Судья Воронцов А.В. № 33-3063/2024 (№ 2-309/2024)
УИД 86RS0001-01-2023-005924-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего-судьи Яковлева Д.В.,
судей Бойко Д.А., Решетниковой О.В.,
при ведении протокола секретарем Чайка Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Муниципальному предприятию «Жилищно-коммунальное управление», администрации города Ханты-Мансийска, департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе (ФИО)1
на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 февраля 2024 года,
Заслушав доклад судьи Яковлева Д.В., объяснения представителя истицы – Ларман Ф.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, и представителя ответчика департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска – Балашова Д.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к МП «Жилищно-коммунальное управление», администрации города Ханты-Мансийска, департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска и просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: (адрес).
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что работает в МП «Жилищно-коммунальное управление» с 01 апреля 2007 года. Квартира является муниципальной собственностью и находится в хозяйственном ведении МП «Жилищно-коммунальное управление» с 29 апреля 2016 года. Пояснила, что МП «Жилищно-коммунальное управление» предоставило ей и членам ее семьи указанное служебное помещение для временного проживания. В передаче служебной квартиры в собственность в порядке приватизации МП «Жилищно-коммунальное управление» отказало со ссылкой на изменения внесенные в статью 23 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска №131 от 25 ноября 2011 года. Полагала нарушенным ее право на приватизацию. Указала, что изменения, на которые ссылался ответчик, приняты после ее обращения с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене постановленного решения суда и удовлетворении заявленных требований. Считает, что имеет право на приватизацию, поскольку прожила в спорном жилом помещении более 3 лет, право на приватизацию ранее не использовала. Указывает, что запрет на приватизацию введен решением Думы города Ханты-Мансийска от 27 октября 2023 года, то есть после ее волеизъявления на приватизацию занимаемого жилого помещения. Считает, что дополнения к ее заявлению лишь конкретизируют первоначальное волеизъявление. Не применимой к спорным правоотношениям считает ссылку суда первой инстанции на постановление администрации города Ханты-Мансийска от 29 сентября 2014 года №923, устанавливающего административный регламент по передаче в собственность в порядке приватизации жилищного фонда социального использования.
В суд апелляционной инстанции истица не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена телефонограммой 22 мая 2024 года, обеспечила явку своего представителя. Третьи лица (ФИО)7 и (ФИО)9, а также ответчики МП «Жилищно-коммунальное управление» и администрация города Ханты-Мансийска, извещены телефонограммами 22 мая 2024 года.
Ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки неявившиеся участники процесса в судебную коллегию не представили.
Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент предоставления истицей необходимых документов для рассмотрения вопроса о приватизации действовал прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений. Указал, что к первичному заявлению о приватизации не были приложены необходимые для рассмотрения соответствующего вопроса документы.
Такие выводы суда являются правильными.
Спорная квартира по адресу (адрес), находится в собственности муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск и в период с 29 апреля 2016 года по 23 ноября 2023 года находилось в хозяйственном ведении ответчика МП «Жилищно-коммунальное управление» (л.д. 14-15).
Как следует из материалов дела, истица с (дата) по (дата) проживала в (адрес) изначально в (адрес), а впоследствии в (адрес) (л.д. 28, 32-33).
Согласно трудовой книжке истица начала работать в МП «Жилищно-коммунальное управление» с 01 апреля 2007 года (л.д. 18 оборот), а в соответствии с ответчиками в паспорте она была впервые зарегистрирована по месту жительства в (адрес) 09 ноября 2007 года. Впоследствии 12 октября 2012 года была зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес), ком. (номер), а с 11 сентября 2019 года в спорной квартире (л.д. 16).
(дата) МП «ЖКУ» (наймодатель) и (ФИО)1 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения, по которому истице и членам ее семьи была представлена спорная квартира. Совместно с истицей в квартиру вселены (ФИО)9 и Р.М. (л.д. 19-21).
Согласно полученному ответу из администрации г. Ханты-Мансийска сведения о приватизации истицей жилых помещений на территории города Ханты-Мансийска отсутствуют. В соответствии со справкой филиала ППК «Роскадастр» в Республике Дагестан от 17 октября 2023 года истица не участвовала в приватизации на территории республики в период с 01 января 1991 года по 01 января 1999 включительно (л.д. 25). А согласно справке сельского поселения «Сельсовет Алиханмахинский» от 12 октября 2023 года истица в приватизации муниципального жилья в период с 01 января 1999 года по 14 апреля 2002 года участия не принимала.
17 октября 2023 года (ФИО)1 обратилась с заявлением к директору МП «Жилищно-коммунальное управление» и просила передать спорную квартиру ей в собственность в порядке приватизации, а в договор приватизации включить также ее супруга (ФИО)9 (л.д. 10).
В этот же день (ФИО)1 обратилась к директору департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о даче согласия МП «Жилищно-коммунальное управление» на приватизацию поименованной квартиры (л.д. 11).
03 ноября 2023 года квартира включена в казну города Ханты-Мансийска (л.д. 54).
15 ноября 2023 года (ФИО)1 представила директору МП «Жилищно-коммунальное управление» дополнение к заявлению о приватизации квартиры, просила включить в договор приватизации только ее, поскольку супруг (ФИО)9 и сын (ФИО)7 отказались от права на приватизацию служебной квартиры (л.д. 12). К дополнению были приложены: копия паспорта истицы, копия договора найма, нотариальное согласие (ФИО)9 и Р.М., копии уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, адресная справка, справка ГБУ «Дагтехкадастр», справка ГБУ «Дагтехкадастр», справка «Роскадастр», копия похозяйственной книги, копия домовой книги, справка Алимаханмахинского сельсовета (л.д. 16-35).
21 ноября 2023 года письмом МП «Жилищно-коммунальное управление» уведомило истицу о невозможности передать ей в собственность в порядке приватизации спорную квартиру (л.д. 3).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 11 упомянутого закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Статьей 6 того же закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 57 Устава г. Ханты-Мансийска, Администрация г. Ханты-Мансийска в области управления имуществом осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска, в соответствии с федеральным законодательством, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальными правовыми актами города.
Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25 ноября 2011 года № 131 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Ханты-Мансийска, которое определяет порядок управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Ханты-Мансийска.
В силу статьи 2 Положения, под распоряжением муниципальным жилищным фондом подразумевается совокупность действий администрации г. Ханты-Мансийска и ее отраслевых (функциональных) органов, направленных на отчуждение, в том числе в порядке приватизации, муниципальных жилищных помещений. Муниципальный жилищный фонд подразделяется в зависимости от целей использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно статье 23 Положения (в редакции на 17 октября 2023 года) право на приватизацию находящихся в хозяйственном ведении жилых помещений, занимаемых на основании договора найма служебного жилого помещения, имеет наниматель, проживший в занимаемом жилом помещении не менее 3 лет (часть 1). Решение о приватизации жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении, принимается муниципальными предприятиями в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города (часть 2). Служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда, находящиеся в казне города Ханты-Мансийска, приватизации не подлежат (часть 3).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.6 Решения Думы города Ханты-Мансийска от 27 октября 2023 года № 208-VII РД статья 23 Положения была изложена в следующей редакции: «Статья 23. Служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда приватизации не подлежат». В силу пункта 2 упомянутого решения Думы города Ханты-Мансийска оно вступает в силу после его официального опубликования, то есть после 27 октября 2023 года, когда оно было опубликовано в газете «Самарово-Ханты-Мансийск», № 48.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным, их приватизация возможна в случае принятия соответствующего решения собственником жилищного фонда. Муниципальное законодательство города Ханты-Мансийска наделяло определенные категории граждан правом на приватизацию служебного жилья, что являлось мерой социальной поддержки, которая добровольно принята органом местного самоуправления, однако такие положения были отменены с 27 октября 2023 года.
В рассматриваемом случае истица, ссылаясь на возникновение у нее права на приватизацию занимаемого ею служебного жилого помещения, указала на обращение к МП «Жилищно-коммунальное управление» с соответствующим заявлением 17 октября 2023 года, то есть в период действия Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Ханты-Мансийска, допускающего приватизацию служебных жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно правовой позиции изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Эта же правовая позиция продублирована и в пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации « 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, согласно которому включение жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность (до государственной регистрации права собственности).
Из системного толкования приведенных положений закона следует, что однократное право на приватизацию жилого помещения возникает у граждан в силу определенных фактических обстоятельств, в том числе правомерности занятия жилого помещения, наличия у жилого помещения определенного правового статуса, подтверждение гражданином того факта, что ранее право на приватизацию использовано не было и пр. Именно поэтому возникновение у гражданина права на приватизацию занимаемого жилого помещения (которому корреспондирует обязанность компетентного органа заключить договор приватизации) Верховный Суд Российской Федерации связывает не с моментом выражения лицом воли на заключение такого договора, а с моментом обращения в компетентный орган со всеми необходимыми для этого документами, поскольку в противном случае вывод о наличии у гражданина права на приватизацию занимаемого жилого помещения сделан быть не может.
Частью 2 статьи 23 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности г. Ханты-Мансийска (в редакции на 17 октября 2023 года), было установлено, что решение о приватизации жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении, принимается муниципальными предприятиями в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города.
В судебном заседании представитель ответчика указал, что административный регламент рассмотрения заявлений о приватизации служебных жилых помещений утвержден не был. При этом не оспаривал, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда)», утвержденный Постановлением администрации города Ханты-Мансийска от 29 сентября 2014 года № 923 в рассматриваемом случае неприменим по причине разработки такового для рассмотрения заявлений о приватизации жилых помещений, занимаемых на условиях социального найма.
Несмотря на имеющийся пробел в нормативном регулировании, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что право на приватизацию жилых помещений предоставлено гражданам однократно, в связи с чем, обращаясь за приватизацией занимаемого служебного жилого помещения, истица была обязана предоставить все необходимые документы, позволяющие сделать вывод о наличии у компетентного органа обязанности передать запрашиваемое жилое помещение в ее собственность.
Материалы дела не позволяют сделать вывод о выполнении истицей этого, поскольку 17 октября 2023 года ею было подано лишь заявление, содержащее просьбу передать ей и ее супругу занимаемое служебное помещение. К таковому не было приложено ни одного документа, позволяющего сделать вывод как о законности проживания истицы и членов ее семьи в таковом, так и сохранении у нее и членов ее семьи права на приватизацию жилых помещений, равно как и количества проживающих в жилом помещении лиц.
Анализ поступившего 15 ноября 2023 года от истицы дополнения к заявлению и приложенных к таковому документов свидетельствует о том, что практически вся документация необходимая для решения вопроса о приватизации служебного жилого помещения датирована после 27 октября 2023 года, то есть после установления законодательного запрета на приватизацию служебных жилых помещений.
Следует обратить внимание и на то, что как среди поданных заявителем документов, так и в распоряжении суда на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции отсутствуют доказательства того, что истица не реализовала свое право на приватизацию в период с 13 апреля 2002 года, когда она была зарегистрирована по месту жительства в (адрес), по 09 ноября 2007 года, когда она впервые была зарегистрирована по месту жительства в (адрес).
Указанное позволяет сделать вывод о том, что как на 17 октября 2023 года, так и на 15 ноября 2023 года и даже на момент рассмотрения дела судом, истица не имела и не имеет документации, свидетельствующей о возможности использования ею своего однократного права на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Как следствие этого, обязанность по передаче такового ей в собственность у ответчиков на основании поданного заявления не возникла, а иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий Яковлев Д.В.
Судьи коллегии Бойко Д.А.
Решетникова О.В.