Решение по делу № 2а-6303/2021 от 18.06.2021

УИД 11RS0001-01-2021-009748-95 2а-6303 /21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи административное дело по административному исковому заявлению Эдильбиева Мансура Мустафаевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, прокуратуре Республики Коми, об оспаривании действий, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Эдильбиев М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, а также Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ об оспаривании постановлений о применении к нему мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, связанных с отправлением религиозных обрядов, настаивал также на признании незаконными ответов прокурора, данных в ответ на его обращения по вопросу законности примененных мер взыскания, за период с №... года и возложении обязанности привести внутренний распорядок дня ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в соответствие с расписанием молитв.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, прокуратура Республики Коми.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении административных исковых требований настаивал по заявленным основаниям.

Представители административных ответчиков в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, указывая о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд как с требованиями об оспаривании ответов Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ №№... от 11.10.2017, 31.08.2020, так и постановлений должностного лица ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о применении мер дисциплинарного взыскания.

В письменном отзыве ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми также указало о том, что отправление религиозных обрядов не должно нарушать режима и установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, оспариваемые взыскания наложены на заявителя правомерно.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Как свидетельствуют материалы дела, административный истец отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ** ** ** был поставлен на профилактический учет, как лицо, изучающее, пропагандирующее, либо распространяющее экстремистскую идеологию. За период с ** ** ** Эдильбиев М.М. 10 раз был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения распорядка дня, установленного в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в осуществлении религиозных обрядов в не отведенное для этого время и в не установленном для этого месте.

** ** ** Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ по итогам рассмотрения жалобы Эдильбиева М.М. дан ответ №178ж-2015, которым заявитель уведомлен о том, что проведенной по его заявлению проверкой нарушений закона при вынесении постановления начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** о наложении дисциплинарного взыскания в виде перевода в ЕПКТ сроком на 12 месяцев за нарушение установленного распорядка дня совершением религиозного обряда ** ** ** в 01 час 10 минут, не установлено.

** ** ** Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ жалоба Эдильбиева М.М. по вопросу нарушения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми его права на свободу вероисповедания оставлена без удовлетворения, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

Рассматривая заявленные административным истцом в настоящее время требования, суд исходит из следующего.

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч.2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч.6).

В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно части третьей статьи 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Таким федеральным органом исполнительной власти является Минюст России (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).

Правила утверждены административным ответчиком при реализации полномочий, предусмотренных приведенным кодексом, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации с соблюдением порядка введения их в действие.

Пунктом 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено право осужденных пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией исправительного учреждения, в определенное распорядком дня ( исправительного учреждения) время.

Данное правовое регулирование, как признал Конституционный Суд РФ в определении от 30.01.2020 N 248-О, согласуется с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, которые утверждены Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года и закрепляют, что в пределах осуществимого каждый заключенный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности, участвуя в религиозных обрядах в стенах его заведения и имея в своем распоряжении религиозные писания, свойственные его вероисповеданию (правило 42).

При этом, приведенными выше нормами не предусмотрена обязанность администрации исправительного учреждения обеспечивать осужденным возможность отправлять религиозные обряды в тот период суток, который им необходим, согласно канону избранной веры.

В ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК действует распорядок дня для лиц, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении, утвержденный приказом начальника ИУ ( N237 от 07.05.2021 г., в предшествующие периоды № 75 от 08.02.2018, №831 от 30.12.2016).

В приложениях к данному приказу для осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК определен распорядок дня, включающий в себя предоставление времени для отправления религиозных обрядов дважды в день ( в утреннее и вечернее время), помимо этого, личное время, которое предлагается употребить для целей чтения литературы или молитв и т.п.

При этом, распорядком дня осужденных установлен отбой в 21час.30 минут и непрерывный 8-часовой сон до 5 часов 30 минут утра.

Из материалов дела следует, что административным истцом ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** были допущены нарушения распорядка дня, выразившиеся в осуществлении религиозных обрядов в ночное время в неустановленном администрацией ИУ месте и в не отведенное распорядком дня время, за что Эдильбиев М.М. в установленном порядке был подвергнут дисциплинарным взысканиям. При этом, по 8 нарушениям ему был объявлен выговор, один раз – назначено наказание в виде помещения в ШИЗО на 8 суток, и один раз - в ЕПКТ сроком на 12 месяцев.

