Р Е Ш Е Н И Е
( в окончательной формулировке)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2015 года гор. Каспийск
Каспийский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
с участием адвоката Шахбанова Р.Р.
при секретаре судебного заседания Лабазановой С.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусукаевой С. Б. к Администрации ГО «<адрес>», о признании бездействий Администрации ГО «<адрес>» выразившиеся в не предоставлении жилого помещения и обязании Администрации ГО «<адрес>» предоставить жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Гусукаева С.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО «<адрес>» о признании бездействий Администрации ГО «<адрес>» выразившееся в не предоставлении жилого помещения и обязании Администрации ГО «<адрес>» предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования истицы Гусукаевой С.Б. исходя из искового заявления и пояснению ею в ходе судебного заседания обоснованы тем, она является сиротой, т.е. лицом оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, на основании Постановления Каспийской городской администрации № 266от ДД.ММ.ГГГГ. Ее опекуном назначена ее бабушка Раджабова М. К..
В настоящее время собственного места жительства и своего жилья она не имеет, что подтверждается справкой выданной федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии.
В 2011 году она обратилась в Администрацию ГО «<адрес>», в связи с чем, на основании постановления Администрации городского округа «<адрес>» и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Несмотря на то, что она поставлена в очередь для улучшения жилищных условий согласно постановлению, ответчик до сих пор не обеспечил ее жильем, что является бездействием со стороны ответчика.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.93 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, находящиеся под опекой, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены и в законе РД от ДД.ММ.ГГГГ за№ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот оставшихся без попечения родителей».
С ДД.ММ.ГГГГ граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Порядок предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен действующим законодательством в соответствии с которым жилое помещение лицам указанной категории предоставляется по решению органа местного самоуправления.
Просит удовлетворить заявленные ею требования.
Представитель истца Шахбанов Р.Р. указанные в исковом заявлении требования поддерживает, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Администрации ГО «<адрес>», он же ведущий специалист органа опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» - Ильясханова З.Т. пояснила, что Гусукаева С.Б. действительно является сиротой и включена в список очередников для получения жилья как сирота. Считает, что ей в соответствии с законом подлежит выделение жилой площади в порядке очередности установленных для указанной категории лиц. Оснований для выделения последней жилья вне очереди, установленной для данной категории лиц, а именно для сирот не имеется, так как вначале им нужно выделить жилье впереди стоящим в очереди лицам, а только после этого ей.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно ст.8 Федерального закона№159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. 25 ноября 2013 года)
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Постановления Правительства РД от 20 февраля 2002 года за № 35 «О первоочередных мерах по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан ежегодно, начиная с 2002 года предусматриваются средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года за № 161 « Об утверждении Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан», усматривается, что «дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».
В соответствии с п.8. постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года за № 161 « Об утверждении Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан», Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи;
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года за № 4 ( в редакции от 8 июня 2009 года) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» Нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются:
на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи;
на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади;
на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади. Гусукаева С.Б. согласно копии паспорта родилась ДД.ММ.ГГГГ году.
Согласно решение Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Гусукаевой С.Б. – Нуждина С. А. признана безвестно отсутствующей.
Отец Гусукаевой С.Б.- Гусукаев Б. Р. решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Согласно Постановления Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Гусукаева С.Б. признана лицом оставшимся без родителей.
Согласно Постановления Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Гусукаевой С.Б. признана ее бабушка Раджабова М. К..
В настоящее время собственного своего жилья истица не имеет, что подтверждается справкой выданной федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ за №05-0-1-53/4002/2015-289.
При таких обстоятельствах, суд считает действия Администрации ГО «<адрес>», по непредставлению жилья истице, незаконными.
В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ:
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года за № 4 (в редакции от 8 июня 2009 года) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» Нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются:
на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи;
на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади;
на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.
Таким образом, Гусукаевой С.Б. должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с нормами установленными Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года за № 4 (в редакции от 8 июня 2009 года) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан».
Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года за № 161 Гусукаева С.Б. должна быть обеспечена жилым помещением за счёт средств Республиканского бюджета Республики Дагестан.
Учитывая изложенное, требования истца о выделении жилья суд считает обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусукаевой С. Б. к Администрации ГО «<адрес>», о признании бездействия Администрации ГО «<адрес>» выразившееся в непредставлении жилого помещения и обязании Администрацию ГО «<адрес>» предоставить жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения удовлетворить в полном объеме.
Признать действия Администрации ГО «<адрес>» выразившиеся в непредставлении жилого помещения Гусукаевой С. Б. незаконными.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Гусукаевой С. Б. по договору социального найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан, путём подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной формулировке вынесено 27 апреля 2015 года