№ 2-143/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
05 марта 2018г. г.Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В.,
при секретаре Гавриковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ (Управления Роспотребнадзора по РБ) к МБОУ «Селендумская СОШ», администрации МО «Селенгинский район» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд в интресах неопределенного круга лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селендумская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес> в срок до 01 сентября 2018 года выполнить требования санитарного законодательства, а именно: обеспечить ограждение территории общеобразовательного учреждения с восточной стороны на протяжении 50 метров. Обязать администрацию муниципального образования «Селенгинский район» осуществить финансирование мероприятий по устранению МБОУ «Селендумская СОШ» выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства
В судебном заседании представитель истца Мальцев А.А., действующий на основании доверенности от 27.12.2017 г., исковые требования поддержал в полном обьеме.
Представитель ответчика администрации МО «Селенгинский район» Еранский Е.В., действующий на основании довренности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель ответчика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Селендумская СОШ» Ниязов Р.Ш., в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания уведомлен, причина не явки суду не известна.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ, Федеральным Законом от 30.05.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 от 29.12.2010 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Согласно материалам дела, в ходе внеплановой выездной проверки в период с «29» ноября 2017г. по «20» декабря 2017 г. в отношении МБОУ «Селендумская СОШ» Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Селенгинском районе было выявлено частичное неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № № 75 от 27.10.2016 г., срок исполнения которого истек 01.11.2017 г., а именно: не обеспечено ограждение территории общеобразовательного учреждения с восточной стороны на протяжении 50 метров в нарушение п. 3 СанПиН 2.4.2. 2821- 10, предписывающего, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Селендумская СОШ» является муниципальным общеообразовательным бюджетным учреждением.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Пунктом 1 статьи 2 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч. 1 ст. 11, ст. 28 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ст. 39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В нарушение указанных требований с восточной стороны территории МБОУ "Селендумская СОШ" ограждение отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается представленными материалами дела, а также не отрицалось сторонами спора в ходе рассмотрения дела.
Обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у МБОУ «Селендумская СОШ» и администрации МО «Селенгинский район» существовала как на период выдачи предписания в октябре 2016 года, так и на декабрь 2017 года, когда была проведена проверка исполнения предписания.
Наличие указанных нарушений ответчиками не оспорено, доказательств устранения нарушений не представлено.
Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что несоблюдение ответчиками нормативно-правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных опасных нормативов, создает угрозу жизни и здоровью, а также угрозу возникновения их распространения заболеваний среди несовершеннолетних детей, посещающих МБОУ «Селендумская СОШ».
Перечисленные выше нормы права обязывают МО «Селенгинский район» как учредителя и непосредственно Муниципальное бюджетное. образовательное учреждение «Селендумская СОШ» принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно Уставу Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Селендумская СОШ», утвержденному постановлением главы МО «Селенгинский район» №374 от 21.09.2015г., и согласованному с председателем Комитета имуществу, землепользованию и градостроительству Селенгинского района, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Селендумская СОШ» является некоммерческой организацией, финансируемой полностью (или частично) за счет средств бюджета муниципального образования.
Учредителем Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Селендумская СОШ» является администрация муниципального образования «Селенгинский район».
Таким образом, в полномочия Администрации МО «Селенгинский район» входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.
Учитывая, что Администрация МО «Селенгинский район» как учредитель МБОУ «Селендумская СОШ» обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования Управления Роспотребнадзора по РБ об обязании администрации МО «Селенгинский район» осуществить финансирование для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно материалам дела, в ходе проверки также было установлено, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя. Не установлено наличие виновных действий со стороны директора МБОУ «Селендумская СОШ», так как им предпринимались все зависящие от него меры для устранения нарушений, но ввиду отсутствия выделенных денежных средств мероприятия проведены не были.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение представителя истца, а также то, что для решения вопроса финансирования требуется значительное время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда по данным требованиям до 01 июня 2018 года.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО «Селенгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом сведений о тяжелом финансовом положении, финансирования за счет бюджетных средств суд полагает возможным освободить от уплаты госпошлины Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Селендумская СОШ».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Селендумская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 01 сентября 2018 года выполнить требования санитарного законодательства: обеспечить ограждение территории общеобразовательного учреждения с восточной стороны на протяжении 50 метров.
Обязать администрацию муниципального образования «Селенгинский район» осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Селендумская СОШ».
Освободить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Селендумская СОШ» от уплаты государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 07.03.2018 г.
Судья Б.В. Сагаева