Решение по делу № 3а-624/2016 от 29.06.2016

дело № 3а-624/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2016 г. г. Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Смирновой М.В.

при секретаре Коньшиной А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Валерия Николаевича о нарушении избирательных прав,

у с т а н о в и л :

Сергеев В.Н. 29 июня 2016 года обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о нарушении избирательных прав.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района Московской области» в результате объединения территорий городских поселений Мытищи и Пироговский и сельского поселения Федоскинское был создан городской округ Мытищи. в силу действующего законодательства, а именно статьи 13 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» преобразование муниципальных образований путем объединения влечет создание вновь образованного муниципального образования, что в силу статьи 34 названного закона предусматривает проведение выборов в орган местного самоуправления вновь образованного муниципального образования не позднее шести месяцев со дня его создания. Согласно Устава городского округа Мытищи Совет депутатов городского округа состоит из 25 депутатов, 12 из которых избираются по одномандатному избирательному округу. Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 13 января 2016 года №31/1 был создан представительный орган вновь образованного городского округа Мытищи путем переименования Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области. При этом совет депутатов городского округа Мытищи был сформирован из 19 депутатов, еще 6 депутатских мандатов остаются вакантными. Однако Совет депутатов городского округа Мытищи в предусмотренный законом шестимесячный срок не назначил выборы по замещению шести депутатских мандатов оставшихся вакантными, в связи с чем нарушено его Сергеева В.Н. активное и пассивное избирательное право. Просит признать незаконным бездействия Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области, обязать Совет депутатов городского округа Мытищи назначить выборы депутатов Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области для замещения шести депутатских мандатов по единому избирательному округу в срок не позднее 19 июля 2016 года и возложить на избирательную комиссию полномочия по подготовке и проведению выборов, обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании административному истцу было предложено уточнить заявленные требований, однако истец настаивал на рассмотрении заявленных требований, пояснив, что Совет депутатов городского поселения Мытищи он считает действующим представительным органом вновь образованного муниципального образования городской округ Мытищи и в правомочном составе. При этом полагает, что поскольку Уставом городского округа Мытищи численность депутатов составляет 25, однако действующих депутатов 19, следовательно, Совет депутатов должен в силу ФЗ №131 назначить выборы по 6 вакантным мандатом. При этом административный истец указал, что не заявляет требования о назначении дополнительных выборов.

Административный ответчик Совет депутатов городского округа Мытищи по доверенности Моисеева Л.В. возражала против заявленных требований, указав, что истцом фактически заявлены требования о назначении и проведении довыборов на свободные депутатские мандаты, однако нормами действующего законодательства такой порядок не предусмотрен. Полгала, что в целом не имеется оснований для проведения муниципальных выборов.

Привлеченные к участию в деле представитель Территориальной избирательной комиссии города Мытищи Сырбова Е.В. возражала против заявленных требований, указала, что ТИК города Мытищи действует на основании решения Избирательной комиссии Московской области от 09 декабря 2015 года №247/3321-5. Муниципальные выборы назначаются решением Совета депутатов, но такого решения представительным органом муниципального образования в 2016 году принято не было, оснований для назначения выборов не имеется.

Представитель Главного управления территориальной политики Московской области Губанова Ю.М. полагала, что в удовлетворении требований должно быть отказано.

Представитель Избирательной комиссии Московской области извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, иных представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района Московской области» в результате объединения территорий городских поселений Мытищи и Пироговский и сельского поселения Федоскинское был создан городской округ Мытищи.

Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 13 января 2016 года №31/1 был создан представительный орган вновь образованного городского округа Мытищи путем переименования Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области.

Согласно Устава городского округа Мытищи Совет депутатов городского округа состоит из 25 депутатов. В соответствии с Уставом Мытищинского муниципального района, представительный орган состоял из 19 депутатов.

Согласно ст. 12, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

    Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, гарантии его осуществления устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).

Административный истец не оспаривая правомочность Совета депутатов городского округа Мытищи, полагает, что представительный орган местного самоуправления в течение шести месяцев был обязан назначить выборы для замещения шести вакантных мандатов по одномандатным избирательным округам. Данный довод суд находит не основанным на законе поскольку.

Пунктом 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено общее правило распределения мандатов в пределах единого списка кандидатов, а в том случае, когда освободившийся мандат принадлежал депутату из конкретной территориальной группы, предусмотрено правило распределения вакантного мандата по территориальной принадлежности выбывшего депутата.

Срок полномочий представительных органов муниципальных образований является единым и закреплен Законом Московской области №60/2016-ОЗ.

Применительно к рассматриваемому делу оснований для применения выше приведенной нормы суд не усматривает, истец фактически ставит вопрос о проведении в городском округе Мытищи довыборов, что действующим законодательством не предусмотрено.

Исходя из доводов истца, приведенных в административном исковом заявлении о назначении муниципальных выборов в связи с изменением муниципального образования суд, исходит из следующего.

    В соответствии с ч. 2 статьи 23 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Частью 3 той же статьи предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

    Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случае нарушения указанных прав, устанавливает Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее – Федеральный Закон №138-ФЗ).

    В силу ч. 1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

- законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

- представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

-в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

- полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

- законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

- истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

- выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

- отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

- муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

- органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

- в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Согласно п. 5 ст. 3 названного Федерального закона порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Суд полагает, что установленных в указанной норме оснований в данном случае не имеется.

Законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района», принятым в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ, преобразованы муниципальные образования Мытищинского муниципального района Московской области путем их объединения в городское поселение.

Согласно ст. 1 Закона объединены территории городского поселения Мытищи, городского поселения Пироговский и сельского поселения Федоскинское без изменения границ территории Мытищинского муниципального района.

Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, полномочия органов местного самоуправления каждого из объединяемых поселений в результате объединения прекращены.

Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Мытищинского муниципального района, наделено статусом городского округа – городской округ Мытищи.

В соответствии со ст. 2 Закона МО №147/2015-ОЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Мытищинского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступили к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.

Полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняли органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Мытищинского муниципального района.

Таким образом, Законом Московской области от 23 сентября 2015 года №147/2015-ОЗ предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Мытищи действующими органами местного самоуправления Мытищинского муниципального района. Данный не оспаривался.

Как следует из вышеприведенного Закона, границы объединенной территории полностью совпали с границами Мытищинского муниципального района. Абсолютное совпадение границ усматривается также из описания границ Мытищинского муниципального района в Законе Московской области от 29 декабря 2004 года №198/2004-ОЗ «О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» и описания границ городского округа Мытищи в Законе Московской области от 16 декабря 2015 года №227/2015-ОЗ «О границе городского округа Мытищи».

    Совпадение границ объединенного муниципального образования с границами муниципального района привело к тому, что органы местного самоуправления этого муниципального образования в случае их создания должны были бы осуществлять одновременно полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения муниципального района. Такие характеристики муниципального образования соответствуют понятию городского округа как оно изложено в части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ.

    При этом до принятия Закона МО №147/2015-ОЗ в Мытищинском муниципальном районе действовал сформированный на состоявшихся 14 сентября 2014 года и дополнительных муниципальных выборах состоявшихся 13 сентября 2015 года представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов Мытищинского муниципального района, состоящий из 19 депутатов и наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия Совета истекают в 2019 году. Депутаты Совета депутатов Мытищинского муниципального района избраны непосредственно населением, проживающим на территории Мытищинского муниципального района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании, выполняют свои обязанности в полном объеме, количественный состав депутатов является правомочным.

Как указано выше, Законом Московской области №147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района» предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Мытищи действующими органами местного самоуправления Мытищинского муниципального района – без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона МО №147/2015-ОЗ городской округ Мытищи не является вновь образованным муниципальным образованием, а преобразован путем изменения статуса существовавшего муниципального образования в связи с наделением его статусом городского округа, с возложением исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа Мытищи на действующие органы местного самоуправления Мытищинского муниципального района.

     В связи с изложенным не возникает предусмотренных п.3 части 16 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования – Совета депутатов Мытищинского муниципального района, наделенного вступившим в законную силу Законом МО №147/2015-ОЗ полномочиями по решению установленных Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.

Поскольку в данном случае не установлено нарушений конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п.1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 243-244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

требования Сергеева Валерия Николаевича о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области по не назначению даты голосования и не формированию избирательной комиссии; определении срока назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Мытищи для замещения шести депутатских мандатов по единому избирательному округу и возложении обязанности по подготовке и проведению выборов - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в пятидневный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья М.Ю. Елизарова

3а-624/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеев В.Н.
Ответчики
Совет депутатов г/о Мытищи МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
04.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
04.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2016[Адм.] Судебное заседание
14.07.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее