Решение по делу № 2а-9431/2021 от 11.08.2021

УИД 11RS0001-01-2021-013400-03 №2а-9431/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании п.2 постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», возложении обязанности установить новый срок расселения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с административным иском к Администрации МОГО «Сыктывкар» о признании незаконным п.2 постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в МКД №... до 2027 года.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что установленный в оспариваемом постановлении срок расселения граждан, проживающих в указанном МКД не может расцениваться как разумный, принимая во внимание то обстоятельство, что здание признано в установленном порядке аварийным, т.е. представляет собой угрозу как для проживающих в нем лиц, так и для любых других граждан, которые могут случайно находиться внутри или снаружи здания в момент его неожиданного разрушения.

Привлеченные к участию в деле Водолазкин Ю.Л., Пономаревы В.В., Д.В., К.Д., Панюков А.Н., Третьякова Н.А., Подгорная Е.В., Пименовы Г.В., В.А., Остапов И.Г., Корожнева (Булыгина) И.И., Столяров Н.С. в ходе рассмотрения дела позицию административного истца поддержали, указывая о том, что не только сохраняют регистрацию, но и до настоящего времени проживают фактически в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Остальные правообладатели жилых помещений в составе МКД №....Сыктывкара непосредственного участия в судебном разбирательстве непосредственного участия не приняли.

Надлежаще извещенной Администрацией МОГО « Сыктывкар» представитель для участия в судебном заседании направлен не был.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими.

Суд полагает, что в период до 2027 года, то есть в течении всего срока, установленного Постановлением №... для отселения жильцов многоквартирного дома, прокурор вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения прокурора в суд с административным иском период, стал являться чрезмерно длительным, нарушающим права и законные интересы как проживающих в данном МКД граждан, так и иных жителей города, принимая во внимание потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц ( случайных прохожих и т.п.), которое создает здание, находящееся в аварийном техническом состоянии.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом №... 1960 года постройки в 2020 году был обследован специализированной организацией –ГБУ РК « ...».

Принятым на основании представленного отчета заключением МВК №17 от 19.06.2020, учитывая существующую угрозу обрушения большинства несущих и ограждающих конструкций здания, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности, указанный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании Заключения МВК №17 от 19.06.2020, вынесенного на основании отчета по обследованию МКД №..., Администрацией МОГО « Сыктывкар» было принято Постановление №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», п.1 которого МКД №... признан аварийным и подлежащим сносу, а пунктом 2 постановлено Администрации МОГО « Сыктывкар» принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях дома №..., в срок до 2027 года.

Рассматривая требования прокурора, суд принимает во внимание следующее.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя (часть 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, тем не менее, они должны отвечать требованиям разумности.

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.

Суд полагает, что имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома №... в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем лиц, а также иных граждан.

Согласно выводам специалистов ГБУ РК « ...», изложенным в заключении по комплексному обследованию технического состояния объекта, на дату обследования срок эксплуатации здания составляет 60 лет при нормативном сроке службы 50 лет, сведения о проведении капитального ремонта здания отсутствуют, физический износ на дату обследования составляет 72%.

Как отражено в отчете, несущая способность фундамента МКД №... утратила восприятие нагрузок от конструкций дома, вследствие разрушений и просадок всего фундамента. По косвенным данным визуального осмотра техническое состояние фундаментов под наружными и внутренними стенами признано аварийным. Состояние несущих конструкций перекрытий, как и состояние остальных несущих конструкций также оценивается, как аварийное. При этом, как указано специалистами, аварийное состояние- состояние здания при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стены, фундаменты) отнесены к категории аварийных и представляют угрозу для жизни проживающих.

Суждение специалистов о наличии опасности для жизни находящихся в здании лиц дает суду основание полагать, что установленный Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома в другие жилые до 2027 года влечет нарушение прав граждан на безопасную среду обитания.

Устранение потенциальной угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц ( как жильцов дома, так и их гостей, сотрудников почтовой службы, обслуживающих организаций, посещающих здание в связи со служебной необходимостью и т.п.) не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, а также возможностей бюджетного финансирования.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что определенный Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома №... до 2027 года является неразумным и нарушает права граждан, связанные с обеспечением их безопасности и права на жилище.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемое положение ( п.2) постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» не может быть признано судом соответствующим требованиям законодательства и подлежит признанию незаконным по требованию прокурора с возложением на административного ответчика, в целях предотвращения правовой неопределенности, обязанности установить новый срок расселения, отвечающий требованиям разумности.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск И.о. прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» - удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 постановления АМОГО « Сыктывкар» №... « О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Возложить на Администрацию МОГО «Сыктывкар» обязанность установить разумный срок отселения жильцов многоквартирного дома №... в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья -                              Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято ** ** **.

2а-9431/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И. о. прокурора г. Сыктывкара
Ответчики
Администрация МО ГО
Другие
Пименов Владислав Александрович
Панюков Александр Николаевич
Пименов Никита Владиславович
Пономарёва Карина Денисовна
Пономарев Денис Владимирович
Политова Антонина Ивановна
Корожнева Ирина Ивановна
Подгорная Мария Игоревна
Булышева Лилия Витальевна
Бородкин Александр Леонидович
Водолазкин Юрий Леонидович
Пономарева Валентина Васильевна
Булышева Валентина Фёдоровна
Столяров Никита Сергеевич
Булышев Виталий Алексеевич
Корожнев Константин Михайлович
Остапов Иван Геннадьевич
Булышев Герман Евгеньевич
Пименова Галина Васильевна
Политов Сергей Анатольевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.08.2021Регистрация административного искового заявления
11.08.2021Передача материалов судье
12.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2021Предварительное судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее