ИКП не может быть менее соответствующего минимального размера пенсии, установленного нормами данного закона, то есть без применения ИКП.
Продолжительность трудового стажа для исчисления размера пенсии с применением ИКП у ФИО2 составил 37 лет 21 день (43 года 08 месяцев 29 дней - 2 года 10 месяцев 01 день (льготное исчисление периода военной службы по призыву) - 3 года 10 месяцев 07 дней (период обучения)). Стажевый коэффициент составил 0,67 (0,55 (за требуемые 25 лет общего трудового стажа) + 0,12 (37 лет (имеющийся у заявителя трудовой стаж) - 25 лет (требуемый для мужчин стаж продолжительностью 25 лет)).
Согласно пункту «а» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.1997 № 113-Ф3) индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за то же период, при этом, предельная величина соотношения заработных плат не могла быть выше 1,2.
Заработная плата при назначении пенсии ФИО2 была учтена за период с 01.12.1992 по 30.11.1993. Осовремененный заработок до августа 2000 года составлял 1 004 руб. 34 коп., отношение среднемесячной заработной платы заявителя к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период составлял 1,218.
При расчете пенсии истца пенсионным органом не могло быть применено предельное отношение заработков, которое может быть учтено при исчислении расчетного размера трудовой пенсии, поскольку оно не может быть выше чем 1,2, такое ограничение было предусмотрено вышеуказанным пунктом «а» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку получать пенсию с применением ИКП с 01.02.1998 истцу было невыгодно, ему до августа 2000 года выплачивалась пенсия, рассчитанная без применения ИПК.
Пенсию с применением ИКП ФИО2 стало выгодно получать только с 01.08.2000.
В связи с увеличением среднемесячной заработной платы по стране и ограничения отношения заработков, применяемых для исчисления ИКП, размер пенсии ФИО2 пересчитывался и до 01.01.2002 составлял 1 343 руб. 48 коп.
Суд первой инстанции, делая такой вывод, привел подробный расчет в подтверждение данного вывода.
Судебная коллегия не усматривает оснований для повторного его приведения, поскольку расчет обоснован, подтвержден представленными в материалы дела расчетами и копией пенсионного дела истца, отражающего основания, порядок и размеры расчета и перерасчета истцу пенсии с момента.
С 01.01.2002 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была произведена конвертация (преобразование) пенсионных прав ранее назначенных пенсий. Трудовая пенсия по старости была разделена на базовую и страховую части.
Данным законом был определен порядок оценки пенсионных прав и расчета пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала с учетом стажевого коэффициента и отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку по стране на тот же период (статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в первоначальной редакции).
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002, учитывается в календарном порядке, в которую включаются лишь периоды, перечень которых содержит этот пункт.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления его в силу, пересчитываются без заявлений пенсионеров.
Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
Расчетный пенсионный капитал у ФИО2 на 01.01.2002 составил 128 661 руб. 12 коп.: 0,67 х 1,2 х 1 671 руб. = (1 343 руб. 48 коп. - 450 руб.) х 144.
Увеличения трудовой пенсии по старости у ФИО2 произведенная конвертация не повлекла и ее размер остался прежним 1 343 руб. 48 коп. (450 руб. (базовая часть) + 893 руб. 48 коп. (страховая часть)).
В течение 2002 - 2010 годов размер пенсии истца неоднократно индексировался, по состоянию на 01.01.2010 составил 5 848 руб. 61 коп. (2 562 руб. (базовая часть) + 3 286 руб. 61 коп. (страховая часть)).
С 01.01.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) в статью 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введены варианты исчисления пенсии, общего трудового стажа и размера пенсии.
Также Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ введена статья 30.1 в соответствии с пунктом 1 которой осуществлена вапоризация - увеличение денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002. Пенсионные права, приобретенные до 2002 года, проиндексированы на 10% + 1% дополнительной индексации за каждый год «советского» стажа, отработанного до 1991 года.
Трудовой стаж истца до 01.01.1991 составил (без периода учебы и двойного исчисления военной службы по призыву) 33 года 11 месяцев 12 дней, что составляет 43 % (10 % расчетного пенсионного капитала + 33 %).
Размер пенсии ФИО2 с 01.01.2010 составил 7 261 руб. 82 коп. (2 562 руб. (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) + 4 699 руб. 82 коп. (страховая часть трудовой пенсии по старости, в том числе сумма валоризации 1 413 руб. 21 коп. (128 661 руб. 12 коп. х 43% = 55 324 руб. 28 коп./144 х 3,6784 (суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала до 01.01.2010).
Пенсия ФИО2 по старости после неоднократных индексаций составила по состоянию на 01.01.2015 11083 руб. 63 коп., из которых 3 910 руб. 34 коп. -фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, 7 173 руб. 29 коп. - страховая часть трудовой пенсии по старости).
До 01.01.2015 одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.
При этом согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
Данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона 24.07.2009 № 213-ФЗ вступали в силу с 01.01.2015, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 01.01.2015.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 01.01.2015 были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
В Федеральном законе «О страховых пенсиях» страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 01.01.2015 (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 01.01.2015, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Для пенсионеров, получавших на 31.12.2014 трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» (01.01.2015) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 01.01.2015 в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», фиксированная выплата к ней.
Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Величина ИПК за периоды до 01.01.2015 ФИО2 была определена на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) поделенного на стоимость одного пенсионного коэффициента и составила 111,908 (7 173 руб. 29 коп. - страховая часть трудовой пенсии по старости: 64 руб. 10 коп. - стоимость одного ИПК, установленного на 01.01.2015).
Кроме того, к страховой пенсии по старости, в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», была назначена фиксированная выплата, размер которой по состоянию на 01.01.2022 составил 6 564 руб. 31 коп., лицам, достигшим возраста 80 лет -13 128 руб. 62 коп.
С учетом изменения стоимости одного пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии в течение 2015 - 2022 годов, а также в связи с достижением возраста 80 лет, размер страховой пенсии по старости на дату вынесения решения у ФИО2 составил 25 143 руб. 06 коп.: 6 564 руб. 31 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости + 6 564 руб. 31 коп. - повышение фиксированной выплаты за достижение возраста 80 лет + 12 014 руб. 44 коп. (111,908 х 107 руб. 36 коп.(стоимость одного ИПК с 01.01.2022).
Истец является получателем пенсии, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (общий трудовой стаж учтен в количестве 37 лет (для вапоризации - 33 года), без периода учебы и с учетом службы по призыву в календарном порядке), размер получаемой пенсии на 21.01.2022 составил 25143 руб. 06 коп. (т. 1 л.д. 190).
При условии оценки пенсионных прав истца по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитывающему периоды учебы и льготное исчисление службы в армии счетный размер пенсии истца на 21.01.2022 составил бы 19045 руб. 34 коп. (т. 1 л.д. 198).
Таким образом, при оценке пенсионных прав для подсчета размера трудовой пенсии ФИО2 избран наиболее выгодный для него вариант.
Смешанное применение способов определения расчетного размера трудовой пенсии одновременно по пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не допускается.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом правовой оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции, имеющих значение для дела, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Обжалуемое решение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права верно применены и истолкованы.
В силу изложенного решение суда является правильным и изменению либо отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 31 мая
2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.Г. Ушакова
Судьи: В.В. Скиндерева
Н.С. Душечкина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2022 г.