Дело № 2-652/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2024 года сл. Большая Мартыновка
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галимуллиной Н.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Мартыновского района Ростовской области Павлейно Е.А.,
при секретаре Талалайко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мартыновского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ-СОШ <адрес>, Администрации Мартыновского района Ростовской области об обязании обустроить полимерное или натуральное покрытие спортивной площадки образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ-СОШ <адрес>, Администрации Мартыновского района Ростовской области указав, что при проведении проверки исполнения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности образовательных организаций в деятельности образовательных организаций Мартыновского района установлено, что спортивная площадка МБОУ-СОШ <адрес> не имеет полимерного или натурального покрытия. Школой спортивные занятия и мероприятия проводятся на спортивной площадке, имеющей многочисленные дефекты вследствие чего является травмоопасной. Просят обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа <адрес> в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, путем обустройства полимерного или натурального покрытия спортивной площадки учреждения.
Старший помощник прокурора Мартыновского района Ростовской области Павлейно Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – МБОУ-СОШ <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены. Просили дело рассмотреть в их отсутствие, определить срок исполнения решения в течение 24 месяцев.
Представитель третьего лица – Отдела образования администрации Мартыновского района ростовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В соответствии со ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, а также материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены и введены в действие с 01 января 2021 года санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20), которые устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
СП 2.4.3648-20 являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной выше деятельности, за исключением проведения экскурсионных мероприятий и организованных походов (п. 1.2 СП 2.4.3648-20).
Пунктом 2.2.2 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия. Спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся. Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в нарушение п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании, ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20 спортивная площадка МБОУ-СОШ <адрес> не имеет полимерного или натурального покрытия. Школой спортивные занятия и мероприятия проводятся на спортивной площадке, имеющей многочисленные дефекты вследствие чего являющейся травмоопасной.
Таким образом МБОУ-СОШ <адрес> обязанность по созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом не исполнена.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Отдела образования администрации Мартыновского района, выполняющего функции учредителя образовательной организаци, направлено представление об устранении нарушений законодательства. Однако, устранение нарушения не обеспечено в связи с отсутствием необходимых финансовых средств у бюджетной образовательной организации.
Изложенные нарушения законодательства об образовании и санитарных правил нарушают права неопределенного круга учащихся школы на современное, качественное образование в муниципальной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и санитарными нормами.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей и не должны влиять на права детей, обучающихся в данной образовательной организации.
Таким образом, исходя из указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом особенностей бюджетного процесса, а также перечня мероприятий, их объема, суд считает возможным определить срок исполнения решения – 18 месяцев со дня вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - среднюю общеобразовательную школу <адрес> в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство полимерного или натурального покрытия спортивной площадки образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Галимуллина Н.Ф.
Решение в окончательной форме принято 09.08.2024.