Решение по делу № 2а-1249/2020 от 31.08.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Сухановой А.Г.

при секретаре Домрачевой О.С.

с участием представителя административного истца "ШАВ". – адвоката Медведевой О.Н., представившей удостоверение и ордер ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске 30 сентября 2020 г. административное дело по административному исковому заявлению "ШАВ" к ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в лице военного комиссариата г.Шадринска и Шадринского района, призывной комиссии г.Шадринска о признании незаконным решения о направлении для обследования в психоневрологический диспансер,

у с т а н о в и л:

"ШАВ" обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату г.Шадринска и Шадринского района о признании незаконным решения о направлении для обследования в психоневрологический диспансер. В заявлении указал, что 30.06.2020 при прохождении медицинской комиссии военный комиссариат направил его в ГКУ «ШОПНД» г.Шадринска для стационарного обследования с диагнозом ... ему было выдано направление от 30.06.2020. Решение военкомата о направлении в ПНД считает незаконным и необоснованным, так как оснований для вынесения такого решения не имелось. В направлении указано, что он неоднократно направлялся на стационарное обследование в ШОПНД, но не проходил его, в 2017 году нанес себе порезы на левом предплечье, так как «скучно было», сейчас остались единичные бледные рубцы на левом предплечье. Действия ответчика нарушают его конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что у ответчика имелись основания для направления его для медицинского освидетельствования в ПНД, не имеется. Суицидальных попыток у него не было. Имеющиеся у него на левом предплечье рубцы – результат несчастного случая. Наличие порезов не является основанием для направления в ПНД. Он никогда не обращался за медицинской помощью к врачу-психиатру, проблем с психологическим здоровьем не испытывал, на учете в ПНД по месту жительства не состоял и не состоит. При направлении в медицинскую организацию ему не выдали амбулаторную карту больного и два бланка акта исследования состояния здоровья. С учетом уточнения исковых требований просит признать решение о направлении его в ГКУ ШОПНД г.Шадринска для стационарного обследования от 30.06.2020 незаконным и необоснованным.

В порядке подготовки по делу в качестве ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», в качестве заинтересованного лица - призывная комиссия г.Шадринска, которая впоследствии привлечена в качестве соответчика.

Административный истец "ШАВ" в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца – адвокат Медведева О.Н. в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что в 15 лет "ШАВ" в результате несчастного случая получил травму руки, отчего на предплечье остались рубцы. Врачу в военкомате о их происхождении он ничего не рассказывал, суицидальных попыток никогда не предпринимал, на учете у врача-психиатра не состоял, потому оснований для направления его на стационарное обследование у ответчиков не имелось. Обращала внимание, что срок для явки в военкомат с результатами обследования установлен до 09.07.2020, тогда как обследование проводится не менее 2 недель.

Представитель административного ответчика призывной комиссии г.Шадринска в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в возражениях полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданина на основании решения комиссии по постановке гражданина на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования, принятого по заключению врачей-специалистов, гражданин направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования не признал, в возражениях указал и ранее в судебном заседании пояснил, что "ШАВ" является гражданином, подлежащим призыву на военную службу, не пребывающим в запасе, с ...2017 состоит на воинском учете призывников. Ранее у него врачом-психиатром в ходе медицинского осмотра на призывной комиссии были выявлены многочисленные порезы левого предплечья, ему выдавались направления на стационарное обследование в психоневрологический диспансер, которое он не проходил. 30.06.2020 ему вновь по результатам осмотра врача-психиатра было выдано направление для прохождения обследования и получения медицинского заключения для уточнения диагноза заболевания, которое им не пройдено. Указывала, что амбулаторная карта больного выдается в медицинском учреждении по требованию самого гражданина, а бланки акта исследования состояния здоровья истцу не были выданы, так как он медицинские освидетельствования по настоящее время не завершил. Обращала внимание, что "ШАВ" уклонялся от явки по повестке в военный комиссариат и от медицинского обследования.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований "ШАВ"

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные вчастях 9и10статьи, в полном объеме.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование административного истца о признании незаконными решения, действия органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действия противоречат нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. В случае отсутствия совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Исходя из закрепленных ст.62 КАС РФ общих правил о распределении бремени доказывания обстоятельств по административному делу, обязанность доказать факт нарушения его прав оспариваемым решением органа, а также противоречии данного решения нормативным правовым актам лежит на административном истце. В свою очередь, административные ответчики по настоящему делу обязаны доказать соблюдение требований законодательства, в результате применения которого было вынесено оспариваемое решение.

В соответствии с ч.1 ст.69 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии со ст.ст.22, 25 закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Согласно п.1 ст.26 вышеуказанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Из материалов дела, в том числе и личного дела призывника, следует, что "ШАВ", ..., с ....2017 состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата города Шадринска и Шадринского района Курганской области.

Согласно учетной карточке призывника "ШАВ" и листа медицинского освидетельствования впервые он был осмотрен врачами-специалистами ....2017, в том числе психиатром, врачом указано, что на левом предплечье множественные рубцы от порезов, которые нанес себе 2 месяца назад, пояснив, что от нечего делать, скучно было. Также врачом сделана запись о том, что "ШАВ" не решителен, не всегда уверен в себе, не самостоятелен. Установлен диагноз под вопросом ...». Заключением врача-специалиста установлена нуждаемость в стационарном обследовании в ГКУ «ШОПНД».

Затем неоднократно "ШАВ" при прохождении медицинских освидетельствований в рамках призывных комиссий 21.06.2018, 17.10.2018 и последний раз 30.06.2020 было рекомендовано пройти стационарное обследование в ГКУ «... психоневрологический диспансер», от прохождения которого административный истец уклонился.