Порядок привлечения осужденного к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован ст. ст. 115 - 118 УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ N205 от ** ** **. Указанный порядок административным ответчиком соблюден.

Нарушений прав административного истца, в том числе предусмотренных ст.ст.3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также положений УИК РФ, оспариваемыми действиями не допущено.

Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ), а в органах прокуратуры также Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 определено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу, иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Как следует из обстоятельств дела, в 2017 и 2020 году в адрес Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступали обращения Эдильбиева М.М. о несогласии с переводом в ЕПКТ, и о нарушении его права на свободу вероисповедания администрацией ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.

Указанные обращения были рассмотрены в установленном порядке, о чем заявителю направлены ответы №178ж-2015. Как следует из содержания ответа от 11.10.2017, в части доводов о необоснованном применении мер дисциплинарного взыскания, указано, что постановлением врио начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 24.07.2017 применена мера взыскания в виде водворения в ЕПКТ сроком на 12 месяцев за совершение 16.07.2021 нарушения установленного порядка отбывания наказания. Данное взыскание признано законным и обоснованным и указано, что оснований для его отмены не имеется.

Как сообщается в ответе от 31.08.2020, нарушений в действиях должностных лиц ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, связанных с применением к заявителю мер дисциплинарного воздействия, не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования и удовлетворения обращения осужденного не имеется.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Частями 1-3 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан также регулируются Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генерального Прокурора РФ от 30 января 2013 года № 45 (далее Инструкция), которая разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1. Данная инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов

должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приёма граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (пункт 3.1 Инструкции).

В соответствии с п.6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Как следует из положений статей 5, 10, 22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя.

Все обращения административного истца своевременно рассмотрены в органах прокуратуры, по результатам рассмотрения в адрес заявителя в установленный срок направлены ответы, содержащие все необходимые сведения.

    Поскольку постановление о применении меры дисциплинарного взыскания было принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с его компетенцией и полномочиями, взыскание применено с соблюдением положений статьи 117 УИК РФ, его вид определен с учетом обстоятельств совершения правонарушения, характеризующих личность осужденного материалов, и его предыдущего поведения, соответствует тяжести и характеру совершенного проступка, оснований для его отмены правомерно не установлено.

Содержание ответов, данных заявителю, соответствует требованиям законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, о результатах рассмотрения обращения административному истцу направлено письменное уведомление. Несогласие административного истца с их содержанием не может свидетельствовать о нарушении его прав. Ответы №178ж-2015 от 11.10.2017, 31.08.2020 даны надлежащим должностным лицом, в установленный законом срок, подробно мотивированы, каких-либо препятствий для осуществления прав и свобод административного истца им не создано, каких-либо обязанностей не возложено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий нарушающими права и свободы заявителя.

Федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным кодексом лишении или ограничении прав и свобод.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.

Кроме того, законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из изложенных в иске обстоятельств, оспариваемые действия ответчиков имели место в период времени с 2017 по 2020 год, при этом, с настоящими требованиями заявитель обратился лишь 16.06.2021, соответственно, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок на обращение в суд им пропущен. Административным истцом не приведены обстоятельства, явно исключающие возможность сформулировать им свою позицию относительно допущенных, по его мнению, администрацией исправительного учреждения нарушений, изложить ее в письменном виде и направить для рассмотрения в суд до истечения трехмесячного срок с момента окончания действия примененных мер взыскания. При этом, заявитель не оспаривал того обстоятельства, что в период с 2017 года неоднократно убывал из ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, соответственно, период его пребывания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не может расцениваться, как длящийся непрерывно с 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных административных исковых требований Эдильбиева Мансура Мустафаевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, прокуратуре Республики Коми, о признании незаконными наложенных в период с 2017 года мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, связанных с отправлением религиозных обрядов, признании незаконным ответа Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ №178ж-2015 от 11.10.2017, 31.08.2020, возложении обязанности привести внутренний распорядок дня ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в соответствие с расписанием молитв - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

Мотивированное решение изготовлено судом 07 сентября 2021 года.

2а-6303/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Эдильбиев Мансур Мустафаевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Республике Коми
Сыктывкарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по РК
Прокуратура РК
ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация административного искового заявления
21.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
07.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее