Дело №5-1500/20
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием защитника <ФИО>10,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
Чупрунова Павла Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, холостого, не работающего, проживающего в Санкт-Петербурге, по адресу: <адрес>,,
о совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протолку об административном правонарушении Чупрунов П.В. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:
27 февраля 2020 года Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга согласовал проведение 29 февраля 2020 года публичного мероприятия – пикетирования на площадке перед памятным знаком «Соловецкий камень» на Троицкой пл. в Санкт-Петербурге в период с 12.00 до 13.00 с заявленным количеством участников в 200 человек, с целью почтить память об убитом 27 февраля 2015 года российской политике Борисе Немцове.
29 февраля 2020 года около 13.00 Чупрунов П.В., совместно с неустановленными гражданами в количестве не менее 200 человек, являясь участником согласованного в установленном порядке публичного мероприятия, лично нарушил установленный порядок проведения пикетирования, выразившееся в использовании звукоусиливающего технического средства, в нарушение порядка проведения публичного мероприятия - пикетирования, установленного п.6 ст.2 ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ).
Чупрупов П.В. в период проведения согласованного в установленном порядке публичного мероприятия, в виде пикетирования, 29 февраля 2020 года около 13.00, находясь на площадке перед памятным знаком «Соловецкий камень» на Троицкой пл. в Санкт-Петербурге, использовал звукоусиливающее техническое средство, с целью обращения к присутствующим гражданам, произнес следующие слова: «Уважаемые друзья, я хотел бы добавить несколько слов об организаторах и заказчиках данного убийства…», а так же используя звукоусиливающее техническое средство, 5 раз подряд скандировал лозунг: «Путина, Кодырова в отставку».
Своими действиями Чупрунов П.В. нарушил требования п.2 ч.3 ст.6, п.6 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Чупрунов П.В., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела с участием защитника, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствии.
Защитник <ФИО>10 в судебном заседании просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку звукоусиливающее оборудование было передано Чупрунову П.В. организатором публичного мероприятия.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.
Частью пятой ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ.
В ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (ч.6 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно п.8 ч.2 Федерального закона N 54-ФЗ регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.
В подтверждение вины Чупрунова П.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, представлены:
- протокол об административном правонарушении АП № от 03 июня 2020 года, в котором изложены вышеуказанные события административного правонарушения;
- сообщение начальнику УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга из Центра по противодействию экстремизму об установлении участника публичного мероприятия 29.02.2020 с 12.00 до 13.00 на Троицкой пл. в Санкт-Петербурга на площадке перед памятным знаком «Соловецкий камень» Чупрунова П.В.;
- акт о проведении осмотра Интернет-ресурса от 02.03.2020 года, составленного старшим оперуполномоченным 4 отдела Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области <ФИО>4, согласно которому произведен осмотр информационного видеоматериала, размещенного в сети «Интернет» видеохостинга «Ютуб» в свободном доступе по адресу <адрес> в целях фиксации вышеуказанного материала были произведены сверка даты и времени отображенной на панели с реальными датой и временем, сделаны скриншоты, видеозапись скопирована на DVD-R; к акту прилагается диск, скриншоты;
- справка от 02.03.2020 года оперуполномоченного <ФИО>4 с приложением фотоматериалов об изучении вышеуказанной видеозаписи и установлении участника, зафиксированного на скриншоте, как Чупрунова Павла Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- скриншоты и видеозаписи на DVD-носителе, на которых следует, что во время сбора граждан около метро «Горьковская» сотрудниками полиции неоднократно оглашались уведомления-предупреждения, о том, что будет проводиться пикетирование на Троицкой площади; во время прохода граждан от станции метро «Горьковская» к Троицкой площади Чупрунов П.В. несет плакат: портрет Б.Немцова и надпись; при проведении пикетирования на момент воспроизводства видеозаписи в период с 1 час. 15 мин. до 1 час. 30 минут организаторы публичного мероприятия используют звукоусиливающую аппаратуру и передают её другим выступающим, в том числе, среди последних, <ФИО>5, который выступает и скандирует вышеуказанный лозунг с её использованием;
- копия объяснений Чупрунова П.В. от 29.02.2020, из которых следует, что в указанный день он участвовал в массовом пикете;
- текст обращения, использованный сотрудниками полиции для информирования и предупреждения граждан во время движения по Александровскому парку в сторону Троицкой площади;
- объяснения старшего сержанта полиции <ФИО>6, согласно которым при исполнении служебных обязанностей 29.02.2020 года он с помощью громкоусиливающей аппаратуры неоднократно уведомлял группу граждан, коллективно движущихся от стации метро Горьковская в сторону Троицкой площади о недопустимости использования средств наглядной агитации и скандирования лозунгов, а также предупреждал об ответственности и требовал прекратить проводимое с нарушением закона шествие; однако в период прохождения к месту пикетирования, несмотря на предупреждения, гражданами скандировались лозунги, а также он видел граждан, которые демонстрировали плакаты;
- копия постовой ведомости расстановки патрульно-постовых нарядов, в которой 29.02.2020 года указан Пискунов;
- сообщение из администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о том, что было согласовано публичное мероприятие в форме пикетирования 29.02.2020 года с 12:00 до 13:00, с местом проведения на площадке перед памятным знаком «Соловецкий камень» на Троицкой пл. в Санкт-Петербурге, заявленное количество участников 200 человек, организаторы: <ФИО>7, <ФИО>8, <ФИО>9, цель проведения: «память об убитом 27 февраля 2015 года российском политике Борисе Немцове».
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из представленных доказательств следует, что Чупрунов П.В. находился в составе участвующих на Троицкой площади в пикетировании граждан, произнес речь со словами слова: «Уважаемые друзья, я хотел бы добавить несколько слов об организаторах и заказчиках данного убийства…» и скандировал лозунг: «Путина, Кодырова в отставку» с использованием звукоусиливающих технических средств, которые ему были переданы организаторами мероприятия. При этом, ни в одном из фрагментов видеозаписи, ни при исследовании других доказательств факт наличия замечаний о нарушении регламента или порядка публичного мероприятий - пикетирования, в связи с использованием звукоусиливающей аппаратуры организаторы публичного мероприятия или сотрудники полиции не делали. Звукоусиливающая аппаратура не находилась при Чупрунове П.В., а была передана ему организаторами публичного мероприятия.
При таких обстоятельствах собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Чупрунова П.В. нарушений п.2 ч.3 ст.6 Федерального закона №54-ФЗ, и, соответственно, объективной стороны состава административного правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, и предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу в отношении Чупрунова П.В. подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.5 ░░. 20.2 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░