Решение по делу № 2-95/2023 от 12.04.2023

УИД 25RS0023-01-2023-000160-21

Дело №2-95/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2023 года п.Ольга Приморского края

Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Штольп Э.В.,

при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Лазарева А.А. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лазарев А.А. обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что проживает по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, во время снегопада 21-23 декабря 2022 года, были нарушены условия его проживания, а именно длительное время отсутствовало электроснабжение жилого помещения, что в свою очередь привело к отсутствию воды из-за отключения насоса подающего воду из скважины, теплоснабжения, в связи с наличием в доме водяного отопления, а также отсутствовало транспортное сообщение. В этой связи истец просит признать факт нарушения условий жизнедеятельности в результате ЧС, признать его пострадавшими в результате ЧС, обязать КГКУ включить его в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признать за ним право на получение материальной помощи.

В судебное заседание истец Лазарев А.А., будучи извещенным надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик администрация Ольгинского муниципального округа, будучи извещенной надлежащим образом, в суд своего представителя не направила. Представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, а также письменный отзыв, в соответствии с которым в период ЧС на территории района работало более 40 единиц тяжелой техники, расчищено 259 км. краевых дорог и 122 км. дорог местного значения, привлечены силы и средства МЧС, санитарной авиации, спецтехника. Своевременными мерами основные задачи по ликвидации последствий стихии, были выполнены. За весь период ликвидации последствий ЧС в ЕДДС администрации округа не поступало заявок об эвакуации в связи с нарушением условий жизнедеятельности, невозможностью проживания в жилом доме. Следовательно, все граждане Ольгинского муниципального округа, за исключением тех, чье имущество было повреждено, и кто не мог находиться в своих домах и квартирах, не заявляли о том, что не могут пребывать в жилом помещении. Таким образом, комиссией по заявлениям граждан факт проживания и нахождения на территории, факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается, однако факт невозможности проживания в жилых помещениях и на территории не установлен. Снежный покров на дорогах не свидетельствует о невозможности проживания, нарушение транспортного сообщения не повлекло серьезных последствий. Истцы о необходимости эвакуации не сообщали. Просит в удовлетворении иска отказать.

Ответчик КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», будучи извещенным надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, а также отзыв на исковые требования, в соответствии с которым следует, что основанием для установления права гражданина на предоставление мер поддержки является наличие ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате ЧС. Факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания гражданина по причине утраты или повреждения имущества, угрозы жизни или здоровью. Для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и др. техника, работали горячие линии по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправке в другие населенные пункты, пункты временного размещения. Истец не обращался с просьбой об эвакуации и невозможностью проживания в своем жилом помещении. Отсутствие электричества и невозможность транспортного сообщения не причинили ему ущерб, не свидетельствует о нарушении условий жизнедеятельности. Комиссией Ольгинского муниципального округа не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истца. Заключение комиссии не оспорено и не признано незаконным. Назначение единовременной материальной помощи, при отсутствии нарушения условий жизнедеятельности, правовыми актами не предусмотрено. Суд не вправе устанавливать факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС, поскольку установление данного факта находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Ознакомившись с доводами искового заявления, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

На основании постановления администрации Ольгинского муниципального района от 15.07.2022 №440 на территории Ольгинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера.

В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.

Согласно постановлению Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением в Приморском крае в декабре 2022 года снежного циклона с 21.12.2022 г. режим чрезвычайной ситуации регионального характера введен на территории Ольгинского муниципального округа. Границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Сроки и последовательность административных процедур и административных краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики Приморского края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337.В силу п. 11.2 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 2.2. Порядка, подтверждение факта проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, установление фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с п.2.3 Порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795.

В соответствии с п. 8 приказа МЧС № 795 факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях, невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Пунктом 5 приказа МЧС № 795 установлено, что критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем, в том числе: состояние электроснабжения здания (помещения).

Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениям (местах проживания) констатируется, если более суток прекращено электроснабжение жилого здании (помещения).

Согласно п. 6 приказа МЧС № 795 критерий невозможности транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условиях жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочному пункту.

Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорий проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.

В силу п. 4 приказа МЧС № 795 условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы одного и приведенных из критериев.

14 февраля 2023 года по факту поступившего заявления комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 г. № 9, проведено обследование места жительства истца с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности.

По результатам обследования жилого помещения подтвержден факт проживания заявителя по указанному адресу в период ЧС, установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя. Данные обстоятельства объективно подтверждены и имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно копией паспорта истца, сообщениями ООО «АТО «Приморье-Арсеньев», АО «Примавтодор», АО «ДРСК».

Указанные критерии прямо предусмотрены действующим законодательством, в качестве критериев нарушения условий жизнедеятельности при ЧС.

Сторонами не оспаривается, что во время ЧС (и в результате ЧС) у истца отсутствовало энергоснабжение более суток, а также транспортное сообщение.

В соответствии со ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Любой из этих критериев является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.

При этом выводы комиссионного заключения от 14.02.2023 о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителя не установлено, на основании которого было принято решение от 17.02.2023 об отказе в назначении выплаты единовременной материальной помощи, противоречат установленным фактам.

При указанных обстоятельствах, право истца на получение единовременной материальной помощи нарушено.

Доводы ответчиков судом отвергаются, поскольку невозможность проживания в жилых помещениях в силу п.5 указанного приказа устанавливается на основании вышеуказанных критериев, при этом факт обращения истца с просьбой об эвакуации в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности не приведен.

Доводы об отсутствии ущерба у истца не является юридически значимым при рассмотрении настоящего спора, поскольку утрата имущества предусмотрена в качестве основания для оказания финансовой помощи (пп.б п.2.1), а не единовременной материальной помощи.

То обстоятельство, что отсутствие энергоснабжения не установлено инструментально, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при наличии другого критерия нарушения условий жизнедеятельности, а также того, что факт отсутствие энергоснабжения в результате ЧС не оспаривается и подтверждается сообщением АО «ДРСК».

Доводы ответчика о том, что суд не вправе устанавливать факты, основан на ошибочном толковании закона, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Указанный приказ МЧС распространяется как на правоотношения, возникающие в результате ЧС техногенного, так и природного характера, поскольку в п.2.3 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236 ПП «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прямо указано, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».

Учитывая установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лазарева А.А. удовлетворить.

Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Лазарева А.А., <данные изъяты>, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.

Признать Лазарева А.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, признать за ним в связи с этим право на получение единовременной материальной помощи.

Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», ОГРН 1142537005566, ИНН 2537108468, <адрес>/а, оф.301, включить Лазарева А.А. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением № 223-па от 15.05.2018 г. администрации Приморского края «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края»

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения – 15 мая 2023 года.

Председательствующий судья Э.В.Штольп

2-95/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазарев Александр Афанасьевич
Ответчики
КГКУ "Центр Социальной поддержки населения Приморского края"
Администрация Ольгинского муниципального округа
Суд
Ольгинский районный суд Приморского края
Судья
Штольп Э.В.
Дело на странице суда
olginsky.prm.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее