Дело № 2а-1704/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 октября 2018 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Рохлиной А.А.,
с участием помощника прокурора Ерошенко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Бабушкинского межрайонного прокурора г.Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Савенкову А.Н. о прекращении действия права на управление транспортным средством,
установил:
Бабушкинский межрайонный прокурор г.Москвы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Савенкову А.Н. о прекращении действия права на управление транспортным средством. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной им проверки установлено, что Савенков А.Н. имеет водительское удостоверение. Вместе с тем, по уголовному делу, где он является обвиняемым, установлено экспертным заключением, что у него имеется синдром зависимости от стимуляторов. Полагает, что в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц. По указанным основаниям, просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Савенкова А.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, которое подтверждено выданным водительским удостоверением серии №*** от ДД.ММ.ГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер».
В судебном заседании помощник прокурора Ерошенко Ю.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Савенков А.Н. надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, находится <...>.
Представители заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» по доверенности Ракитина О.И., Заиграйкин Ю.И. полагали административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо УГИБДД УМВД России по Орловской области, надлежаще извещенное о рассмотрении дела, в суд не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании, и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу ст. 24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями статьей 27 Закона подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», не допускаются к управлению транспортными средствами лица, состоящие на учете с диагнозами: алкоголизм, наркомания, токсикомания; наркомания относится к заболеваниям, препятствующим управлению транспортным средством (согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19; в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16, F18, F19)), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 №1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерному учету, то есть динамическому наблюдению, в том числе необходимому обследованию за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации подлежат больные наркоманией и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией, в том числе при наличии подтвержденной стойкой ремиссии по истечении определенного времени в зависимости от диагноза больного.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление авто- и мототранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что Савенков А.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами - водительское удостоверение №*** от ДД.ММ.ГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с заключением комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГ №*** <данные изъяты>, проведенной в рамках <данные изъяты> в отношении Савенкова А.Н., у последнего <данные изъяты> Об этом свидетельствуют данные анамнеза, медицинской документации, материалы уголовного дела о длительном и <данные изъяты>
Савенков А.Н. нуждается в прохождении лечения, медицинской и социальной реабилитации.
Более того, согласно пояснениям, данным в ходе судебного заседания представителем БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» по доверенности Заиграйкиным Ю.И., Савенков А.Н. состоит на учете в учреждении, что является препятствием для управления транспортными средствами.
Таким образом, состояние здоровья Савенкова А.Н. не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющейся у административного ответчика зависимости от наркотических веществ являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, суд с учетом наличия у административного ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора о прекращении действия предоставленного Савенкову А.Н. права на управление транспортными средствами.
Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 19, 22, 175-181 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №*** ░░ ░░.░░.░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░