РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Усть-Уда 11 июля 2018 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бахановой Л.М. при секретаре Толстоуховой С.В., с участием представителя истца – пом. прокурора Горячевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по иску прокурора <адрес обезличен> в интересах Константиновой О. Г. к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеприведенным иском в защиту трудовых прав работника Константиновой О.Г., указав в обоснование своих требований, что последняя работает в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» младшим воспитателем, заработная плата работнику начислялась в <дата обезличена> до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, что нарушает его трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Просил суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <дата обезличена> всего в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец-прокурор Горячева О.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила об их удовлетворении.
Лицо, в интересах которого был подан иск, и представитель ответчика в судебное заседание не явились, данные лица извещены о нем надлежащим образом. Лицо, в интересах которого был подан иск, письменно просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик юридически значимых заявлений не сделал, возражений на иск, в том числе иной расчет задолженности не привел.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав истца, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Но при этом законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, в том числе, гарантии выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с ч. 2 ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Статьей 148 Кодекса предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 Постановления ВС РФ от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Исходя из буквального смысла приведенных правовых норм следует, что районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, и механизм установления данных выплат не находится в зависимости от механизма установления минимального размера оплаты труда.
Соответствующая правовая позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан Г., О.Л. Дейдей, К. и И.Я. Кураш», согласно которой положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выявленный в указанном Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Судом установлено, Константинова О.Г. с <дата обезличена> и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок», расположенном в местности, относящейся к южным районам <адрес обезличен>, т.е. местности с особыми климатическими условиями, ей в соответствии с условиями трудового договора начисляются стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе, районный коэффициент в размере 30% и процентная надбавка – 30% от минимального оклада.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 г. на территории городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации) был установлен выравнивающий районный коэффициент в размере 1,3. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов постановлено осуществлять: предприятиями – за счет собственных средств, бюджетными организациями – за счет соответствующих бюджетов.
В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 794 от 24.09.89 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» была введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области до 30% заработка.
Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ с 01.07.2016 был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц.
Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ с 01.07.2017 до 01.01.2018 года был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей в месяц.
Таким образом, с учетом процентной надбавки и районного коэффициента заработная плата Константиновой О.Г. при условии выработки нормы рабочего времени по ставке за период с января по <данные изъяты>
Из содержания трудового договора следует, что работник был принят на должность младшего воспитателя (1,25 ставка) на условиях 5-дневной рабочей недели.
Согласно табелям учета рабочего времени Константиновой О.Г. в <дата обезличена> году отработаны полностью нормы рабочего времени в спорный период времени.
При таких обстоятельствах работнику (расчетный год – <дата обезличена>) должна была быть начислена заработная плата: <дата обезличена> - (<данные изъяты>.
Согласно расчетным листкам Константиновой О.Г. в действительности (расчетный год – <дата обезличена>) была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда в указанные месяцы.
Следовательно, задолженность ответчика перед работником по заработной плате (расчетный год – <дата обезличена>) составляет не менее заявленного в иске как сумма помесячной задолженности, представляющей собой разницу между подлежащей начислению и фактически выплаченной.
Составляющие итоговый размер задолженности суммы исчислены путем вычета из заработной платы, подлежащей начислению пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области, фактически начисленной работодателем заработной платы с учетом обязательных налоговых платежей.
С учетом пределов рассмотрения дела – по заявленному иску суд полагает иск подлежащим удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в интересах Константиновой О. Г. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» в пользу Константиновой О. Г. заработную плату за период с <дата обезличена> в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, начиная с <дата обезличена>.
Судья Л.М. Баханова