УИД 11RS0001-01-2021-013400-03 №2а-9431/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании п.2 постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», возложении обязанности установить новый срок расселения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с административным иском к Администрации МОГО «Сыктывкар» о признании незаконным п.2 постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в МКД №... до 2027 года.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что установленный в оспариваемом постановлении срок расселения граждан, проживающих в указанном МКД не может расцениваться как разумный, принимая во внимание то обстоятельство, что здание признано в установленном порядке аварийным, т.е. представляет собой угрозу как для проживающих в нем лиц, так и для любых других граждан, которые могут случайно находиться внутри или снаружи здания в момент его неожиданного разрушения.
Привлеченные к участию в деле Водолазкин Ю.Л., Пономаревы В.В., Д.В., К.Д., Панюков А.Н., Третьякова Н.А., Подгорная Е.В., Пименовы Г.В., В.А., Остапов И.Г., Корожнева (Булыгина) И.И., Столяров Н.С. в ходе рассмотрения дела позицию административного истца поддержали, указывая о том, что не только сохраняют регистрацию, но и до настоящего времени проживают фактически в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Остальные правообладатели жилых помещений в составе МКД №....Сыктывкара непосредственного участия в судебном разбирательстве непосредственного участия не приняли.
Надлежаще извещенной Администрацией МОГО « Сыктывкар» представитель для участия в судебном заседании направлен не был.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими.
Суд полагает, что в период до 2027 года, то есть в течении всего срока, установленного Постановлением №... для отселения жильцов многоквартирного дома, прокурор вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения прокурора в суд с административным иском период, стал являться чрезмерно длительным, нарушающим права и законные интересы как проживающих в данном МКД граждан, так и иных жителей города, принимая во внимание потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц ( случайных прохожих и т.п.), которое создает здание, находящееся в аварийном техническом состоянии.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом №... 1960 года постройки в 2020 году был обследован специализированной организацией –ГБУ РК « ...».
Принятым на основании представленного отчета заключением МВК №17 от 19.06.2020, учитывая существующую угрозу обрушения большинства несущих и ограждающих конструкций здания, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности, указанный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании Заключения МВК №17 от 19.06.2020, вынесенного на основании отчета по обследованию МКД №..., Администрацией МОГО « Сыктывкар» было принято Постановление №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», п.1 которого МКД №... признан аварийным и подлежащим сносу, а пунктом 2 постановлено Администрации МОГО « Сыктывкар» принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях дома №..., в срок до 2027 года.
Рассматривая требования прокурора, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя (часть 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, тем не менее, они должны отвечать требованиям разумности.
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Суд полагает, что имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома №... в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем лиц, а также иных граждан.
Согласно выводам специалистов ГБУ РК « ...», изложенным в заключении по комплексному обследованию технического состояния объекта, на дату обследования срок эксплуатации здания составляет 60 лет при нормативном сроке службы 50 лет, сведения о проведении капитального ремонта здания отсутствуют, физический износ на дату обследования составляет 72%.
Как отражено в отчете, несущая способность фундамента МКД №... утратила восприятие нагрузок от конструкций дома, вследствие разрушений и просадок всего фундамента. По косвенным данным визуального осмотра техническое состояние фундаментов под наружными и внутренними стенами признано аварийным. Состояние несущих конструкций перекрытий, как и состояние остальных несущих конструкций также оценивается, как аварийное. При этом, как указано специалистами, аварийное состояние- состояние здания при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стены, фундаменты) отнесены к категории аварийных и представляют угрозу для жизни проживающих.
Суждение специалистов о наличии опасности для жизни находящихся в здании лиц дает суду основание полагать, что установленный Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома в другие жилые до 2027 года влечет нарушение прав граждан на безопасную среду обитания.
Устранение потенциальной угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц ( как жильцов дома, так и их гостей, сотрудников почтовой службы, обслуживающих организаций, посещающих здание в связи со служебной необходимостью и т.п.) не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, а также возможностей бюджетного финансирования.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что определенный Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома №... до 2027 года является неразумным и нарушает права граждан, связанные с обеспечением их безопасности и права на жилище.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое положение ( п.2) постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» не может быть признано судом соответствующим требованиям законодательства и подлежит признанию незаконным по требованию прокурора с возложением на административного ответчика, в целях предотвращения правовой неопределенности, обязанности установить новый срок расселения, отвечающий требованиям разумности.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск И.о. прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» - удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
Возложить на Администрацию МОГО «Сыктывкар» обязанность установить разумный срок отселения жильцов многоквартирного дома №... в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято ** ** **.