Согласно протоколу от 30.06.2020 призывной комиссии города Шадринска "ШАВ" установлены под вопросами следующие диагнозы: ..., ..., .... Комиссией принято решение направить "ШАВ" на медицинское обследование.

В связи с чем 30.06.2020 военным комиссаром г.Шадринска и Шадринского района "ШАВ" выдано направление на стационарное обследование в ГКУ «... психоневрологический диспансер».

В п.1 ст.31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии.

В соответствии с п.1 ст.28 названного закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: - о призыве на военную службу; - о направлении на альтернативную гражданскую службу; - о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; - об освобождении от призыва на военную службу; - о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу ст.5.1 приведенного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункты 1, 2). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).

В силу п.3 ст.5.1 закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение).

Согласно п.6 Положения годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.

Расписаниеболезней представляет собой таблицу, состоящую из трех граф:статья расписания болезней, наименование болезней и степень нарушения функции,категориягодности к военной службе.

К статье 18 Расписания болезней приводятся пояснения, из которых следует, что статья предусматривает: расстройства личности; расстройства привычек и влечений и т.д. К пункту «б» относятся умеренно выраженные расстройства с неустойчивой компенсацией.

Освидетельствование военнослужащих проводится после обследования в стационарных условиях, изучения личного дела, служебной и медицинской характеристик(абзац восьмой).

Пунктом 13 Положения предусмотрено, что организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

Согласно п.20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Аналогичные требования содержатся в п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Согласно п.21 Положения руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования направление гражданина на медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, необходимого для заключения о его годности к военной службе по состоянию здоровья, возможно на основании решения как призывной комиссии, так и военного комиссара муниципального образования, принятого по заключению врачей-специалистов, обследование возможно только в стационарных условиях.

В листе медицинского освидетельствования отражено заключение врача-специалиста, на основании которого "ШАВ" было выдано направление на стационарное обследование в ГКУ «ШОПНД».

Кроме того, в судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена врач-психиатр "БОВ", которая пояснила, что "ШАВ" впервые проходил призывную комиссию в 2017 году, ею при осмотре были обнаружены множественные порезы на левом предплечье, в связи с чем он был направлен на стационарное медицинское обследование в ГКУ «ШОПНД». Со слов "ШАВ" за 2-3 месяца до призывной комиссии он сам себе нанес порезы. Ею был поставлен диагноз ...» под вопросом, поскольку порезы говорят об эмоциональной неустойчивости человека, кроме того, ею были приняты во внимание характеризующие данные о личности истца из учебного заведения. Впоследствии ежегодно она переписывала свое направление, так как "ШАВ" обследование не проходил. Законом предусмотрено только стационарное обследование лиц, страдающих психическими заболеваниями, в связи с чем ею и было дано соответствующее заключение с целью уточнения диагноза.

С учетом изложенного суд отклоняет как необоснованные доводы административного истца о том, что оснований для направления его на стационарное обследование у ответчиков не имелось, а также не принимает во внимание по этой причине и показания допрошенных свидетелей.

Так, свидетель "ЛСА" суду показала, что "ШАВ" ее сын, она против его обследования в психоневрологическом диспансере, так как тот здоров. Рубцы на предплечье образовались у него после того, как он перелазил через забор с колючей проволокой и поцарапал руку. Врачу сын не говорил о том, что сам себе нанес порезы. В настоящее время он закончил обучение в колледже, нигде не работает, лечится у терапевта.

Свидетель "ЦЛА" пояснила, что осенью 2016 года приходила в гости к "ЛСА" и видела, как та обрабатывает сыну руку, на ее вопрос объяснила, что "ШАВ" перелазил через забор и поцарапал себе руку.

Суд не принимает во внимание представленную административным истцом справку от 01.09.2020 о том, что он не состоит у врача-психиатра на учете, на момент осмотра расстройств не выявлено, поскольку при наличии сомнений в годности призывника к военной службе, он подлежит направлению на дополнительное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, необходимого для заключения о его годности к военной службе по состоянию здоровья.

Доводы представителя истца о том, что в случае стационарного обследования истца в психоневрологическом диспансере впоследствии для него могут возникнуть негативные последствия, не основаны на законе и не имеют правового значения для дела, поскольку законом на призывника возложена обязанность пройти медицинское обследование для уточнения диагноза, прохождение такового не предусматривает лечения и наблюдения у психиатра, а проводится с целью определения годности гражданина к военной службе.

Доводы административного истца о нарушении порядка направления на медицинское освидетельствование, а именно о невыдаче медицинской карты и бланков акта исследования состояния здоровья, слишком коротком, по мнению истца, сроке для явки в военкомат с результатами обследования, не влекут отмену принятого призывной комиссией решения, поскольку истцом не представлены доказательства того, что им вообще принимались меры к прохождению стационарного обследования, и действиями (бездействием) ответчиков нарушены его права.

Представленные административными ответчиками доказательства подтверждают законность оспариваемого решения призывной комиссии, его принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому достаточных оснований.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение о направлении его на медицинское обследование 30.06.2020 в ГКУ «... психоневрологичес-кий диспансер» соответствует требованиям закона и не нарушает права административного истца, принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175,178-180,227 КАС РФ,суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований "ШАВ" к ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» в лице военного комиссариата г.Шадринска и Шадринского района, призывной комиссии г.Шадринска о признании незаконным решения о направлении для обследования в психоневрологический диспансер отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2020 года.

Судья А.Г.Суханова

2а-1249/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шамонин Алексей Вадимович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Курганской области"
Другие
Призывная комиссия г.Шадринска
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Суханова А.Г.
Дело на странице суда
shadrinsky.krg.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
01.09.2020Передача материалов судье
03.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее